КОНСПЕКТ УРОКА (в проектной технологии) «ПИСЬМА А.С. ПУШКИНА — ВЫРАЖЕНИЕ ИСКРЕННОСТИ, ЗАБОТЫ, НЕЖНОСТИ, ВОСХИЩЕНИЯ любимой жене



КОНСПЕКТ УРОКА (в проектной технологии) «ПИСЬМА А.С. ПУШКИНА -
ВЫРАЖЕНИЕ ИСКРЕННОСТИ, ЗАБОТЫ, НЕЖНОСТИ, ВОСХИЩЕНИЯ
любимой жене

( для учащихся 11 класса)

Урок в проектной технологии « Письма А.С.Пушкина – выражение искренности, заботы, нежности, восхищения любимой жене»
Цель: -обучающая: в ходе анализа , рассуждений над письмами
А.С.Пушкина показать обнаженность души поэта, искренне любящего
свою жену;
- развивающая: продолжать развивать навыки анализа текста, умения
отвечать на поставленные вопросы, делать выводы и обобщения,
развивать монологическую речь, строить собственные речевые
высказывания;
- воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к чувствам
другого человека; любовь А.С.Пушкина к жене – пример восхищения и
подражания
Наглядность: портреты А.С.Пушкина, жены поэта Н.Н.Гончаровой, рисунки учащихся
Технические средства: использование медиафрагментов , музыкальных записей, презентаций, составленных учащимися .
Ход урока.
Целевая установка на творческую работу.
Презентация выполнения заданий первой группы
1.Защита презентации «Наталья Николаевна Гончарова – жена А.С.Пушкина.
2.Составить синквейн к образу Н.Н.Гончаровой.
3.Прочитать выразительно выдержки из писем А.С.Пушкина, посвященных жене поэта. (Приложение №1)
Примерный синквейн (составлен по технологии синквейна) 1.Кто? Наталья Николаевна Гончарова.
2.Какая? Красивая, искренняя, любящая и любимая.
3.Что делает? Любит (мужа), заботится (о детях), вдохновляет( поэта на написание различных произведений).
4.Афоризм: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя, а душу твою люблю я еще более твоего лица»
5.Муза, жена, верная подруга.

Презентация выполнения заданий второй группы.
1. Рассказать историю развития взаимоотношений А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой. (Приложени№2)
2.Защита рисунков, фотоиллюстраций, портретов Натальи Николаевны
Н.Н Гончаровой и А.С.Пушкина.
3.Составить синквейн к письмам А.С.Пушкина, посвященным жене поэта.
4.Защита исследовательской работы «Письма А.С.Пушкина - к жене – запечатленный в слове памятник любви» (Приложение № 3)

Примерный синквейн 1.Что? Письма поэта.
2.Какие? Искренние, дышащие любовью, нежные, страстные.
3.Что делают? Душу обнажают, чувства нежности, любви выражают, вызывают восхищение (Так любить!)
4.Афоризм: «Письма А.С.Пушкина к жене – запечатленный в слове памятник любви».
5.Любовная исповедь.
Презентация выполнения заданий третьей группы.
1 Прочитать наизусть стихотворение поэта «Мадонна», посвященное Н.Н.Гончаровой.
2.Защита рисунков, фотоиллюстраций, портретов Натальи Николаевны
Гончаровой.
3.Составить синквейн к образу Н.Н.Гончаровой по стихотворению.
4.Рассказать об облике Мадонны в одноименном стихотворении А.С.Пушкина. Дать восприятие, истолкование, оценку стихотворению А.С.Пушкина «Мадонна» (Приложение № 4)

Примерный синквейн 1.Кто? Наталья Николаевна Гончарова.
2.Какая? Чистая (душой), любимая, величественная.
3.Что делает? Заставляет поэта сравнить ее с Пречистой Божьей Матерью, вдохновляет (поэта на написание различных произведений).
4.Афоризм; «Чистейшей прелести чистейший образец», «Душевну красоту ничто не изменяет, она, единая, всегда и всех пленяет».
5. Мадонна, предмет обожания.

V. Обобщение материала после представленных презентаций


Заключение.
Вот такая она, Мадонна, в пушкинских письмах и в стихотворении «Мадонна»:
женщина, гармонично сочетающая внешнюю красоту и внутреннее обаяние, душа которой более всего нравилась поэту;
женщина, воплощающая милую простоту и аристократический тон;
женщина, искренне и нежно любящая и любимая (письма Пушкина – запечатленный в слове памятник любви);
жена, понимающая своего мужа, которой он мог доверить сокровенное, свои творческие планы, свободолюбивые мысли;
мать, любящая и заботящаяся о своих детях;
женщина, олицетворяющая тип русской верной мужу супруги (А.С.Пушкин, умирая, велел блюсти траур всего два года, а она семь лет выполняла данный ей обет);
женщина, от которой Пушкин был «огончарован», которую он сравнивал с Пречистой (стихотворение «Мадонна»), которую боготворил;
женщина, которая дала ему семейное счастье;
женщина – муза, вдохновившая Пушкина на написание поэтических шедевров;
она, Мадонна, до конца своих дней несла для Пушкина целый мир, мир семьи, мир его друзей.
Воистину так: «Чистейшей прелести чистейший образец».

Приложение №1
В письме от 29 октября 1830 г. Пушкин пишет из Болдина в Москву: » Милостивая государыня Наталья Николаевна! Я по-французски браниться не умею, так позвольте мне говорить по– русски, а вы, мой ангел, отвечайте мне хоть по-чухонски, да только отвечайте».
«Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды: я бы купил её, если бы она не стоила 40 тыс. руб. Афанасию Николаевичу следовало бы выменять её на негодную Бабушку, раз до сих пор ему не удалось её перелить. (30 июля 1829 г.)

«Прощайте, прелестный ангел. Целую кончики ваших крыльев, как говорил Вольтер людям, которые вас не стоили. » (11 октября 1829)
24 апреля 1834 год. Письмо из Петербурга в Москву Н.Н. Пушкиной: «Благодарю тебя, мой ангел, за письмо из-под Торжка. Ты умна, ты здорова – ты детей кашей кормишь – ты под Москвою. Вот это меня очень порадовало и успокоило, а то я был сам не свой»
«Мой ангел! Поздравляю тебя с Машиным рождением, целую тебя и ее. Дай бог ей зубков и здоровья. Того же и Саше желаю, хоть он и не именинник Благословляю всех вас, детушки» (18 мая 1834 г. из Петербурга в Ярпольц).
«Благодарю тебя, мой ангел, за добрую весть о зубке Машином. Теперь надеюсь, что и остальные прорежутся безопасно» (29 мая 1834 г. из Петербурга в Полотняный завод).
«Целую тебя и детей, благословляю всех троих. Прощай, душа моя»
«Радуюсь, что Сашку от груди отняли, давно бы пора Машке скажи, чтоб она не капризничала, не то я приеду , и худо ей будет. Благословляю всех вас. Тебя целую в особенности».
«Будь молода, потому что ты молода – и царствуй, потому что ты прекрасна. Целую тебя от сердца» - 14 июля 1834 г. Пушкин пишет так своей жене, не переставая восхищаться ее красотой.

Приложение №2

Пушкин, кроме поэтического гениального дара, владел еще одним – умением любить. Страстное сердце поэта «не любить не может». Тем, кого он любил, посвящены поэтические шедевры. Стихи эти пронизаны силой страсти, трепетной нежностью и всеохватывающей добротой. Любовь у Пушкина – это не роковая страсть, несущая страдания, а светлое чувство, естественное состояние души человека, даже если любовь невзаимная. В окружении поэта было немало «юных дев», воспылавших страстно к темпераментному, азартному, неугомонному поэту. Да и сам Пушкин восклицал: « Да здравствуют нежные девы и жены, любившие нас!». Среди тех, кого любил поэт, была и Наталья Николаевна Гончарова, по шутливому признанию поэта, она была его сто тринадцатая любовь. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года и был от нее в восторге: « Когда я увидел её первый раз, я полюбил её, голова у меня закружилась.» Не сразу согласились её родители на свадьбу. Сколько раз поэт был в отчаянии! И вот луч надежды сверкнул: « Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча мне казалась блаженством, боже мой – она почти моя». Наконец, 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали были обвенчаны А до этого важного события все переживания поэта, все его нетерпение сердца, болезненное чувство ожидания решительного ответа на согласие свадьбы отражены в творчестве поэта ( его письмах и стихах).

Приложение №3

Образ Натальи Николаевны Гончаровой в письмах поэта. Казалось бы, странно звучит эта фраза. Но ничего удивительного нет, ибо сами письма поэта, даже сугубо деловые, тоже являются примерами обдуманного искусства: некоторые из них сохранились в разных редакциях и несут в себе, в особую очередь, следы упорного труда. Неоднократная шлифовка черновиков писем к друзьям и приятелям вызывает размышления: «Пушкин в любом своем литературном «деле» поэт, созидатель особого поэтического мира, обращенного к человеку». Свидетельством тому являются и письма к Наталье Николаевне, сначала как к невесте, затем как к жене, письма к друзьям, в которых он с благоговением отзывается о своей возлюбленной.
Письма к жене – запечатленный в слове памятник любви, по высказыванию Д.Благого. К возлюбленной своей Пушкин обращается не иначе, как «мой ангел», «моя женка», «моя красавица», «мой кумир», «моя жизнь», «душа моя». Письма Пушкина – не дантовское обожествление неземной красоты и не петрарковская страсть к возлюбленной, а любовь семейная, т.е. любовь мужа к своей жене и своим детям. Письма Пушкина к жене писаны простым слогом, с непринужденностью, искренностью, с обильным включением «просто народного слога», который был так чужд «светской черни».
В письмах «так и бьет струею» светлый и мужественный ум Пушкина, поражает прямизна и верность его взглядов, меткость и как бы невольная красивость выражения. Писанные со всею откровенностью семейных отношений, без поправок, оговорок и утаек, они тем яснее передают нам нравственный облик поэта» (Д.Благой).
Пушкинские письма к его Мадонне – сущий клад, раскрывающий писателю внутренний интимный мир поэта, его высокую порядочность, нравственность, нежную, невероятно страстную, искреннюю любовь к жене и детям. Именно ей, жене, мадонне, доверяет он свои душевные тайны, свободолюбивые настроения, дерзкие мысли в адрес царя, именно с ней он делится своими творческими замыслами, именно она вдохновляет его на написание великих творений (вспомните хотя бы две «детородные» болдинские осени 1830,1833 годов). Как трепетно беспокоится поэт даже в предсмертные минуты, интуитивно чувствуя, что судьба после его гибели будет несправедлива к ней. А какова она, Мадонна, в письмах Пушкина?
Пушкин встретил Гончарову в декабре 1828 года. «Когда увидел её в первый раз, - писал он позднее Наталье Ивановне, - красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась. » Для поэта Натали была образом небесного существа, встреча с ней для него была блаженством. В письме к Натали, он писал:»Мой ангел, ваша любовь – единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка. Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней всё моё счастье». Или ещё строки.
В письме от 29 октября 1830 г. Пушкин пишет из Болдина в Москву: «Милостивая государыня Наталья Николаевна! Я по – французски браниться не умею, так позвольте мне говорить по – русски, а вы, мой ангел, отвечайте мне хоть по - чухонски, да только отвечайте».
«Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды: я бы купил её, если бы она не стоила 40 тыс. руб. Афанасию Николаевичу следовало бы выменять её на негодную Бабушку, раз до сих пор ему не удалось её перелить»(30 июля 1829 г.)
Во всех своих письмах Пушкин называет свою невесту ангелом: «Прощайте, прелестный ангел. Целую кончики ваших крыльев, как говорил Вольтер людям, которые вас не стоили. » (11 октября 1829 г.)
Сколько восхищения, обожания, преклонения чувствуется в этих строках. Сердце поэта было всецело отдано Наталье Николаевне, которая сердцем чувствовала, что она его единственная настоящая любовь. Об этом говорило всё, начиная с его «Мадонны».
« Я - его мадонна - несла в себе для него целый мир. Мир семьи. Мир его друзей. И даже сложнейший мир его суеверий. » А мадонной Пушкин назвал Натали в день после свадьбы.
Восемнадцатилетняя Наталья Пушкина проснулась после свадьбы, и глаза её встретились с восторженными глазами её мужа, он стоял на коленях возле кровати . « Очевидно так он простоял всю ночь, - подумала она, и её охватило волнующее недоумение.
- Моя мадонна! – шепотом сказал он, складывая руки , как перед иконой. Робкие слёзы выкатились у неё из глаз, она улыбнулась ему.
Какую же трудную ей предстояло нести судьбу, быть женою поэта, такого как Пушкин. Долли Фикельмон как верно предсказала судьбу Натальи Николаевны: «Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что – то воздушное и трогательное во всём её облике - эта женщина не будет счастлива, я в этом уверена. Сейчас ей все улыбаются, она совершенно счастлива, и жизнь открывается перед ней блестящая и радостная, а между тем голова её склоняется, и весь облик как будто говорит: »Я страдаю». Но какую же трудную предстоит ей нести судьбу – быть женою поэта, как Пушкин».
После своей женитьбы Пушкин не перестаёт нежно любить свою возлюбленную. Читаем в письме от 8 декабря 1831 г., написанное поэтом из Москвы в Петербург уже Наталье Пушкиной: »Душа моя, женка моя, ангел мой! Сделай мне такую милость:побереги себя».
В разлуке с Натали он скучает и во многих письмах пишет, что ему «тоска без неё »: « Что, жёнка? Скучно тебе? Мне тоска без тебя. Кабы не стыдно было, воротился бы прямо к тебе, ни строчки не написав. Да нельзя, мой ангелУехал писать, так пиши же роман за романом, поэму за поэмой» (19 сентября 1833 год из Оренбурга в Петербург).
Письмо из Болдина в Петербург от 6 ноября 1833 года к жене является еще одним подтверждением его искренней любви: «Женка, женка! Я езжу по большим дорогам, живу по три месяца в степной глуши, останавливаюсь в пакостной Москве, которую ненавижу, - для чего? – для тебя, женка, чтоб ты была спокойна и блистала себе на здоровье, как и прилично в твои лета и с твоею красотою»
Пушкин был нежен с Натальей Николаевной всегда, все шесть лет, прожитые вместе. В памяти всплывают письма к ней, ласковые, заботливые, иногда шутливые. Очень любил он и детей и во всех письмах он справляется об их здоровье.
24 апреля 1834 год. Письмо из Петербурга в Москву Н.Н. Пушкиной: «Благодарю тебя, мой ангел, за письмо из-под Торжка. Ты умна, ты здорова – ты детей кашей кормишь – ты под Москвою. Вот это меня очень порадовало и успокоило, а то я был сам не свой»
«Мой ангел! Поздравляю тебя с Машиным рождением, целую тебя и ее. Дай бог ей зубков и здоровья. Того же и Саше желаю, хоть он и не именинник Благославляю всех вас, детушки» (18 мая 1834 г. из Петербурга в Ярпольц).
«Благодарю тебя, мой ангел, за добрую весть о зубке Машином. Теперь надеюсь, что и остальные прорежутся безопасно» (29 мая 1834 г. из Петербурга в Полотняный завод).
«Целую тебя и детей, благославляю всех троих. Прощай, душа моя»
«Радуюсь, что Сашку от груди отняли, давно бы пора Машке скажи, чтоб она не капризничала, не то я приеду и худо ей будет. Благославляю всех вас. Тебя целую в особенности».
«Будь молода, потому что ты молода – и царствуй, потому что ты прекрасна. Целую тебя от сердца» - 14 июля 1834 г. Пушкин пишет так своей жене, не переставая восхищаться ее красотой.
Прелесть Н. Гончаровой была отмечена не только самим Пушкиным, но и в свете она считалась одной из первых красавиц. Но в своей душе Наталья Николаевна не была великосветской дамой и из писем видно, что Пушкин ее любил не только за красоту лица, но особенно за ее душу. Она умело вела дом, хозяйство, заботилась о своих детях. Это не была пустая светская красавица, увлеченная только балами и разорявшая мужа нарядами. В то же время, наверное, было что-то противоестественное в случае, если бы очаровательная юная женщина осталась равнодушной к нарядам и к успеху в свете, которому сам Пушкин, да отчасти и в зрелые годы отдал такую обильную дань. Одна из самых умных женщин Петербургского света, внучка Кутузова и жена австрийского посланника Д.Ф. Фикельмон записала в дневнике 25 октября 1831 года: «Мне показалось, что он вчера испытывал все мелкие ощущения, все возбуждение и волнение, какое чувствует муж, желающий, чтобы его жена имела успех в свете».
Наверное, Пушкин, особенно поначалу, не терпел бы, если бы его молодая жена не могла и не умела блистать в обществе или выглядела хуже других. Это подтверждают и письма его, приведенные выше: « Что бы ты блистала себе на здоровье, как и прилично в твои лета и с твоею красотою»
Пушкин воплотил этот идеал подлинной светскости в своей Татьяне.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей
Все тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
De comme il faut
Пушкин нашел и боялся потерять этот высокий аристократизм поведения в своей жене. «Я, - пишет он ей в письме от 30 октября 1833 года, - не ревнив, да и знаю, что ты во всякое тяжкое не пустишься: но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московской барышнею, все что не comme il faut, все, что vulgarЕсли при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя».
Жена Пушкина была и остается типом русской верной мужу женщины от начала до конца. В письмах Пушкина Наталья Николаевна – та, которой поэт может доверить свои свободолюбивые чувства, дерзкие мысли в адрес царя. Возмущенный тем, что его «облекли в шутовской полосатый кафтан», т.е. пожаловали придворное звание камер-юнкера, Пушкин пишет жене: «Письмо твое послал я тетке, а сам к ней не отнес, потому что репортуюсь больным и боюсь царя встретить. Все эти праздники просижу дома. К наследнику являться с поздравлениями не намерен: царствие его впереди: и мне, вероятно, его не видать. Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня няньку; второй меня не пожаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю: от добра добра не ищут. Посмотрим, как наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тезкой: с моим тезкой я не ладил. Не дай бог идти ему по моим следам, писать стихи, да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибет».
Безусловно, поэт написал это письмо в вольных тонах. Или еще:
«Жду от тебя письма. Но будь осторожнавероятно, и твои письма распечатают: этого требует Государственная безопасность». И в следующем письме: «На того я перестал сердиться, потому что он виноват в свинстве окружающих. А, живя в нужнике, поневоле привыкнешь и вонь его не будет тебе противна. Ух, кабы мне удрать на чистый воздух». (XV. 159)
Наталья Николаевна не была «академиком в чепце», но она была ему близким человеком, другом, которому он мог поведать и о своих творческих замыслах: «Ты спрашиваешь мене о «Петре»? Идет помаленьку, скопляю материалы – привожу в порядок – и вдруг вылью медный памятник, которого нельзя будет перетаскивать с одного конца города на другой, с площади на площадь, из переулка в переулок». В другом письме: «Я привезу тебе стишков много, но не разглашай это, а то альманашники заедят меня». Ей сообщает он о замысле романа «Дубровский», рассказывает о сборе материалов к «Истории пугачевского бунта». Осенью 1834 года из Болдина, когда вдохновение не посещало его, жаловался: «И стихи в голову нейдут, и роман не переписываютак с богом в путьДа и в самом деле неужто близ тебя не распишусь?»



Приложение №4 (дидактический материал составлен
учащимися)

Комплексный (художественно-эстетический, литературоведческий, лингвистический) анализ стихотворения А. С. Пушкина «Мадонна».

Стихотворение «Мадонна» - поэтический шедевр Пушкина.
При произнесении слова «мадонна» в душе возникает необыкновенная гамма чувств, появляются невероятные ассоциации. В воображении встает образ Богородицы с младенцем на руках (картина Рафаэля «Сикстинская мадонна»), царицы небесной, богини-матери Марии, удивительный образец чистоты и красоты. Образ Мадонны ( а именно так в каталицизме зовут Богородицу, мать Иисуса Христа) – образ простой женщины. Все обаяние её – в душевной чистоте и благородстве, в изящной соразмерности фигуры, в её лице проглядывают и нежность, и робость, и испуг, и тревога. Мария спокойна и взволнованна одновременно. Лицо выражает то безмятежную радость, то нежную любовь, то светлую задумчивость и безграничную доброту. В ней воплощено все самое высокое и возвышенное.

Вспоминается (по легендам) история её жизни.
Родилась она 21 сентября, 12 лет Мария провела в Иерусалимском храме, но когда подошло время совершеннолетия, она должна была его оставить. После обручения поселилась в доме вдовца Иосифа, занималась рукоделием, следила за домом, заботилась о старом вдовце и его сыновьях. В доме Иосифа произошло событие, которое церковь почитает как один из самых больших праздников – Благовещение. Об этом в Евангелии от Луки ( гл.I с.26-38 ) рассказывается следующее: « В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к деве обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова: имя же Деве – Мария, Ангел вошед к ней, сказал: « Радуйся, Благодатная! Господь с тобою: благословенна ты между женами». Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, чтобы это было за приветствие. И сказал ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь ты во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст ему Господь Бог престол Давида, отца его; и будет царствовать над домом Ноакова во веки и царству его не будет конца». Мария же сказала ангелу: «Как будет это, когда я муже не знаю?». Ангел сказал ей в ответ: « Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему рождаемое Святое наречется сыном Божиим». Тогда Мария сказала: « Все раба Господня: да будет мне по слову твоему». И отошел от нее Ангел».
Дальнейшая судьба Марии была связана с Иисусом Христом. Так как Иосиф скончался прежде, чем его сын успел выступить общественно, то Мария осталась как бы главой семьи. И это объясняет, почему Иисуса нередко звали сыном Марии. Почувствовав себя после смерти мужа чужой в Назарете, она удалилась в Кану, откуда, по-видимому, была родом. Сын Марии Иисус после общественных выступлений был назван царем иудейским. Мария, мать Иисуса ( по 4 Евангелию была у подножия креста, на котором был распят ее сын. Иисус, увидя её с любимым учеником своим, сказал Иоанну: «Вот мать твоя». Марии: «Вот сын твой». В последнем акте воли Иисус завещал свою мать как драгоценнейшее наследие.
После смерти Иисуса Мария окажется среди его учеников в Иерусалиме. Именно такой ( по легендам) предстает Мария, мать Иисуса, Мадонна. Это воплощение доброты, кротости, нежности, истинного материнства.
Возникают и другие ассоциации при произнесении названия стихотворения. Это мадонны с полотен Леонардо да Винчи, итальянского художника. На картине «Мадонна в скалах», она (мадонна) окружена двумя младенцами. А как бесподобны три знаменитых шедевра: «Мадонна Бенуа», «Мадонна Лита», «Мадонна с цветком»! Сколько очарования, обаяния, нежности, кротости, доброты на лицах этих прекрасных женщин! Все они источат душевную красоту, а, говоря словами одного классика, «душевную красоту ничто не изменяет, она единая всегда и всех пленяет».

И вот само стихотворение с изумительным названием


«Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

История создания стихотворения.
Сонет Пушкина «Мадонна» подсказан реальным жизненным фактом. Пушкин увидел старинную итальянскую картину с изображением мадонны, которая, «как две капли воды», была похожа на Н. Н. Гончарову, уже ставшую его невестой, о чем и написал он ей: «Я мало бываю в свете. Прекрасные дамы просят показать ваш портрет и не могут простить мне, что у меня его нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас, как две капли воды: я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей»
Но по возвышенности и чистоте любовного чувства, по силе преклонения оно вполне могла бы войти в сферу сонетов Данте о Беатриче, обаяние которых Пушкин как раз в эту пору глубоко ощущал. А заключающий сонет стих: «Чистейшей прелести чистейший образец» - звучит – в преддверии новой жизни, в которую поэт собирался вступить, - как бы своего рода формула, подытоживающая по - пушкински сжато и точно вдохновенно – восторженные страницы дантовской «Vita Nuova».
Данте о своей Беатриче писал: «Увенчанная смирением, облаченная в ризы скромности, она проходила, не показывая ни малейших знаков гордыни. Многие говорили, когда она проходила мимо: «Она не женщина, но один из прекраснейших небесных ангелов», а другие говорили: «Это чудо; да будет благословлен господь, творящий необычное». Я говорю, что столь благородной, столь исполненной всех милостей она была, что на видевших ее нисходили блаженства и радость»

Таким же «небесным существом» была и Наталья Николаевна Гончарова, образ которой воспел в своём сонете А.С.Пушкин.

Но есть и ещё и ещё один интересный момент в истории создания стихотворения «Мадонна». В период вспыхнувшей любви к Н.Н.Гончаровой поэт пишет по форме простодушно-шутливую, но очень значительную по содержанию «Легенду» (так она названа в рукописях) о «рыцаре бедном», на всю жизнь предавшемся « виденью, непостижному уму избравшей своей «дамой» «пречистую деву» - «матерь Господа Христа». А в 1830 году, после обручения, вслед Петрарке, изливавшему в сонетах «жар любви», вслед Данте, в сонетах «Новой жизни» рассказавшему историю своего возвышенного чувства к Беатриче Пушкин слагает в той же сонетной форме посвященное невесте стихотворение «Мадонна», в котором как бы переносит эту легенду в сферу своей личной жизни. Стихотворение выдержано в тонах серьезности и благовейного поклонения перед любимой:

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Жанровое своеобразие «Мадонны».
Необычен и оригинален жанр данного стихотворения. Это сонет.
Если обратиться к «Краткому словарю литературоведческих терминов» под ред. Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева, то в нем читаем:
СОНЕТ – это стихотворение из 14 строк, построенное по строгой строфической схеме: два четверостишия и два трехстишия, в первой части, двух четверостишиях, повторяются одинаковые рифмы – мужские («мастеров» - «знатоков» - «трудов» - «облаков») и женские («обитель» - «посетитель» - «зритель» - « спаситель»). Необходимость подбирать к слову, кончающему строку, не одну рифму (как обычно), а целых три, делает форму сонета трудной для писания и надо обладать большим поэтическим мастерством, чтобы рифмующиеся слова звучали естественно, подбирались не только по звукам, но и по смыслу. Последние шесть строк сонета, хотя и обозначаются графически, как два трехстишия, но по рифмовке могут делиться иначе: на четверостишие и двустишие или же наоборот на двустишие и четверостишие, как в данном стихотворении.
Первыми крупными мастерами сонета явились итальянские поэты 14 века Данте и Петрарка. В русской поэзии сонет известен с 18 века. Блестящие образцы сонетной формы создал А.С.Пушкин.
Сонет с итальянского переводится «звучать».
«Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Изображение лирического героя
Уже в первых строках стихотворения поэт проявляет себя, свои чувства личным местоимением «я»:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель.
Кстати, стихотворение начинается отрицанием «не множеством картин», и обратный порядок слов настраивает читателей на поэтическую волну. И слова, употребленные наряду со словами
обыкновенными, стилистически нейтральными, этому способствуют: «внимая» (вместо слушая), «обитель» (вместо комната, кабинет). Далее Пушкин вновь заявляет о себе личным местоимением «я», стоящем в именительном и винительных падежах: «Одной картины я (Им.п.) желал быть вечно зритель», «чтоб на меня (Вин.п.) с холста...взирали». И вновь поэт употребляет поэтическое, высокое слово «взирали» (вместо смотрели). Интересно и такое наблюдение: слово «зритель» в стихотворении стоит не в творительном, а именно в именительном падеже, который, как известно, указывает на постоянный признак, т.е. поэт хочет быть вечным созерцателем одной и той же картины. Какой же?

Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах...

Пречистая, она же Богородица, мифическая мать Иисуса Христа и Мадонна (так в католицизме называют Богородицу). По легенде она добрая, нежная, любящая своего сына на Голгофе, а затем оказавшаяся в кругу его учеников. А божественный спаситель, Творец – это Иисус Христос, бескорыстно отдавший свою жизнь во имя просветления человечества. Именно Пречистую, и ее сына желает видеть поэт на своей картине. Оба «кроткие», «во славе и лучах». Это пушкинское желание, поэтому ясно, что темой данного стихотворения является описание оной мечты и ее осуществление:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна

Как рад этому поэт! Об этом говорят местоимения, употребленные Пушкиным: притяжательное «м о и» (желания) и дважды повторенное личное местоимение «т е б я». Другое местоимение «м о я» (Мадонна) ясно указывает читателю, что речь идет о женщине. Кто же эта особа? Кого поэт называет Мадонной?
Может быть, нам в этом поможет разобраться год написания стихотворения? Читаем: 8 июля 1830 года. Это время, предшествующее свадьбе Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. Современники восхищались ее красотой.
Долли Фикельмон, большая приятельница Пушкина, оставила в своем дневнике несколько высказываний о Гончаровой.
«Это очень молодая и красивая особа, тонкая, стройная, высокая. Лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым, меланхолическим выражением, - глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, взгляд не то чтобы косящий, но неопределенный, - тонкие черты, красивые черные волосы. Он очень влюблен в нее».
«Она очень красива, и во всем облике есть что-то поэтическое – ее стан великолепен, черты лица правильны, рот изящен, и взгляд, хотя и неопределенный, красив: в ее лице есть что-то кроткое и утонченное»,
«Это образ такой, перед которой можно оставаться часами, как перед совершенным произведением создателя».
Необыкновенная красота Натали поражала петербургское общество. В.А.Сологуб, часто встречавшийся с ней в свете, вспоминает:
«Никогда не видывал я женщины, которая соединяла бы в себе такую законченность классически правильных черт и стана. Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные, даже из самых прелестных женщин, меркли как-то при ее появлении»
Сердце поэта было всецело отдано его мадонне. Наталья Николаевна сердцем чувствовала, что она его единственная настоящая любовь. В первый день после свадьбы она проснулась и встретилась с восторженными глазами мужа. Он стоял на коленях возле кровати. «Очевидно, так он простоял всю ночь»,- подумала Наталья, и ее охватило волнующее недоумение.
- Моя Мадонна! – шепотом сказал он, складывая руки, как перед иконой. Робкие слезы выкатились у нее из глаз, и она улыбнулась ему.
Получается, что в восприятии Пушкина Пречистая (Богородица) и возлюбленная Наталья Николаевна – понятия равнозначные. Поэт всеми фибрами души желает выразить чувства восхищения, восторга своей будущей женой. Какие языковые средства применяет поэт для выражения своей авторской задачи – воздействовать на читателя, передать свое отношение к любимой, выразить свое восхищение ее красотой? Выше было сказано о роли местоимения в раскрытии авторского замысла. Но есть и другие наблюдения. О Наталье Николаевне, своей Мадонне, поэт пишет: «Чистейшей прелести чистейший образец».
О слове «прелесть», которым определяется Наталья Николаевна, хочется сказать особо. В понимании поэта женская красота бывает двух типов – красота-блеск и красота-прелесть. Какая тонкая дифференциация! Обращаясь к князю Юсупову в послании «К вельможе» (1830 г.). Пушкин пишет: «Влияние красоты ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты и блеск Алябьевой, и прелесть Гончаровой». А А.В.Алябьева блистала своей красотой в обществе, была предметом общего внимания и восхищения, как и Наталья Гончарова. Но красота А.В.Алябьевой была какая-то холодная, мраморная. Лермонтов скажет о ней: «Вам красота, чтобы блеснуть, дана», «в глазах душа, чтоб обмануть, видна». Да, это красота – блеск. А красота Натальи Николаевны была живой, одушевленной, одухотворенной, возвышенной. «Жена моя – прелесть не по одной наружности» - радостно сообщает потом Пушкин Плетневу, когда станет ее мужем, а любимой своей признается: «душу твою люблю более лица твоего». Именно душевное богатство имеет в виду поэт под выражением красота – прелесть.
Противопоставление красоты – блеска и красоты – прелести мы найдем и в знаменитом романе «Евгений Онегин». О Татьяне – княгине Пушкин пишет:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива.
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей
Все тихо, просто было в ней.
Она казалась верный снимок
Du comme il faut
И далее:
Беспечной прелестью мила,
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Нивы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.
Татьяна, женский идеал Пушкина, «прелестью мила», смиренная и простая, сохранившая все обаяние чистой души и даже в статусе светской дамы: «Все тихо, просто было в ней». А в Натали «главную прелесть», по воспоминаниям современников, составляло тоже отсутствие всякого жеманства и естественность. Все в ней самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Все было без всякой фальши. Сам Пушкин ценил «ее милый, простой, аристократический тон», простоту, облагороженную безупречностью манер. Красота Натальи Николаевны соответствовала его эстетическому идеалу, а «милый, простой, аристократический тон, внутренняя порядочность – идеалу этическому. Вот такой смысл таится в слове «прелесть»! Для поэта другие женщины – «не ангелы прелести», «не мадонны», а Натали и «ангел прелести», и «мадонна», и «чистейшей прелести чистейший образец».
Заключительная фраза стихотворения: «Чистейшей прелести чистейший образец», состоящая из одного и того же эпитета, повторенного дважды и из слов (прелесть и образец) – это своеобразный лирический финал. По мнению современного критика В. Грехнева, «замкнуть лирическое произведение – это всегда вершина, с которой мы можем окинуть лирическое целое мгновенным и всеохватывающим взором». Вне сомнения, лирический финал «Мадонны» - это бесподобное умение поэта свести своды лирического произведения в прочный архитектурный замок, выразив при этом в этой фразе в концентрированном виде весь свой замысел. Поэт восхищен своей возлюбленной, и сравнение ее с Пречистой, с Богородицей – свидетельство тому. Поэт в апогее своих и любовных и творческих чувств.
Вчитавшись в стихотворение, в моём воображении встаёт образ Пушкина – поэта – труженика, который кропотливо работает в своём кабинете, задумчиво держа перо. Он погружён в поэтические мысли, различные ассоциации, тщательно продумывает каждое слово, не торопится, пишет, зачёркивает неверное с его точки зрения слово, вновь пишет, о чём свидетельствует фраза: «Средь медленных трудов». Именно «медленных», он, гениальный, талантливый поэт, всё равно недоволен собой. Его рабочее место – не кабинет, а обитель, которая его вдохновляет на написание новых стихов. В углу кабинета, как мне кажется, висит картина Рафаэля «Бриджуотерская мадонна». Она тоже является источником вдохновения поэта. В стихотворении Пушкин заявляет о себе прямо, используя местоимения. Их роль в сонете, несомненно, важна. В стихотворении на четырнадцать строчек поэтического текста приходится такое же количество местоимений, а,если считать, что числительные «одной» (картины), «одни» (Пречистая и спаситель( выступают в роли определительных местоимений, то получается, что их семнадцать! Из всех употребительных местоимений особое внимание следует обратить на личные. Их в тексте – девять. Известно высказывание: «Личные местоимения, подобно пустым сосудам, способны наполняться содержанием любой крепости и концентрации» (Т.П.Крестинская, С.В.Петров «Как пользоваться словом»). Несомненно, без личных местоимений никак нельзя обойтись. В силу частого употребления и малого количества повторение неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на лица, предметы, события, явления, обычно они представляются стилистически нейтральными. Но в определённом контексте личные местоимения способны в себе нести эмоциональный заряд, экспрессивность, необыкновенную выразительность. Именно такую роль играют в стихотворении личные местоимения, которые указывают на автора. Поэт заявляет о себе: «я», «на меня», «мне». Именно эти слова придают стихотворению интимность звучания. Поэт не скрывает своих чувств, эмоций, восторга, а, рисуя образ любимой, он обращается за помощью и к личным местоимениям и к притяжательному «моя».

Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.
В одной строчке четыре местоимения, одно из которых личное «тебя» повторяется дважды для более точного выражения чувств поэта, для усиления поэтического воздействия на читателя. А сочетание «моя Мадонна» несет в себе колоссальный эмоциональный накал чувств. Именно это выражение, состоящее из притяжательного местоимения «моя» и сравнения Натальи Николаевны с Мадонной, то есть с Богородицей, матерью Иисуса Христа, является главным, потом уточняется поэтом: «Чистейший прелести чистейший образец».
Известно и другое высказывание знаменитого лингвиста А.А. Реформатского о местоимениях: «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет перелива красок настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета Они, как запасные игроки на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. Именно такую роль играют личные местоимения «он» и «она». Они выступают в роли синонимов: «он» - это «творец», «спаситель», «она» - «Пречистая», «Мадонна».
Другое личное местоимение «им», стоящее в творительном падеже (начальная форма – он) , употреблено в третьей строке стихотворения: «чтоб суеверно им дивился посетитель». О ком или о чем идет речь, когда мы произносим это слово? Ведь именно «им» суеверно должен дивиться посетитель. Следующие четверостишия разъясняют, что поэт «желал быть вечно зритель» одной картины, на которой изображены пречистая и наш божественный спаситель, то есть Мадонна с младенцем сыном на руках. А они изображаются не только на картинах знаменитых художников, но и на иконах, которые висят в центральном углу (если это крестьянская изба, дом) или, как у поэта, в «простом углу» кабинета. Иные икону с изображением пречистой с младенцем называют в народе словом «образец». Само слово многозначное, в поэтическом контексте стихотворения употреблено в значении «живое, наглядное представление о чем-либо» (Словарь С.И. Ожегова)
Но слово «образ» не употребляется в стихотворении (вместо него личное местоимение «им» (дивился)), и вот это «им» интригует читателя: кем или чем должен дивиться посетитель. Самое последнее слово в стихотворении – «образец», которое также многозначное, в поэтическом контексте употреблено в значении «то, чему (кому) нужно следовать, подражать». Слова «образ» и «образец», безусловно, однокоренные, но разные по лексическому значению. Но первое слово трансформировалось во второе, они стали понятиями равнозначными, ибо для Пушкина и Пречистая и его возлюбленная, которую он нарекает Мадонной, становятся словами, между которыми можно поставить знак равенства. В этом поможет нам разобраться личное местоимение «им», которое по началу заинтересовало читателя, заставив его логически размышлять и прийти к истине. Это о роли личных местоимений. А другие местоимения – притяжательные: свою (обитель), в моем (углу), мои (желания), наш (спаситель). Выше уже было сказано о значении притяжательного местоимения «моя» (Мадонна), но и другие имеют оценочный оттенок, звучат в эмоциональной тональности. Только вдумайтесь: наш божественный спаситель. Именно «наш», т.е. он, Творец, принадлежит нам и принесет спасение от зла, жестокости тоже нам, ибо он «наш».
Есть в «Мадонне» еще слово «один» (в начальной форме). По формальным признакам это числительное, стоящее в разных падежах и числах, но, безусловно, выступающее в роли местоимения, которое указывает на определенный признак, а не только на количество предметов: одной (картины) – ед.ч., родительный падеж, «одни» (Пречистая и спаситель) – мн.ч., именительный падеж. И это слово трижды употребляется в стихотворении для усиления поэтического воздействия на читателя.
Такова роль местоимений в стихотворении «Мадонна». Ясно, что эта часть речи обладает богатыми возможностями для выражения эмоций, чувств. Искусно вплетаясь в ткань стихотворения, местоимения, лишенные, казалось бы, собственно лексического, материального значения, несут на себе эстетическую нагрузку, придают контексту интимность звучания, искренность, задушевность, поэтическую прелесть, обладают особой изобразительной силой.
Как было сказано выше, слово «чистейший» повторяется дважды в одной поэтической строке. Это сделано для усиления поэтического восприятия возлюбленной поэта. Чистейшая (прелесть) – это прилагательное чистым, употреблённое в превосходной степени. Это же прилагательное используется в названии Богородицы – Пречистая. С приставкой «пре» Пушкин тем самым показывает, что и Пречистая, и Мадонна (Наталья Николаевна) во многом близки друг другу. Обе нежны, добры, чисты, душевно красивы. Поэт почувствовал в своей возлюбленной необыкновенное душевное богатство. Потом, став мужем Натальи Николаевны, Пушкин будет писать ей: « Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить на свете нельзя, - а душу твою люблю я ещё более твоего лица».
Если проанализировать лексический состав стихотворения, то ясно, что большинство слов – это стилистические нейтральные, но есть и слова, имеющие стилистическую окраску. Слова «обитель», «внимая», «ниспослал», «взирали» устаревшие. По – видимому, они передают колорит давней – давней эпохи, в которой жили (по мифам) Иисус Христос и его мать Богородица. Но речь в стихотворении идёт о Наталье Николаевне Гончаровой. Несомненно, данные слова придают сонету не только приподнятость, торжественность, но и поэт хочет провести явную параллель: чистота, святость помыслов, побуждений Иисуса и его матери, с одной стороны, и душевная красота, «чистейшая прелесть» Натальи Николаевны с другой.
Несколько слов о контекстуальных синонимах. Христа поэт определяет: «он», «божественный спаситель», «Творец». Богородицу – «она», «Пречистая», а возлюбленную просто обращением – «Моя Мадонна». Именно «моя».
Отдельно надо сказать о слове «одной» (картины), которое повторяется дважды, и еще один раз для характеристики Пречистой и Творца:
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Несомненно, данное числительное усиливает поэтическое восприятие стихотворения. Первое четверостишие – сложноподчиненное предложение.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

Второе четверостишие и последующее трехстишие – тоже сложноподчиненное предложение:
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

В главном предложении есть уточняющее обстоятельство («средь медленных трудов»), обособленное определение («одной картины я желал быть вечно зритель, одной...»). В придаточном предложении также много осложняющих конструкций: сравнительный оборот – «как с облаков», однородные члены – «Пречистая и наш божественный спаситель», обособленное определение – «кроткие», еще один ряд однородных членов – «во славе и лучах», два уточняющих обстоятельства «одни», «без ангелов». К тому же внутри придаточного есть вводное предложение – «она с величием, он с разумом в очах», представляющее собой бессоюзное сложное предложение. Столько осложнений в одном предложении! Но главное в нем авторский знак! Пушкинское двоеточие вместе с последующим союзом «чтоб» казалось бы несовместимо, ибо двоеточие употребляется в бессоюзном сложном предложении, а союз «чтоб» в сложноподчиненном предложении, и рядом двоеточие и союз стоять не могут. Но Пушкину очень важен этот пунктуационный знак – двоеточие, которое невольно требует постановки вопроса: «Какой именно «картины желал быть вечно зритель» Пушкин?» Несомненно, чувствуется явная связь данного пунктуационного знака со смыслом, с идейным замыслом автора. При описании Богородицы ее сына – спасителя, вероятно, нельзя было использовать простые предложения. Для точного выражения мыслей, содержащихся в сонете, применимы, конечно, сложные предложения (для описания мифических героев). Последующее трехстишье состоит из трех простых предложений. «Исполнились мои желания» - первое предложение с обратным порядком слов, который способствует усилению поэтического восприятия сонета. Второе предложение: «Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна» - простое, с обращением, с уточняющим дополнением «тебя». Главное в этом предложении – обращение «моя мадонна». Именно оно раскрывает идейный замысел всего стихотворения, а заключительное простое по синтаксическому строю предложение (назывное) тоже важно. Поэт хочет восхититься своей возлюбленной и передать восторг и читателям: «Чистейшей прелести чистейший образец»




































15