План-конспект по ИЗО на тему Дымковская игрушка (5 класс)

Урок в 5 классе по ИЗО




Учитель ИЗО Дзасохова Т.Г.


Цель:
- способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;
- закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке
Задачи:
- продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
- развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;
- учить работать в технике компьютерной графики при украшении Дымковской игрушки;
- развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;
- воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.
Оборудование:
(интерактивная доска, компьютеры)
Для учителя:
- модели глиняных дымковских игрушек
(детские работы из методического фонда)
- образцы рисунков
“Геометрический орнамент на дымковской игрушке”
- таблицы на доске
“Цвет и форма”

Для учащихся:
- раздаточный материал: “Фрагменты узора Дымковской игрушки”
- Фрагменты геометрического орнамента на дымковской игрушке

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- глиняные игрушки
- заготовка контура Дымковской игрушки на мониторе компьютера.

Музыка:
Русские народные мелодии. Презентация игрушек
Словарь:
Гончар – мастер, который работает с глиной.
Ярмарка – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с развлечениями.
Ход урока
Вводная часть урока.
В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек.
Музыка (любая народная).
- Вот какая у нас красивая веселая ярмарка глиняных игрушек.
- что такое ЯРМАРКА?
(Базар, рынок, где продают различные товары)
ЯРМАРКА – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с увлечениями, развлечениями.
- Недаром говорят в народе: “Шум, как на ярмарке!”
- Какие игрушки вы видите? (Дымковские – глиняные)
- Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.
- Почему эти игрушки называют Дымковские?
(По месту их рождения - они из слободы Дымково)
- С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,
видно слободу Дымково.
Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.
- Рассмотрите игрушки на нашей ярмарке.
- Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки.

· И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.
-Как называют мастера, который работает с глиной?
ГОНЧАР – это мастер, который работает с глиной.



Из истории дымковской игрушки
Вятка славилась в старину своими базарами–ярмарками, которые назывались “СВИСТУНЬЯ” или “СВИСТОПЛЯСКА”. Развлечением праздника были глиняные игрушки – свистульки.
Всю зиму женщины Дымково лепили игрушки для ярмарки. И вот, на прилавках ярмарки веселый товар. Охотно покупают его взрослые и дети. Оглашается вся округа свистом. Шумит народное гулянье. И громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот праздник “Свистунья”.
- Как в народе прозвали этот праздник?
– “Свистунья”.
Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать.
Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).
- Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии);
- Какие цвета брали для росписи игрушек?
(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).
В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках.
(Дети садятся за свои рабочие места).
Закрепление материала:
Работа по таблице “Цвет и форма”.
-Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках?
( Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)
-На цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
Физ. Минутка.

Компьютерная графика
Сегодня вы будете украшать игрушку узорами, используя компьютерную графику. Нам в составлении геометрического узора для Дымковской игрушки поможет компьютер.
Цели:
Знать
-названия элементов окна программы PAINT;
-назначение инструментов: эллипс, линия, карандаш, ластик, заливка;
-команды: ПРАВКА – ОТМЕНИТЬ.
Уметь
-открывать и сохранять рисунок;
-наносить на шаблон орнамент дымковской игрушки.
Развивать навыки работы манипулятором “мышь”: двойной и одинарный щелчок.
Воспитывать бережливое отношение к компьютерной технике.
Раздаточный материал - карточки “Фрагменты узоров дымковской росписи”.
Практическая работа:
Задание:
Оформить символами (геометрическим узором) Дымковскую игрушку в компьютерной графике.
Контроль и индивидуальная работа учителя в процессе практической работы учащихся
Заключительная часть урока:
Анализ работ учащихся.













«Дымковская игрушка»Arial BlackРисунок 2Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 23Рисунок 25Рисунок 3 Дымковская роспись_фотографии клипарт картинкиДымковская роспись_фотографии клипарт картинкиРисунок 7ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6ђ Заголовок 7ђ Заголовок 8ђ Заголовок 915