Урок по музыке для 1 класса В детском музыкальном театре


Тема урока: «В детском музыкальном театре»
Цель: формирование представления детей о музыкальном театре
Задачи:
Образовательные:
Рассмотреть понятие детского музыкального театра
Изучить разные виды театров, познакомить со знаменитыми театрами мира.
Вспомнить образ кукольного героя Петрушки.
Рассмотреть подобные образы героев в разных странах.
Изучить строение театра
Изучить отрывок И. Стравинского «У Петрушки».
Выучить песню И. Брамса «Петрушка»
Воспитательные:
воспитывать взаимоуважение между партнерами, понимание, взаимодействие между учащимися.
Развивающие:
развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);
развивать навыки коммуникативного мышления.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.
Введение в тему урока:
Просмотр отрывка из постановки ТЮЗ «Юность», «Щелкунчик»
Учитель: где мы сейчас с вами побывали? Что мы видели?
(это театр, постановка на сцене, спектакль)
Учитель: а кто исполняли роли главных героев?
(это дети)
Учитель: как вы видите, у нас нет темы урока, кто может предположить, о чем пойдет речь на нашем уроке?
(о театре, в котором играют дети, поют)
ТЕМА: «В детском музыкальном театре» (Записать)
Актуализация знаний, полученных ранее.
Учитель: Ребята, сегодня мы посетим с вами детский музыкальный театр. Давайте вспомним, что такое театр? Что происходит в нем? Как называют людей, которые дают представления в театре?
Учитель: Ребята, театры бывают разные: драматический, театр кукол, оперы и балета, есть театр юного зрителя. (Показываю ребятам изображения разных театров нашей страны и других стран. Называю самые известные театры мира: Большой театр, Мариинский театр, Гранд-опера, Ла Скала. В нашем городе тоже есть театры, перечисляем их, выясняем, кто из детей был в театре, делимся впечатлениями о посещении театра).Учитель: А мы уже говорили о героях русского театра, когда и в связи с каким праздником, что это был за герой?
(Дети вспоминают героев театра, подсказываю с помощью изображений: праздник Масленицы, Петрушка)
Учитель: Правильно догадались, это Петрушка! Он тоже является актером театра, только кукольным. (Одеть игрушку-Петрушку на руку). У него много «родственников» в других странах. Во Франции – Полишинель, в Италии – Пульчинелла, в Германии – Гансвурст. Внешне они немного походят друг на друга, а по характеру – все озорники и весельчаки. (Показать всех героев, обыграть, как Петрушка узнает своих родственников).
Изучение нового материала.
Учитель: Но сегодня мы посетим театр другой – детский музыкальный театр. В нем всегда оживленно и весело.
(Беседа идет параллельно с изображениями на слайде, которые подталкивают детей на размышления)
Учитель: Как называются те люди, которые играют на сцене? Что они показывают, изображают?
(Это артисты, они показывают детям сказочные музыкальные представления: они играют, танцуют и поют).
Учитель: А что это за непонятное углубление перед сценой, зачем оно?
(Перед сценой в музыкальном театре находится оркестровая яма. В ней сидят музыканты оркестра, которые аккомпанируют артистам.)Учитель: Кто руководит оркестром?
(Руководит оркестром дирижер.)
Учитель: Так же, как и на концерте, в театре нужно соблюдать правила поведения. Кто знает какие?
(Не бегать, не кричать, проходя к своему месту, нужно поворачиваться к зрителям лицом, а не спиной, этим ты показываешь уважение к окружающим. Во время представления нельзя вставать со своего места, уходить, шуршать фантиками – для этого можно дождаться перерыва (антракта).)Учитель: Эти правила – совсем несложные. Их выполнение говорит об уважении не только к другим людям, но и к самому себе.
5. Прослушивание отрывка И. Стравинского «У Петрушки».
Учитель: Давайте послушаем, как изобразил в своей музыке Петрушку композитор. Охарактеризуйте музыку?
(Музыка подвижная, резкая – можно представить, как Петрушка прыгает и кривляется)
Учитель: Эта музыка исполняется в театре, потому что она является частью балета «Петрушка». И там роль Петрушки выполняет не кукла, а артист балета, танцор.
Учитель: Ребята, а что же такое балет?
( Это спектакль, в котором артисты, действующие лица рассказывают истории языком танца, они танцуют под звучание оркестра. На балете вы не услышите слов и пения – там только танцуют)Разучивание песни И. Брамса «Петрушка»
Учитель: Исполняю детям песню, беседуем о характере. Обращаю внимание на то, что разные композиторы в своем творчестве изображали Петрушку. Почему? Дети сами попробуют сделать вывод.
Учитель: Разучиваем песню в более спокойном темпе, обращаем внимание на паузы, короткие звуки. Затем исполняем песню с игрой на бубне и треугольнике (удар на сильные доли).
(При исполнении песни вновь появляется кукла-Петрушка)
Исполнение с инсценированием «Гусята»
Учитель: В заключении урока вспомним песню и исполним ее по ролям. Для этого дети одевают шапочки и сапожки гусят, бороду для сапожника.
Ребята проигрывают маленький музыкальный спектакль.
Учитель: главная ответственность лежит на плечах остальных ребят, так как они должны выполнять все правила поведения в театре: не шуметь, внимательно слушать, можно подпевать артистам.
Домашнее задание (задает кукла-Петрушка)
Нарисовать сцену из спектакля, где одним из героев будет Петрушка.