Презентация к уроку литературы в 5 классе. Устное народное творчество. Понятие о фольклоре


Устное народное творчествоПонятие о фольклоре Урок литературы в 5 классе Цели деятельности учителя: дать понятие о фольклоре; развивать речь учащихся; помочь овладеть умениями складывать частушку и использовать приобретенные знания для создания творческих работ. Что такое фольклор? Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор      Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта  — Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?— Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?Перечислите малые жанры фольклора, используя свой «кластер» Угадай малый жанр фольклора Уж ты, котичка-коток,Котик — серенький лобок,Приди, котик, ночевать,Мою деточку качать;Я тебе ли, коту,За работу заплачу:Дам кувшин я молокаДа кусочек пирога.Уж ты ешь, не кроши,Больше, серый, не проси Вода текучая,Дитя растучее.С гуся вода,С тебя худоба.Вода — книзу,А дитя — кверху. Угадай малый жанр фольклора Сова, совинька, сова,Большая голова,На колу сидела,В стороны глядела,Головой вертела. Поехали, поехали В лес за орехами.По кочкам, по кочкам В ямку бух. Угадай малый жанр фольклора  Весна красна! На чем пришла?— На сошечке, на бороночке!На овсяном снопочку,На ржаном колосочку! Улитка, улитка,Высуни рога:Дам тебе пирога. Угадай малый жанр фольклора Кланяется, кланяется,придет домой – растянется Чеса заголовалась.Заплетык языкается. Угадай малый жанр фольклора Ехала карета темным лесом За каким-то интересом. Инте-инте-интерес -  Выходи на букву "эс". Наш чеботарь —Всем чеботарям чеботарь,Никому нашего чеботаряНе перечеботарить. Сравните: Произведение устного народного творчества, будь то сказка, песня, былина и т. п., может иметь множество вариантов. Соловеюшка премилый,Ты везде можешь летать:Полетай в страны веселы,В славный город Ярославль,Там взыщи дружка милого,Сядь поближе ты , голубь, к дружку… Ты рассизенький мой голубчик,Везде можешь летать,Полетай-ка ты в страны чужие,В славный город Еруслан,Разыщи-ка, миленький, милого,Сядь поближе ты к нему… СИМВОЛЫ В ФОЛЬКЛОРЕ Соловей – радость, счастье. Кукушка – горе, беда. Ворон – несчастье, смерть. Калена стрела венчалаСреди битвы роковой.Вижу, смерть моя приходит,Черный ворон, весь я твой!(Русская народная песня «Черный ворон») Целую ночь соловей нам насвистывал,Город молчал и молчали дома.Белой акации гроздья душистые |Ночь напролет нас сводили с ума. (Русская народная песня «Целую ночь соловей нам насвистывал») Куда летишь, кукушечка?Лечу, лечу я в тот отлет,Где бы найти душе покой.Найди, найди сама себе.Ищи, ищи Спасителя,Пролей пред ним источник слез,Проси его о помощи,Чтобы он дал душе покой. Уже давно наряду с крестьянским появился рабочий фольклор, городской, фольклор интеллигенции, детский. Как у наших у ребятГолова из трех частей:Карбюратор, вентилятор И коробка скоростей. В фольклоре есть «продуктивные» жанры, то есть такие, в недрах которых могут появляться новые произведения. В 20 веке в числе таких жанров оказались частушки, поговорки, городские песни, анекдоты и многие виды детского фольклора. А вот былины, когда-то имевшие даже значение исторического документа, в живом исполнении уже практически не звучат. гусляры скоморохи кобзарь трубадуры ИСПОЛНИТЕЛИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗ ИСТОРИИ С конца 19 века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начала изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. Эразм Роттердамский в 1500 году составил сборник античных изречений и пословиц. Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения,дающие меткую оценку событию, поступку, человеку.Остаться у разбитого корыта. НАЙДИ ПАРУ Друг в беде есть настоящий друг (английская).За поспешностью следует раскаяние (арабская).Собака лает, а караван проходит мимо (народов Средней Азии).Когда в горах нет тигра, то и мартышка – царь зверей (китайская). Друг познается в беде. Поспешишь – людей насмешишь. Собака лает – ветер относит. На безрыбье и рак рыба. ПОДУМАЙ Два медведя в одной берлоге не уживутся. Посмотри на иллюстрации. Вспомни пословицы и поговорки, в которых употребляются числа. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. ПОДУМАЙ Обещанного три года ждут. Семеро одного не ждут. Посмотри на иллюстрации. Вспомни пословицы и поговорки, в которых употребляются числа. ЗАГАДКИ Загадки отличаются разнообразием тематики. Им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись.В древности загадка была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. В народном эпосе отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. Теперь загадка — народная забава. Научное собирание народных загадок началось с Сахарова (в его «Сказаниях русского народа», 1837); затем, в 40-х годах 19 века, появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских загадок. Как «сделана» загадка Метафора:Белые хоромы, красные подпоры. Олицетворение: Кланяется, кланяется,придет домой – растянется. (Гусь) (Топор) Звуковой образ, звукоподражание: Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Пила) Образное описание предметапо внешнему виду: Красненька, кругленька, Листочки продолговатеньки. (Рябина) Как «сделана» загадка Прямое сравнение: Пять ларчиков –пять чуланчиков. Прямой вопрос: Кто бежит безпровода? (Река) (Перчатка) (Жук) Отрицательное сравнение: Черен, да не ворон,Рогат, да не бык,Шесть ног без копыт,Летит – воет,Упадет – землю роет. Как «сделана» загадка Часто загадка имеет подсказку – рифму. Последнее слово в стишке-загадке – это отгадка. Мимо рощи, мимо яраМчит без дыма, мчит без параПаровозова сестричка.Кто такая? ………………………… (Электричка) Домашнее задание на выбор На отдельном листе А4 написать одну самостоятельно найденную скороговорку, загадку, пословицу и нарисовать на обороте к ней рисунок УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием.