Конспект урока ИЗО Дымковская игрушка














Пояснительная записка

Актуальность:
Красота окружает нас повсюду, нужно только научиться ее видеть и создавать своими руками. Этим мы и занимаемся на уроках изобразительного искусства, особенно когда знакомимся с народными промыслами. Учащиеся, обучающиеся по программе 8 вида, регулярно занимаются изображением предметов декоративно-прикладного искусства, но темы уроков из года в год повторяются (особенности программы вспомогательных классов). При этом теряется интерес и снижается мотивация. Учитель вынужден искать новые формы работы на уроке.
Новизна и нестандартность:
Необычна форма проведения урока: это урок – сказка. Учитель рассказывает «сказку» о Дымковской игрушке в сопровождении народной музыки; ребята смотрят «сказочный» фильм (использована мультимедийная презентация). Необычен и материал, которым учащиеся работают на уроке – это пластилин. Ребята оказываются в необычной ситуации: они мастера и мастерицы, занимающиеся сначала «изготовлением», а затем и «росписью» Дымковской игрушки.
Апробация:
Урок проведен в 7 «б» классе в 2009 году. Урок был открыт для посещения, присутствовали коллеги и администрация.
Предполагаемая результативность:
Формирование учебно-познавательной компетенции (умение выделить основные этапы работы, работа по плану, рефлексия, самоанализ);
Формирование общекультурной компетенции (через знакомство с русскими традициями);
Формирование креативной (творческой) компетенции: сюда можно отнести следующие умения: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», «уметь находить новые решения».












Тема урока –
Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка.

Цель - познакомить учащихся с Дымковской игрушкой, попытаться сделать ее собственными руками.
Задачи:
Формирование представлений о форме и основных цветах Дымковской игрушки.
Формирование умения работать по плану.
Формирование навыков работы с пластилином.
Развитие эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, творческих способностей. Углубление эстетических познаний о народном декоративно-прикладном искусстве.
Воспитание любви к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Материалы: пластилин, картон, трафареты, подложки.

Наглядность: плакаты: Дымковсая игрушка, презентация.

Музыкальный ряд: народная музыка.

Ход урока-

Начало урока.

Постановка проблемы

Беседа.

«Дымковская скульптура - это плод легкой искрометной шутки,
богатой народной фантазии»
С.М.Темерин
В селе Дымково, пригороде Вятки (г. Киров) издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек.
“Дымковская скульптура – это плод легкой искрометной шутки, богатой народной фантазии. Она выполняется легко, быстро и свободно; фигурки людей и животных даются в самых общих контурах; все – и скульптурная форма и роспись – делается сразу, без каких- либо поправок и доделок, на всем лежит отпечаток непосредственности и живой импровизации, все свежо, пластически выразительно, ярко и красочно”.
Под незамысловатостью и некоторой примитивностью скульптурных форм игрушки скрывается удивительная жизнерадостность, обаяние высокого мастерства, лукавая меткость характеристики. Важные и смешные от этого “барыни”, “модницы”, “франты”, “наездники”, изящные “водоноски” с разноцветными ведерцами на коромыслах. “Кони” с голубыми, розовыми и зелеными яблоками на белоснежных боках, украшенные волнами черных грив, “олени” с золочеными рожками, веселые выводки “уточек – свистушек”, “петушки’ и “индюшки” с яркими гребнями и узорчатыми хвостами. Все это красочно, весело, нарядно
Спокойная, неширокая река течет возле самого села, и в синей ее глади отражается лес и белые облака, формы которых порой бывают удивительно похожи то на причудливую птицу, то на коня или оленя. Облака такие же белоснежные, какими бывают дымковские игрушки до того, как на них ложится узорчатая роспись. Берега реки густо заросли травой, но среди травы то там, то здесь встречаются рыжие проталины глины. Из глины дымковские мастерицы и лепят свои игрушки. После того как уточки, кони, олени, важные барыни вылеплены, они несколько дней сушатся на деревянных столах или на подоконниках. Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи. “Ворота” печи широкие, внутри ее очень просторно, и поэтому в ней может разместиться сразу очень много игрушек. Оттого, что в печи бушует огонь, а в ее дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на разные голоса, как колокольчики. От огня игрушки становятся сначала ярко – красными, затем покрываются сизым налетом. Они кажутся прозрачными. После обжига игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только игрушки остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного на молоке мела и ставят сушиться на сквознячок. Затем игрушки раскрашиваются темперными красками. Чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка. Роспись дымковской игрушки орнаментальна. Всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линии, точки – горошины и клетки составляют графику дымковского орнамента. Однако несмотря на такое сравнительно небольшое число графических элементов, это не исключает создания из них самых разнообразных вариантов узоров росписи. Орнаментальная роспись дополняет пластику скульптурных форм дымковской игрушки: подчеркивает характер женского костюма, характер прически или головного убора и т.д. Как в скульптурной форме, так и в росписи дымковские мастерицы никогда не стремятся к натуралистичности изображения. Золоченые рога оленей, синие, оранжевые, черные полосы и волнистые линии в росписи птиц, животных, зеленые и лиловые круги в раскраске коней делают их нарядными и декоративными. Характерно, что белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.
Практическая работа

Составление плана работы (у доски) по беседе.
1. Лепка
Сушка
Обжиг
Покрывание лаком
Сушка
Расписывание
Сушка
Покрывание слоем яичного желтка
Сушка

2. Повторение правил работы с пластилином (Приложение I)

3.Выполнение работы по плану (Приложение II)

А) Заполнение пластилином шаблона.

Пауза – игра «Что лишнее?» (у доски), выбор своего рисунка.

Б) Украшение игрушки после снятия шаблона.
1) крупные детали
2) мелкие детали

4. Где можно использовать нашу поделку? Что бы сделали иначе?


V. Подведение итогов работы, результаты.













Приложение I
Правила работы с пластилином:

Пластилин нельзя брать в рот и пробовать на вкус
Лепку выполнять только на специально подложке.
Нельзя класть пластилин на стол.
Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.
Перед работой разогрейте пластилин в руках. Разминать сразу весь кусок тяжело и неудобно, поэтому отделите небольшую часть, разомните, потом еще.
Не бросайте остатки пластилина на пол.
Следите, чтобы пластилин не попал на одежду, может остаться пятно.
Хранить пластилин нужно в коробочке отдельно от тетрадей и книг.
После работы вытрите руки салфеткой и вымойте теплой водой с мылом. Подкладную доску и стеки тоже нужно вымыть теплой водой.

Приложение II

ПЛАН РАБОТЫ


Лепка (заполнение шаблона пластилином)
Сушка изделия.
«Прорисовывание» деталей.
«Роспись» игрушки.
а) крупные детали
б) мелкие детали
5. Сушка изделия.

Приложение III

Презентация








Приложение IV
Карточки на доске:


















Приложение V

Шаблоны



















Приложение VI

Работы учащихся










Урок
изобразительного искусства
в 7“б” классе
Учитель: Панфилова Людмила Витальевна