Открытый урок по русскому языку на тему: Устное народное творчество. Фольклор (5 класс)

Класс: 5 «а»
Тема урока: Устное народное творчество. Фольклор.
Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен, прелесть русских сказок.
Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения; дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. Познакомить с русскими народными песнями, со сказками, пословицами и поговорками, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа. Развивающие: Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен, классифицировать русские народные сказки. Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных. Воспитательные: Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума и чувств. С помощью фольклорных произведений формировать уважение к народному творчеству русского народа. Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств, без которых немыслимы благородство и сердечная чуткость. Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: урок изучающего чтения.
Оборудование: Слайдовая презентация, цветок «Ромашка», записи на доске.                                Ход урока I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности - Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо? Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке. - Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что вы о них думаете. Запись на доске. Нам важно: 1. Доказать свою точку зрения. 2. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 3. Быть готовым протянуть руку помощи. 4. Использовать знания и умения, полученные на других уроках. 5. Быстро и дружно работать в паре и группе. Чтение учителем стихотворения: Во саду ли в огороде, девица гуляла. Во саду ли в огороде, цветочки поливала. Одни цветочек сорвала, И нам в класс передала. А цветочек не простой, В нем каждый лепесток расписной. - Да, ребята, вот какую ромашку нам передали в класс. Смотрите, как улыбается нам серединка ромашки. Сегодня у нас первый вводный урок по теме. II. Речевая разминка.
Коляда
· традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.
Слайд
- Прочитайте стихотворение.
Коляда, коляда, Приходи издалёка, Один раз в годок, Полюбуемся часок. С морозом трескучим, Со стужей колючей, Со снегами белыми, С вьюгой, с метелями. Самокаты сани Покатили сами - От села до села, Коляда весела. III Изучение нового материала.
Устное народное творчество русского народа
1. Актуализация опорных знаний. - Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?
- Правильно – это колядка. А что обозначает это слово?
- Кто придумал эту песню?
- Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке? На доске записана тема: «Устное народное творчество».
Устное – из уст в уста
Народное – авторство народа
Творчество – создание нового

Былины Загадки
Пословицы Сказки
Поговорки Песни
Приговорки Считалки
Небылицы Скороговорки
– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
Былины- эпические песни о русских богатырях Пословицы и поговорки
Пословица – народное изречение, с многозначным употреблением в речи по принципу аналогии.
Старый друг – лучше новых двух.
Добро творить – себя веселить.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Маленькое дело – лучше большого безделья.
Поговорка – образное выражение, метко определяющее жизненное явление.
Лёгок на помине
Ни к селу, ни к городу
Как снег на голову
Как об стенку горох


А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
Словарная работа.
Устное- уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор
безымянен.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы. Фольклор это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, казахского, польского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.
- С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.
- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?





















- Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.
- К какому жанру можно отнести колядки? Почему? - Теперь сорвем первый лепесток нашего цветка. На первом лепестке песенки.
3. Работа над русскими народными песнями. 1) Беседа о русских народных песнях. – Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.)
- Прочитайте в учебнике о русских народных песнях.
- Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? Как вы понимаете название песен «потешки», «заклички», «плясовые»?
Колыбельная песня  один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания.
В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.



Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, Мого Ваню не пугай. Я за веником схожу, Тебя, бука, прогоню. Поди, бука, куда хошь, Мого Ваню не тревожь!

- Колыбельные песни;
- Песни-потешки;
-Заклички;
- Шуточные песни;
- Плясовые песни.
- Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. Все это и есть устное народное творчество. 4. Песенки.
Чтение.
- Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни? - По исполнению, какие это песни?
- Когда исполнялись эти песни-заклички?
- К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста.

- Прочитаем следующую песню.
- Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.
- Кто подразумевался под образом лебёдушки?
- Когда молодая девушка покидает свой дом?
- Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?
IV. Физкультминутка.
V. Продолжение изучения темы.
1. Чтение и обсуждение русской народной песни «Как на тоненький ледок»
- Прочитайте песенку.
- Поделитесь впечатлениями от прочитанного.
- Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
2. Повторное чтение.
3. Чтение-инсценирование.
4. Слушание русских народных песенок.
- Выскажите своё мнение о песенках. Какие понравились и почему.
Следующий лепесток ромашки-сказки.
В стародавние времена сказка называлась "басень", от слова "баять" - "говорить". А тех, кто рассказывал сказки, называли "бахари" или "баяны« и скоморохи.
А знаете ли вы, что такое сказка? Как отличить ее от других произведений?
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.










Сказка - Ложь, но в ней всегда присутствует Намек на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.
Композиция сказки














VI. Итог урока. - С чем мы знакомились на уроке?
- Какие бывают русские народные песни? - С какими песнями познакомились?
- С какими сказками знакомы?
- Чему учит сказка?
- Отгадайте следующие загадки?
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.
Золотое решето, чёрных домиков полно.
В огороде стоит, ничего не говорит, сам не берёт и воронам не даёт.
VII. Оценка работы учащихся.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки, пословиц, поговорок, загадок.













Пословицы

Пословицы

Песни

Сказки

Скорого
ворки

Потешки

Считалки

Загадки

Небыли
ца







Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 5Картинка 113 из 6454Рисунок 7Картинка 113 из 645415