Разработка урока по литературному чтению 1 класс УМК Школа России, Л.Ф. Климанова


Открытый урок 1 класс.
Тема урока: «Наше Отечество»
Тип урока: комбинированный.
Цели: формировать знания детей о Родине, России, её символах.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствовать навыки чтения, развивать речь;
Метапредметные: формирование знаний детей о ,родине, России, её символах; учиться рассуждать на заданную тему;
Личностные: любовь к Родине, её истории, гражданственности.
Ход урока.
Организационный момент.
а)проверка готовности к уроку.
2. Включение в учебную деятельность.
- Для начала, давайте повторим домашнее задание(( текст « Как мальчик Женя учился говорить букву «р»).
-Как, вы думаете, почему Женя в одиночестве учился произносить звук «р»?
- Быстро ли он научился его произносить?
- Какие черты характера мальчика, вы могли бы назвать? (упорство, находчивость, стремление добиться успеха)
3. Развитие речевого аппарата.
а)дыхательное упражнение «Колесо спустило», «свеча».
4. Мотивация познавательной деятельности(подведение к изучению новой темы).
- Давайте порассуждаем, в какой стране мог жить мальчик Женя?(России)
- Почему вы так думаете?
- Как называется страна , в котрой мы с вами живём? (Россия)
- Посмотрите на доску.
-Что, вы здесь видите?(кроссворд)
- Для того, чтобы узнать тему нашего урока, мы должны с вами разгадать его. Для этого, нам надо разгадать загадки.
1) Течёт, течёт, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит!
2) Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
3) Одеяло белое, не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
4) Под крышей четыре ножки,
А на крыше- суп да ложки.
5) Всех на свете обшивает,
Что сошьёт- не надевает.
6) Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
ре к а о б л а к о
с н е г с т о л и г о л к а
я б л о к о

- Кто скажет, как называется тема нашего урока?(Россия)
- В какой стране мы живём?
- Какие главные отличительные черты нашей страны? (символы)
Россия- флаг, гимн, герб, русская берёзка.
- Ещё об одном символе мы с вами вспомним по ходу нашей работы по теме,
- И так, о чём мы с вами будем говорить на уроке?(ответы детей)
- А также мы поговорим, почему человеку близка и любима его Родина, что может сделать каждый из нас для её процветания.
5. Работа над новым материалом.
а) Беседа с опорой на иллюстрацию с.87
- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (прошлое и настоящее)
-Докажите это. Кто хочет порассуждать на эту тему?
На доске стихи(читают по одному предложению)
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Люди русские знать должны,
О делах родной страны!
б) – А теперь давайте разделимся на группы по 3 человека.
- Прочитайте название текста (Наше Отечество)
- Прочитаем текст вслух.
- Прослушайте задание:
- Найдите в тексте предложения, где говорится почему Россию называют Отечеством?
- Теперь найдите строки, где говорится почему называют Родиной Матерью?
- А какие другие страны вы еще знаете?
6) Физкультминутка.
7) Выполнить следующее задание: -прочитать 3-е предложение. Можно ли это предложение разделить на несколько маленьких?(работа в группах)
8) Беседа о символах России.
- Ребята, а какие символы нашей Родины вы знаете?
Флаг- Какого он цвета?
Герб- Что изображено на гербе?
- А что изображено на этом рисунке? (берёзка)
- А ещё к символам нашей страны относится берёзка. Берёзку милую, родную, русские люди издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии и в прозе, в музыке, живописи, фольклоре.
9) Чтение стихов.
Русь моя, люблю твои берёзы,
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы,
На глаза отвыкшие от слёз.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В стихах кочующий обоз,
И на холме средь жёлтой нивы,
Чету белеющих берёз!
Ты до того, берёзонька, красива
Ив полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы!
- Молодые берёзки- стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную, статную, с гибкой талией, с русыми косами.
Хороша ты любою порою.
И недаром, всем сердцем любля,
Богатырского леса красою,
Называли повсюду тебя.
- Удивительная судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну- она воин. В грозные годы далёкой войны , берёзка была символом непобедимости Родины. И где бы ни росла русская берёзка, везде она людям- радость, везде она людям- свет.
- Послушайте ещё один отрывок стихотворения:
И найти её красивей,
На радость нам она цветёт.
В ней образ матери России,
Неувядаемой живёт.
- Что вам представилось, когда вы слушали эти строки?9ответы детей)- у кого около дома растёт берёза7- А теперь, посмотрите на это изображение.
- Кто знает, что оно обозначает? (русская берёзка)
10) Подведение итогов урока.
- Ребята, вам понравился урок?
- А что особенно понравилось?
- Я вам дарю эти символы на память, а вы можете их наклеить на дневник.
А сейчас, давайте откроем дневники и запишем д/з: нарисовать с родителями берёзку,
И отметим свое настроение на уроке и свою работу на уроке.( синим, зелёным, красным цветом).
- Кто может объяснить, почему отметил таким цветом?( объяснение детей)
- Спасибо, всем ребята, за работу на уроке! Все очень хорошо работали, молодцы!