Изучение народного искусства как важный момент нравственного воспитания учащихся


Изучение народного искусства как важный момент нравственного воспитания учащихся
Интерес к народному искусству в целом и декоративно - прикладному в частности возник не случайно. На фоне общего обесценивания нравственных, моральных ценностей, замена их яркой, комуфляжной заграницей, китайским ширпотребом требуют от нас наконец – то повернуться лицом к национальной культуре. А гордиться здесь есть чем! Развитие, возрождение ремесел не только в глухой провинции, но и в районных городках, областном центре идет наперекор и вопреки законам технократического мира. Мы, педагоги, работающие в школе, должны рассматривать народное искусство прежде всего как культуру духовных ценностей и работать в тесной связи со многими преподавателями – предметниками в этой области – здесь и история, и литература, музыка, театральное искусство будут неотъемлемой частью общего дела – воспитание нравственно красивого человека. Задача эта не из легких. Не всегда просто найти верный ответ на вопрос: ради чего человек создавал вокруг себя красоту, вкладывая её в обычные необходимые вещи – нужно было это только для продажи, выживания или это внутренняя потребность делать мир добрее, красивее, принося своим близким радость, даря вокруг эту радость и свет. Из исторических источников казалось бы всё ясно – выживать нужно было прежде всего и чем лучше и интереснее у человека изделие – будь то прялка, туесок, необычно выполненные игрушки, тем больше у него возможности её сбыть, продать, тем лучше можно обустроить свою жизнь. Но в этом случае речь идет о труде ремесленника. Настоящий же мастер всегда в поиске, он уже не может думать только о выгоде своего дела, мастерство его неспокойно, оно постоянно и напряженно заставляет работать его ум, чувства, душу, созидая еще большую красоту. В таком понимании мы имеем перед собой вдохновленного творца – созидателя. Очень точно об этом написал в своём рассказе «Птицы на ветках» Анатолий Рогов, описывая труд резчика по дереву: «Гладить свежеоструганные доски Вася очень любил, они на ощупь бархатистые, и тепло у каждой своё, и если легонько руку вести, то кажется, что это не ты, а она тебя гладит – нежно, нежно, будто разговаривает с тобой: «Не бойся, мол, я податливая». Вася прижмет рукой – успокаивает. Ему тогда всё на земле, даже камни и песок казались живыми. Утопишь резак в дерево – а оно вроде само его тянет, ведет, линию подсказывает… И какая бы ни была доска, с узором в такое дивное диво превратится, что дух захватывает. Ощущение появлялось такое, будто уже и не режешь, а куда – то уходишь, вроде в сказку. И нет уже никаких усилий, нажимов, никаких стружек, нет и хруста дерева. А есть только ворожба. Иной раз и не верилось, что сам всё вырезал». Опыт мастеров сродни опыту ребенка в прикладном творчестве. У тех и у других присутствует свобода творчества, полет фантазии, увлеченность. А то, что детям не всегда хватает умения – это дело времени, так как увлеченному человеку все дается легко. Настоящих мастеров немного и далеко не из всех детей можно сделать больших профессионалов в области народного творчества, в этом нет и необходимости. Но незаменимый опыт общения с настоящими творцами прекрасного нельзя недооценивать. В школе на уроках важно не только приобщить ребенка к искусству, а и разбудить его чувства, разблокировать двери души, заставить сопереживать, научить уважать труд других, удивляться творением рук больших мастеров. Ведь созерцать – уже включиться в сотворчество, заинтересоваться – это начать действовать. Работы настоящих мастеров я всегда стараюсь приобретать сама и показывать детям на уроках. Это работы резчиков по дереву, мастеров по плетению из лозы и многих других. Мы с моими учениками посещаем наш музей народно-прикладного искусства. Ребятам нравятся наши сергиево-посадские игрушки. Как знать – может через несколько лет это увлечение выльется в профессию и станет основным занятием в жизни сегодняшних подмастерий? При общении с мастерами на таких занятиях удивляешься их терпению, усидчивости, постоянному поиску новых форм, сюжетов, новых материалов для работы, стремлению к вершинам мастерства. А как они умеют радоваться за своих воспитанников! Оставаясь в жизни как правило скромными и незаметными, они счастливы тем, что не умирает их ремесло, находит место в современном мире, принося людям радость и красоту. Добиться старания и приохотить ребят к декоративному творчеству можно. На своих уроках мы работаем по росписи на матрёшках, стаканчиках, блюдцах, пасхальных яйцах разделочных досках. Это повышает интерес к работе. Приобщая детей к народному искусству, важно показать, что это опыт, накопленный десятками и сотнями лет. Рукотворную красоту никогда не заменит даже дорогая штампованная вещь, поэтому она и ценится так высоко. Сохраняя и развивая народные ремесла, общаясь с народными мастерами – умельцами, мы обогащаем себя и преобразуем, строим свою жизнь по законам гармонии и красоты, воспитываем в наших детях любовь к своему народу, земле, уважение к чужому и своему труду.
Русская народная песня. Идёт матушка весна. Призыв весны.
Цель: познакомить детей с песней как жанром устного народного творчества, её видами и задачами жанра.
Оборудование: звуковой ряд (записи народных песен); зрительный ряд (репродукции картин русских художников: М.Боскин «Хоровод», М.Ингнатьев «Няня», И.Репин «Бурлаки на Волге»; 4 текста с песнями, демонстрационные листы с названиями видов русских народных песен (колыбельная, трудовая, закличка, хороводная), листы ватмана,  фломастеры.
ХОД УРОКА
У нас народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль.Николай Александрович ДобролюбовЗвучит колыбельная. На доске: цитата Н.А. Добролюбова
Учитель: Сегодня, ребята, мы начнем знакомиться с новым жанром народного творчества.
Детям розданы листы с 4 напечатанными текстами для самостоятельного чтения.
Учитель: К какому жанру вы бы их отнесли?
Дети: Это песни. Первая – колыбельная, третья – трудовая.
Учитель: Вы правы. Это слова разных песен. Жанру народной песни мы и посвятим несколько уроков. Давайте послушаем две русские народные песни, которые родились на берегах главной русской реки Волги, протекающей в центральной части нашей Родины, и которые вы, может быть, слышали по радио и по телевизору. (Записи песен: «Вниз по матушке по Волге», «Волжские страдания»). Обе песни связаны с рекой. Похожи ли эти песни?
Дети: Нет, они разные.
Учитель: В чем же разница?
Дети высказывают свою точку зрения.
Итог обсуждения. Песни различаются по настроению, так как поются в разных случаях.
Учитель: Ребята, кто из вас запомнил, какая песня звучала в начале урока? Когда их поют?
Дети: Их поют, чтобы убаюкать ребенка.
(Демонстрация картины М.Ингнатьева «Няня», прослушивание записи колыбельной).
Учитель: Вернемся к текстам песен. Со второй песней посложнее. Вдумайтесь в слова. Когда поют эту песню?
Дети: Наверно, она связана с танцем. Заиньке предлагают поплясать.
Учитель: Это хороводная песня. Кто знает, что такое хороводная песня?
Дети: Под которую можно водить хоровод.
Учитель: А что такое –  «хоровод водить»?
Дети: Все берутся за руки и идут по кругу.
Учитель: Берутся за руки… – это верно. А вот по кругу ходят не всегда. Это почти игра. Иногда в этой игре изображают какие-то трудовые движения: как бы сеют, как бы лен мнут. Хоровод мог и завиваться, как венок. Послушайте еще одну песню. По происхождению она – хороводная и называется «Посею лебеду на берегу».
Дети слушают. На доске представлена следующая репродукция картины М.Боскина «Хоровод».
Учитель: третья песня трудовая, это вы правильно определили. А как вы догадались?
Дети: «Подернем», «подернем» – помогает в работе.
Учитель: Эта песня родилась у бурлаков, которые общими усилиями тянули против течения тяжелые суда и должны были свои усилия согласовывать. Песня им в этом помогала.
На доске: репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге». Прослушивание записи знаменитой песни «Дубинушка»  в исполнении Ф.И. Шаляпина, известного всему миру  русского оперного певца.
Учитель: Вы привыкли слушать народные песни не так, как они когда-то звучали, а в обработке профессиональных современных музыкантов. В старину же русские песни очень часто звучали без музыкального сопровождения. Мелодия велась только голосом, и тогда паузы, которые сейчас заполняются музыкой между частями песни, поющий заполнял своим голосом, пропевая многократно части одного слова, или вставляя отдельные короткие слова: «ой», «да», «ну».
Прослушивание записи песни «Не велят Маше за реченьку ходить…» в исполнении Ф.И. Шаляпина.
Учитель: А четвертая песня?
Дети: Ее пели, наверно, когда весну встречали.
Учитель: Верно. Молодцы! Она так и называется – закличка. Этой песней весну «кликали», звали. Исполнять ее полагалось детям.
Учитель: Как видите, существуют различные виды народных песен.
(В течение урока по мере изучения на доске выставлялись демонстрационные карточки с названиями видов народных песен).
И сейчас я предлагаю вам подвести итог урока.
Деление класса на группы (по рядам).
Вы должны посовещаться и на листе ватмана построить кластер, где отправной точкой будет «Устное народное творчество». Вы должны отобразить жанры УНТ и подробнее раскрыть жанр «Песня». Затем вам необходимо выбрать одного человека от группы, который бы представил вашу работу.
Кластеры помещаются на доску.
Учитель: Песни всегда занимали важное место в жизни русского человека. Они сопровождали его всю жизнь. Вот как писал о народных песнях Н.А. Добролюбов:
«У нас народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль. Еще в колыбели дети убаюкиваются песнями, подрастая, они сами выучиваются напевать народные песни. Собирается зимой молодежь на посиделки, и здесь раздаются песни; приходит весна, выходят поселяне встречать ее, составляют хороводы, завивают венки, и при этом непременно поют песни. Едет крестьянин пахать, жать, косить в знойную рабочую пору, и здесь песня звучит между ними, освежая их среди тяжелых трудов. Провожают лето, празднуют уборку, – опять с песнями. Песня сопровождает поселянина во всех его общественных трудах, она же следует за ним и в семейную жизнь его».
Учитель: Дома, ребята, подготовьтесь к выразительному чтению русских народных песен представленных в учебнике.
Учитель: И в заключение,  мне бы хотелось узнать, с какими чувствами, настроением вы уйдете с этого урока. Я попрошу вас обвести свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальчике поделиться своими впечатлениями, эмоциями.