Измерение углов с помощью транспортира 3 кл

Тема урока: «Угол. Измерение углов с помощью транспортира» 3 класс (система Л.В.Занкова)
Тип урока: закрепление изученного материала
Цель: обеспечить условия для
развития логического и алгоритмического мышления,
развития познавательной деятельности учащихся,
формирования умений по применению знаний и способов действий в измененных и новых учебных ситуациях,
развития активности учащихся,
развития пространственного мышления
Оборудование: интерактивная доска Triumph Board, проектор, принтер, распечатки рабочих листов из конспекта урока у каждого ученика.
Ход урока
 
Вступительное слово учителя. Мотивация урока.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В математики мир отправляемся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока буду такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!

Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.

II.Работа коллектива класса
Актуализация знаний. На уроках математики мы знакомимся с разными плоскими геометрическими фигурами. Учимся их находить, измерять и сравнивать.
Задание № 1. На ИД и рабочих листах даны разные отрезки. Сравните их между собой и запишите соответствующие равенства или неравенства: АВСD, СDМN, АВMN
А В С D M

- Все ли отрезки получилось сравнить?
- Как быть? ( Нужно взять линейку и измерить). N
Дети выполняют задание. Проверка задания № 1.
Задание № 2 - А теперь сравните углы наглаз и запишите их номера в порядке уменьшения.
А В
С D
Возникает проблемная ситуация: 1-ый и 4-ый угол не удалось сравнить.
- Как же, ребята, поступим? ( Нужно их измерить).
- Чем будем измерять углы? – (транспортиром. Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол.).
- Кто помнит, в чём измеряется угол? – (Измеряют углы в градусах).
Дополнительные сведения.
Ученик 1:
С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью измерять. Понятие градуса и появление первых инструментов для измерения углов связывают с развитием цивилизации в древнем Вавилоне, хотя само слово градус имеет латинское происхождение (градус– от лат. gradus- “шаг, ступень”). Градус получится, если, разделить окружность на 360 частей. Возникает вопрос – а почему древние вавилоняне делили именно на 360 частей. Дело в то, что в Вавилоне была принята шестидесятиричная система счисления. Более то, число 60 считалось священным. Поэтому все вычисления были связаны с числом 60 (календарь вавилонян включал 360 дней).
Ученик 2:
Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней.
Ученик 3:
Кроме градуса, были введены такие единицы измерения, как минута (часть градуса) и секунда (часть минуты). Названия “минута ” и “секунда” произошли от partes minutae primae и partes minutae sekundae, что в переводе означает "части меньшие первые" и "части меньшие вторые". В истории науки эти единицы измерения сохранились благодаря Клавдию Птолемею, жившему во II веке .
История не сохранила имя ученого, который изобрел транспортир – возможно в древности этот инструмент имел совсем другое название. Современное название происходит от французского слова ”ТRANSPORTER”, что означает “переносить”.
2. Формулировка темы и целей урока.
- Кто может назвать тему нашего сегодняшнего урока? Измерение величины углов.
- Какую цель поставим себе, чему хотим научиться? Научиться точно измерять углы с помощью транспортира.
3. Практическая работа по измерению углов с помощью транспортира (на ИД и рабочих ли
·стах)

Вернёмся к нашей проблемной ситуации. Измеряем угол А и угол D.

А) Составление алгоритма измерения углов (деформированный, собрать в нужном порядке)
- Пронумеруйте данный алгоритм, правильно расставляя порядок действий.
АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА.
__ Расположить транспортир так, чтобы одна сторона угла проходила через начало отсчета (00) на одной из двух шкал транспортира. (2шаг)
__ Учитывая направление отсчета, правильно снять результат со шкалы.(4 шаг)
__ Совместить центр транспортира с вершиной угла. (1шаг)
__ Посмотреть, через какое деление этой шкалы проходит другая сторона угла.(3шаг)

Б) Учащиеся измеряют данные углы на ИД и на своих листах. Проверка задания № 2.

Закрепление. Задание № 3* Самостоятельная работа по выбору. Построение и измерение углов на циферблате часов по указанному времени.
- Молодцы. За отличной работой и время не замечаешь. Как выдумаете, почему я заговорила о времени? (учителю обязательно взглядом указать на механические настенные часы). (Большая и маленькая стрелки образуют угол).
- У вас на листе представлены табло электронных часов. Ваша задача отобразить это же время на циферблате механических часов. Какие углы у вас получились? Измерьте и запишите их величину.

15 - 00 07 - 10 18 – 43
_________ ________ ________

Проверка задания № 3*. 1 часы - 900 (прямой угол), 2часы – около 1500(тупой угол)
3 часы – около 600(острый угол) (проверяем на ИД)

5. Итог урока.
- Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?
Знать, как пользоваться транспортиром
Составить алгоритм измерения углов.
Уметь точно определять градусную меру угла.
Уметь правильно определять вид угла
- А где ты в своей жизни встречаешься с углом?

6. Рефлексия. Расскажите мне по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок математики?




7. Домашнее задание



















Рабочий лист учени__ 3 «В» класса _______________________
Задание № 1
Сравни отрезки и запиши соответствующие неравенства.
А В M N
С D
АВСD CDMN MNАВ
Задание № 2
Сравни углы и запиши их в порядке уменьшения: _______________________.
В
А
С D
Подсказка к заданию № 2
Расположи по порядку алгоритм измерения углов транспортиром.
___ Расположить транспортир так, чтобы одна сторона угла проходила через начало
отсчета (00) на одной из двух шкал транспортира.

___ Учитывая направление отсчета, правильно снять результат со шкалы.

___ Посмотреть, через какое деление этой шкалы проходит другая сторона угла.

___ Совместить центр транспортира с вершиной угла.
Задание № 3*
У вас на листе представлены табло электронных часов. Ваша задача отобразить это же время на циферблате механических часов.
Какие углы у вас получились? Измерьте их. Запишите величину.

15 - 00 07 - 10 18 - 43
_________ ___________ ___________

многое было непонятно

Я

понял, но не всё

всё понял



Рисунок 3Нђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3Јђ Заголовок 715