: Семейные заботы и традиции


Тема: Семейные заботы и традиции
Основные задачи урока: формирование представления о семейных
отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и реликвиях семьи; воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, старых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии; продолжить развивать умение выполнять проектную работу и презентовать её; формирование убеждения о важности  семьи в жизни человека;
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные
Ход урока
1.Организационный этап. (Приветствие,  психологический настрой на работу)
               Встали все у парт  красиво,
               Поздоровались учтиво,
               Тихо сели, спинки прямо.
               Мы легонечко вздохнём
               Урок окружающего мира начнём!
- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем  наш урок.
2.Актуализация знаний
А) - Сегодня он необычен. Во – первых- на нашем уроке присутствуют гости, а во- вторых- тему, над которой мы будем сегодня работать,  вы определите сами, в–третьих в результате совместного поиска найдем ответы на сложные, волнующие многих людей  вопросы.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о семье)
- Вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает.
Б) Упражнение «Ассоциация»
- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? (ответы детей)
- Семья – это маленькое солнце, которое согревает нас своим теплом.
Продолжите предложение: Семья - …….(Дом, родители, крепость…)
- Ребята провели исследования. Как произошло слово «Семья», послушайте рассказы детей.
В) Презентация:
СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове!      Существует несколько версий его происхождения.
Слово «семья» -  делится на 2 слова «семь»  и «Я», т.е. 7 + я . Это значит  семеро как я. Ведь в семье  все  чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.
«Семь» - не делится. Оно считается  особенным числом и напоминает о том , что и «семья» - тоже едина и неделима.
А ещё можно сказать, что слово «семья»  происходит от слова «СЕМЯ». Маленькое семя, с любовью посаженное  в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем  добрые плоды.
 Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя.  Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки  - сынки и дочки.
-Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его  не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь? - спросил старик
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
-Послушай! - сказал старик.
- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.
-Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
 Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я... Я... — тихо молвила Ева,
— Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
- А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)
- Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете?
(Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).
- Какие бывают семьи?
- Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).
- Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).
- У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.
Имена детям выбирают родители.
- Ребята, дома вы также должны провести исследование о своей семье. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя (несколько ответов детей).
- А отчество присваивается человеку по имени кого? (отца)
Г) Решение задач.
У  Саши  есть  двоюродная  сестра,  Дарья Петровна. Как  зовут  брата  Сашиной  мамы?      (Пётр.)
Две  матери, две  дочери да бабушка с  внучкой, а всего  их трое. Кто это?  (внучка, дочь, бабушка.)
     
     2. Назовите пропущенные  слова.
*  сын,  отец,  …    (дед),   прадед.  (Это  мужская линия.)
* прабабушка,  бабушка,  …   (мама),   дочь.  (Это  женская  линия.)
   
Назовите  имя  Колиного  дяди, если  двоюродного  брата Коли  зовут  Андрей  Ильич.             (Илья.)
Д) Игра  «Народная  мудрость» .
- О семье  сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы о семье вы принесли.
– Объясните, их значение.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Зачем и клад, коли в семье лад
Вся семья вместе, так и душа на месте
В родной семье и каша гуще.
Один за всех и все за одного.
Семья – убежище души.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
3. Динамическая пауза «Разминочка»
Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх
- Хлопните те, кто очень любит свою семью
4.Постановка целей и задач урока
-У каждого из вас есть люди самые близкие и родные, кого вы любите.
-Кто же это?
( Мама, папа, бабушка, дедушка)
-Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?,
О чём мы ещё будем говорить на уроке, определим тему нашего урока.
Работа с учебником на стр.80
-Рассмотрите рисунок. Чем заняты члены семьи?
- Мама, папа?
5. Первичное усвоение новых знаний
Жизнь каждой семьи наполнена разными заботами.
- Какую семью можно назвать дружной?
- Как распределяются обязанности, дела между членами семьи?
- Какие обязанности есть у вас по дому?
- Какие заботы есть в каждой семье? ( о младших, о растениях, животных, пожилых людях)
- Послушайте рассказ Л. Н. Толстого:
...Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?
Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».
Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».
– Какие дела можно назвать личными, какие – семейными?
– Какую семью можно назвать дружной?
– В какой семье царит лад?
– Всегда ли вы следуете советам, которые даны в рамке? (с. 81)
– Есть ли в семье мужские и женские дела?
Прочитайте стихотворение Э. Успенского «Если был бы я девчонкой» стр.82
– Все ли семейные обязанности надо делить на мужские и женские? (Конечно, более тяжёлые работы берут на себя в семье мужчины, некоторые дела могут хорошо
исполнить женщины, но есть такие дела, которые в дружной семье делают сообща. В такой семье не бывает так, чтобы кто-то работал,а кто-то в это время занимался игрой или смотрел телевизор)
6. Первичная проверка пониманий
- Разберите смысл пословиц, которые
даны в рабочей тетради (задание 20, с. 27).
- Семья в жизни наших предков имела большое  значение. Семьёй обсуждали и решали важные проблемы быта, работы (т к  работали всей семьей на поле, в мастерской и т.д.). В семье  обязательно был  старший, которого все были обязаны  слушаться. Он  поддерживал порядок.  Главу семейства называлидомостроителем. Младшие в семье поступали под  опёку либо отца (мальчики), либо  матери (девочки) и учились  их ремеслу и  хозяйствованию. Старики  были  окружены почётом и  заботой.  Особым  уважением  пользовалась  мать-родоначальница.
 
Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом - начало всех начал.
Послушайте отрывок из сочинения
Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.
- Что такое традиции? Работа по учебнику стр.111
Традиция - обычаи, перешедшие от старших родственников к младшим.
Инсценирование стихотворения
Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла
И дочку спросила:
Дочка: - Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками прямо беда!
Скоро ты будешь, как спичка худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: Танюшина мама с работы пришла
И дочку спросила:
Мама: -Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,
А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».
С этими дочками прямо беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла
И маму спросила:
Бабушка:- Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а все – непоседа.
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: 3 мамы в столовой сидят
3 мамы на дочек глядят
Что делать с дочками упрямыми?
Все: Ох, и не просто быть мамами!
- Какую семейную традицию показали нам девочки?
- А какие традиции есть в ваших семьях? (рассказы детей).
В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.
Текст для чтения
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.
- К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.
Значит, это можно назвать и семейной традицией?
На Руси с древних времён празднуют Масленицу
-У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.
Общая народная традиция - встреча Нового года
- Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи?
Любите ли вы их рассматривать?
Кроме семейных традиций существуют ещё и семейные реликвии.
Реликвия - вещь, свято хранимая как память о прошлом
- Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Дома продолжим работу по проекту «Моя семья». Рассказ об одном из твоих родственников или о какой-нибудь семейной реликвии
8. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, о чём мы продолжили разговор?
- Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?
- Что было для вас интересно на уроке?
- Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?
Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.
Я хочу подарить вам памятки.
Все это необходимо для того, чтобы семья была дружной и крепкой. Хотелось бы мне в конце нашего урока напомнить мудрую заповедь "Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить". 
  Памятка для детей.
Любите, цените и берегите своих  родителей, - их вам никто не заменит.
 Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
 Вам нравиться улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме каждый день. Это зависит только от вас самих.
  Говорите приятные , ласковые слова своим близким, не отказывайте никогда в помощи, предлагайте ее сами.
А если взялись за дело- сделайте его хорошо, с душой.
И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.