Статья Организация работы классного руководителя с семьёй и родителями


Организация классного руководителя работы с семьёй и родителями
Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

Аннотация
В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных условий взаимодействия школы и семьи.


Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Одним из основных условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Взаимоотношения определяют: взаимопонимание, уважение, поддержка.
Родителей в силу социально  экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Таким образом, социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.
Наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество и таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. Поэтому большую роль в воспитании личности ребёнка играет образовательное учреждение. Способствовать созданию социально  благополучной среды для каждого обучающегося  главная задача социального педагога образовательного учреждения.
Для организации более тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи в нашем образовательном учреждении создан клуб «Семь-Я».
Учитывая факт отдалённости от культурных центров, этнические и культурные особенности региона, отсутствие в полной мере досуговых центров, наше образовательное учреждение также является и культурным центром микрорайона.
Клуб «Семь-Я», организован для работы с семьями, в рамках клуба проводятся мероприятия как для родителей с целью повышения психолого - педагогических знаний (консультации, беседы за круглым столом, тренинги), так и совместных мероприятий  родителей и детей.
Работа клуба «Семь-Я» ведётся по программе, написанной мною, социальным педагогом школы. Программа включает в себя следующие направления:
Умеем сами, научим наших детей.
Совместная трудовая деятельность родителей и школьников;
Профориентирование;
Развитие творческих способностей школьников;
Развитие коммуникативных навыков;
Здоровье и труд – нацию спасут.
Формирование культуры ЗОЖ;
Профилактика наркозависимости и других негативных явлений;
Привлечение учащихся в систему дополнительного образования (детей - опекаемых, с ограниченными физическими возможностями в здоровье), развитие творческих способностей;
Забота
Изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей систему воспитания;
Взаимодействие образовательного учреждения с городскими службами, осуществляющими профилактическую работу с подростками;
Диагностика личностных качеств, выявление интересов, потребностей участников воспитательного процесса;
Индивидуальное сопровождение семьи и школьника;
Организация работы с социально-незащищенными «трудными», оставшимися без попечения родителей, имеющими физические недостатки детьми, с семьями «группы риска».

Школа родителей: «Учи других – сам поймешь».
Мониторинг родителей (выявление культурно-нравственного уровня, как важного факта воспитания детей);
Педагогическое просвещение молодых родителей;
Консультирование;
«Отдыхай – время даром не теряй».
Оздоровление учащихся, нуждающихся в санаторном лечении;
Организация каникулярного времени;
Знакомство с календарно-обрядовой культурой, семейно-бытовыми обрядами, традициями;
Работа по всем направлениям ведется через систему взаимодополняющих мероприятий, направленных на установление гармоничных отношений образовательного учреждения, родителей и жителей микрорайона.
В рамках клуба «Семья-Я» работает «Университет педагогических знаний» для родителей, по программе родительского всеобуча, разработанной мною по вопросам воспитания. Темы занятий оговариваются с классными руководителями и разрабатываются согласно вопросам, возникающим в воспитательном процессе и вызывающие затруднения в их решении у родителей. Заседания родительского всеобуча происходят раз в четверть, эти занятия помогают вооружить родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомят родителей с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей. В этом направлении осуществляется передача информации, и используются следующие формы работы с родителями: лекции; индивидуальные и групповые консультации; круглые столы; семинары.
Взаимодействие семьи и школы значительно обогащает воспитательную атмосферу, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности, но только в том случае, если оно протекает в целесообразных формах, и если форма взаимодействия изменчива, подвижна и зависит от содержательной стороны контактов между семьёй и школой.

Список литературы:
Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. М.:«Академия», 1999. – 440с.;
Григорьева Е. «Остров спасения», журнал «Семья и школа», № 1-2, 2001.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. – М.: «Академия», 2000. – 200с.;
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.








































13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815