Школьная библиотека-первая ступень к духовно-нравственному развитию.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ БЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8 «КЛАССИЧЕСКАЯ» Г.ВОЛГОДОНСКА
Духовно-нравственное развитие детей в деятельности школьных библиотек
«Школьная библиотека –
первая ступень к духовно-нравственному развитию»

Учитель начальных классов
Трофименко Галина Алексеевна
г Волгодонск 2014
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики,  не в смене политической системы, а в разрушении   личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Итак, самое важное время для воспитания души - раннее детство. Собственно, в детские годы формируется нравственный мир человека. Душа ребёнка в возрасте до 6-7 лет, подобно мягкой глине, из которой можно лепить его будущую личность. После этого возраста главные черты человека уже сформировались, и переделать их почти невозможно. И в этот период очень важную роль в духовном становлении школьника играет библиотека, особенно школьная библиотека. В Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений РФ до 2015 года указано, что одним из направлений, определяющих роль школьной библиотеки в обществе, является «приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга». На примере сказок, рассказов библиотекарь может поговорить с маленькими читателями о том, о чём с ними говорят редко: о добре и зле, о любви и ненависти, о стойкости и мужестве, о милосердии и жестокости. И этот разговор будет не абстрактным, а вытекающим из образной системы того или иного произведения и образующийся с опытом ребёнка и его возможностями.
Таким образом, библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности.
Человек живет в обществе, он должен уметь общаться с другими людьми и в то же время должен почувствовать себя индивидуальностью. Здесь и появляется проблема формирования внутреннего мира человека, его духовности. Духовности не столько связанной с религиозным восприятием мира, сколько с тем, чем человек живет, что для него самое главное, чем заполнены его душа, сердце, ум.
Духовно-нравственное воспитание начинается с самого простого, с самого малого. В школе дети учатся бережному отношению к учебным и художественным книгам. Уже начиная с 1 класса, при самом первом посещении библиотеки дети знакомятся с тем, как правильно обращаться с книгой.
Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования. Художественные произведения учат любить друг друга, учат любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории. Задача библиотекарей, учителей начальных классов - донести это до детей в доступной для них форме, приобщая их к духовному наследию России.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Немалая роль в этом отводится работе школьной библиотеки. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно - авторитет книги для ребенка необычайно велик. Ей он верит беспредельно. И от того, какие книги первыми попадут в руки ребенка, в значительной мере, будут зависеть и его дальнейшие литературные пристрастия, его отношение не только к выбору новых литературных произведений, но и к выбору цели жизни, выбору героя, на которого он захочет равняться.
Деятельность сети библиотек, в том числе школьной библиотеки позволяет расширить кругозор учащихся, так как направлена на внеурочную, социально значимую деятельность, на совершенствование умений чтения, понимания текста, на развитие интереса к чтению и развитие читательской самостоятельности в тесном содружестве библиотекаря и учителя начальных классов, так как само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Из века в век отражались в литературе и искусстве духовная жизнь человека, его облик, его деяния. Через литературу и искусство стремился он выразить собственные представления об окружающем мире, здесь искал воплощение мечты, хотел излить страдания и прославить красоту, достоинство и героизм. Вся история человечества запечатлелась в художественных образах, которые сменяли друг друга на протяжении тысячелетий. Все они красноречиво говорят не только о том, каким был человек в реальной жизни, но и о том, каким хотел бы быть. Роль библиотеки – одна из основных в духовном развитии личности школьников.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. И школьная библиотека в данном случае, важный культурно-просветительский центр, проводящий большую и плодотворную работу по различным направлениям. Здесь приоритетными являются нравственное направление, патриотическое, краеведческое, эстетическое, экологическое.
Роль библиотек в становлении личности и развитии детей огромна. Библиотеки помогают в адаптации детей, в организации творческого процесса, досуга и общении детей. И, конечно, в становлении личности ребенка, развитии высших духовных ценностей.
Источниками знаний о духовной и нравственной жизни являются именно книги. Роль книги в образовании, воспитании, интеллектуальном развитии велика. Через обращение к книге, чтению человек приобщается к духовным ценностям, развивается, расширяет свой кругозор. Чтение высокохудожественной литературы способствует формированию гармоничной личности – личности активной, творческой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. В руках у библиотекаря — самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве - книги. Это могучая духовная защита, опора и очень чуткий, надежно выверенный историей и национальными традициями культурный компас - ограда от зла, тьмы и нищеты душевной и духовной. И в данном случае её целью является привитие юным гражданам начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
В современном мире особое значение придается формированию социально-активной, духовно-богатой и нравственно-здоровой личности, преданной своей стране и способствующей ее процветанию. Чувство Родины, патриотизма, включает в себя общечеловеческие и национальные компоненты, и исторически сложившиеся элементы: привязанность к родной земле, преданность интересам государства, к языку своего народа, к его традициям, культуре.
Деятельность школьной библиотеки неразрывно связана патриотическим воспитанием. Главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.
Важной составляющей патриотического просвещения является краеведение. Раскрывая фонд краеведческой литературы, библиотека старается через чтение книг привить школьникам любовь к своему краю, воспитывать чувство уважения к прошлому нашего народа, приобщить школьников к культуре, духовным традициям. Куда бы ни забросила человека судьба, в его душе всегда остается уголок, где теплится, не умирает любовь к тому единственному месту на земле, где он родился, где жили его предки.
Воспитание эстетических чувств школьника начинается с красоты. Ее восприятие – это первая ступень эмоциональной отзывчивости. Восприимчивость к прекрасному делает душу богаче и радостнее, помогает лучше понять себя и окружающий мир. Чаще всего первым произведением искусства в жизни ребенка становится книжная иллюстрация, поэтому на первых порах именно она служит очень важным критерием при отборе книги для юного читателя. Иллюстрация - один из основных побудительных моментов к чтению. Библиотекарь, руководитель детским чтением, предложив, при первом знакомстве с библиотекой книгу с иллюстрациями Ю. Васнецова, И. Билибина, В. Сутеева, может быть уверен, что оно будет иметь продолжение. В этом выборе делается акцент на то, как через рисунок, краски раскрывается содержание книги, характеризуются ее герои.
Ученые считают, что в начальной школе маленький человек способен усвоить столько же информации, сколько потом за все отпущенное ему судьбой время. Поэтому желательно подбирать такие формы и методы общения с младшими школьниками, которые бы их заинтересовали, стимулировали читательскую активность, любознательность и творчество.
Чтение - процесс индивидуальный, тесно связанный с развитием личности ребенка. В центре внимания – индивидуальная работа с каждым ребёнком. Ведется она планомерно и систематически: во время обмена книг, на переменах, после уроков, на классных часах. Неопределенность самостоятельного спроса маленьких читателей требует от учителя начальных классов и библиотекаря ориентации в репертуаре современной детской литературы.
Одной из особенностей младших школьников для является преобладание образного мышления, эмоционального восприятия книги. Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги.
Чтение открывает те стороны мира, которые закрыты для любого другого жизненного опыта. Читая вместе и обсуждая прочитанное, мы учимся сотрудничеству, общему делу. Книги, прочитанные в детстве, могут оказать влияние на будущее, и на судьбу.
Каждый человек, должен узнать доброе и светлое в детстве, в школе, чтобы было на что оглядываться. Многообразие информации и впечатлений, полученных в библиотеке, помогает ребёнку развивать критическое мышление, свой особенный взгляд на творчество и на мир.
Мамы и папы зачастую не знают, что посоветовать детям читать, какие книги выбрать. А ведь потеря интереса к чтению ведёт к духовной неграмотности, и в дальнейшем это явление приведёт к большим, экономическим, политическим и социальным потерям.
Очень важно с детства воспитывать навыки чтения - это то, без чего не обходится жизнь каждого человека. Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают только обязательный программный минимум по литературе, о середниках и того не скажешь. Что же делать в условиях, когда потребности в духовной пище у подрастающего поколения нет? Учителя начальных классов и библиотекари активно работают в этом направлении, стремится донести книгу до каждого ученика, чтобы в условиях нынешнего малочтения, это были произведения, способные оказать влияние на формирование личности.
Какую литературу предлагать современным школьникам? Прежде всего, такую, которая оказывает влияние на воспитание нравственности в человеке, формирует читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость учеников. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков – наша основная цель. И мы понимаем, как важна для современного общества эта проблема, начальная школа и библиотеки играют в ней не последнюю роль. И чтобы эта работа принесла ощутимые результаты, нам надо продолжать и углублять это направление деятельности. Не случайно выдающийся английский ученый – этнограф Д. Леббок говорил: «Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье».
Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовно-нравственного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Большой вклад в деле духовно-нравственного воспитания вносит школьная библиотека.
Список литературы:
1. Вхождение ребёнка в мир книги//Семейное чтение.-2010,№4-5, с 18.
2. «Заповедник человечности» в школе//Школьная библиотека.-2011, №8, с 54.
3. Как помочь малышу полюбить книгу//Книжки, нотки и игрушки для Андрюшки и Катюшки.-2009, №4, с 3.
4. Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений РФ до 2015 года.
5. Миссия книжной галактики//Библиополе.-2010, №2, с 39.
6. Опыт работы по привлечению младших школьников к чтению литературы героико-патриотической тематики//Библиополе.-2012,№7, с 38.