Программа внеурочной деятельности Мир глазами ребенка


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» 
«Согласовано»
Руководитель МО
__________ И.В.Мухина
Протокол № ___
от «_____»__________2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ СОШ №10
________Л.П.Астраданцева
«_____»____________2014г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ №10
с. Ачикулак
___________Л.Е. Сокуренко
Приказ №____
от «____»__________2014г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности во 2 а классе
«Мир глазами ребенка»
учителя первой квалификационной категории
Дрежжовой Наталии Сергеевны

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «____»________ 2014г.


2014 -2015 учебный год
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу педагога
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Дрежжовой Наталии Сергеевны по внеурочной деятельности «Мир глазами ребенка»
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34 часа. Содержит основные разделы: титульный лист, пояснительная записка, учебный план, содержание программы, учебно-методическое обеспечение, учебно-тематическое планирование.
Форма и содержание данных разделов рабочей программы отвечают требованиям, установленным локальным актом «Положения о рабочих программах учителя МКОУ средней общеобразовательной школы №10 с. Ачикулак»
Данная программа соответствует требованиям и может быть использована в качестве рабочей.
Рецензент: Зам. директора по УВР Л.П.Астраданцева
подпись должность, Ф.И.О.
« ___ » __________ 2014г.
Пояснительная записка
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию духовно-нравственного, национально-патриотического, социально-этического образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир», так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка социального направления «Мир глазами ребенка»
Цель деятельности заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основы культуры межэтнического общения;
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Познавательные результаты:
знать и любить свою Родину;
воспитать гуманное отношение к окружающему миру, милосердие к людям;
знание требований к нормам поведения в определенных ситуациях;
умение самостоятельно делать выводы о положительном и отрицательном отношении друг к другу;
воспитание положительных нравственных навыков и привычек;
расширение представлений об истинном товариществе и верной дружбе, о необходимых для этого качеств;
умение разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.
Личностные результаты:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
1
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
развитие навыков сотрудничества, чувства единства, сплочённости детского коллектива;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Коммуникативные результаты:
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные результаты:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
умение контролировать свои действия, свои эмоции, преодоление импульсивности и непроизвольности;
умение слышать собеседника, сочувствовать ему, умение договариваться, рефлексия своих действий.
Программа создана для учащихся 1 и 2 класса с учётом особенностей учащихся младшего школьного возраста.
Программа рассчитана на 34 занятия в год: 1 занятие в неделю.

Содержание программы
Страна, в которой я живу.
- Моя Родина, край, село. Изучение энциклопедии, географической карты. Символы страны, края. Знакомство с историей символики.
- Моя семья. Родные и близкие люди. Общение в семье. Отношение к труду. Традиции семьи: заведенные правила, праздники, совместная деятельность.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить полученную информацию. Строить высказывание и слушать других. Ценить свою Родину, семью. Выполнять творческую работу. Сотрудничать с о сверстниками.
Школьный этикет – правила поведения в школе.
- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
2
Внешкольный этикет – правила поведения в общественных местах.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Правила общения - взаимоотношения с другими людьми.
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Формы проведения занятий: занятия с элементами тренинга, творческие работы, викторины, конкурсы, посещение библиотеки, просмотр мультфильмов, праздники.
Методы работы: беседа, наблюдение, игры, упражнения, этюды, элементы арттерапии, сказкотерапия.
Результаты реализации программы будут отслеживаться по следующим методикам:

методики изучения эмоционального состояния учащегося уровень тревожности – тест Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, шкала явной тревожности для детей от 8 – 12 лет CMAS автор Прихожан, агрессивности - методики «Несуществующее животное», «Кактус»;
методики изучения социальной адаптации учащихся (схема Чиркова В. И., методика «Школа зверей»);
методики, направленные на изучение коммуникативных действий, осуществление сотрудничества «Рукавички , «Кто прав?» Г.А. Цукерман, «Левая и правая сторона» Ж. Пиаже.
3
Материально – техническое обеспечение:
материалы для оформления и творчества детей,
художественная литература,
наличие канцелярских принадлежностей,
аудиоматериалы и видеотехника,
проектор,
- мультимедийная доска.
Литература
Тренинг по сказкотерапии. Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой - Спб, 2010 г.
«Птица радости». Психокоррекционные занятия с тревожными детьми младшего школьного возраста. // Ярославцева Л. Школьный психолог. - №6, 2007 г.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2005.
Проективная методика «Школа зверей» // Школьный психолог. – 2000. - № 12
Программа «Солнышко» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе. // Школьный психолог. – 2004. - № 6
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет - ресурсы
Тематическое планирование
1класс
№ п\п Тема занятия Содержание занятий Кол-во часов Дата
1. Давайте познакомимся! Введение в мир общения. Знакомство с правилами этикета. Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Вежливые слова при знакомстве. 2 2. Что мы знаем друг о друге? Знакомство с правилами речевого этикета. Развитие наблюдательности, эмпатии, умения слушать и слышать собеседника. Рассказ о себе, о своих увлечениях. 2 3. Моё имя. Знакомство с историей возникновения имен и фамилий, их значение. Презентация «Знаменитые люди России» 2 4.
Моя Родина.

Беседа о символах страны: флаг, герб, гимн. Знакомство с историей символики. Работа с географической картой. Главный город страны – Москва. Знакомство с информацией энциклопедии. Выполнение творческой работы: рисунок «Флаг России» 3 5. Мой край. Беседа о символах края: флаг, герб. Знакомство с историей символики края. Географическое положение края на карте страны. Город Ставрополь. 2 7. Моё село. Беседа о возникновении села Ачикулак. Первые исторические сведения о селе. Понятие, что такое адрес. 1 8.
Моя семья.
Традиции моей семьи. Рассказ о своей семье: родителях, сестрах, братьях. Понятия «старшее поколение», «потомки». Развитие наблюдательности, умения строить свое высказывание, умения слушать и слышать собеседника. Раскрыть понятие «традиция». Формирование представлений о традициях разных национальностей. 3 9. Дом, в котором я живу. Рассказать о своем доме. Что значит радовать родных и близких добрыми делами? Мои обязанности по дому. Разыгрывание ситуаций. 1 10. Творческая работа. Рисунок «Моя семья» Выполнение творческой работы. Беседа по содержанию. 1 12. Школа и ты. Для чего нужна школа? Нужно ли соблюдать правила поведения в школе? Разыгрывание ситуаций. 1 13. Правила поведения на уроке, на перемене. Изучение правил. Разыгрывание ситуаций. Формирование умения делать выводы, пояснять свои действия. Стремиться к сотрудничеству. 2 14. Ура! Перемена! В какие игры можно играть на перемене? Подвижные игры на свежем воздухе, настольные игры. Формулировка правил. 1 14. Мы идем в столовую. Изучение правил поведения в столовой. Правила поведения за столом. Соблюдение гигиенических норм. 1 15. Правила поведения в общественных местах. Изучение правил поведения в общественном транспорте, в театре, в кинотеатре. 1 16. Вежливая азбука
Знакомство с правилами общения. Применение «золотых» правил: обращение по имени, вежливые слова, интонация. Разыгрывание ситуаций общения с использованием слов приветствия, благодарности и других. Невербальное общение. 4 17. Мальчики и девочки Культура общения между мальчиками и девочками. Упражнения на развитие навыков бесконфликтного общения. 1 18. Ссоры и споры Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие вербальных и невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. 2 19. Наш веселый дружный класс Упражнения на развитие монологической и диалогической речи. Дидактическая игра «Мы разные» Повторение правил социального поведения. 2 20. Итоговое занятие. Творческие работы учащихся. Рисунки на темы: «Что мне нравиться в школе?», «Мои друзья» 1 2 класс
№ п\п Тема занятия Содержание занятий Кол-во часов Дата
1. Я – неповторимый человек. Самопрезентация. Упражнения «Кленовые листочки», «Орехи»
Работа в микрогруппах – составление коллажа «Мы такие разные» 2 2. Оцени себя и других Дать характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок. Развитие наблюдательности, эмпатии, умения слушать и слышать собеседника. 2 3. Что в имени моем? Происхождение имен. Кто такие тезки? Сказка о том, как мальчик и девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Упражнения «Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение» 2 4. Мальчики и девочки.
Дружить или ссориться? Культура общения между мальчиками и девочками. Упражнения на развитие навыков бесконфликтного общения. Совместное творческое дело- составление коллажей. Игры «Найди сходства и отличия», «Волшебное ожерелье», «Претензии» Интеллектуальная викторина. 4 5. Мой характер. Определение характера. Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Упражнения «У меня есть характер!», «Каким я себе нравлюсь» 1 6. Изучаю себя. Проведение исследования на предмет тревожности, агрессивности. Изучение коммуникативных действий, осуществление сотрудничества .Методики «Рукавички», «Кактус», «Школа зверей», «Кто прав?» 2 7. Ответственность. Чтение и анализ пословиц об ответственности. Чтение произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Обсуждение. 2 8. Ответственность в школе. Что такое прилежание? Что значит «старайся»? Чтение и анализ поступков героев рассказов В.Осеевой «Волшебное слово», «Сыновья». Чтение и анализ пословиц о труде. 1 9. Правила поведения на уроке, на перемене. Повторение правил. Разыгрывание ситуаций общения. Свободное время нужно проводить с пользой, стремиться к сотрудничеству. Подвижные и настольные игры. Соблюдение правил. 2 10. Правила поведения в школьной столовой, в школьной библиотеке. Изучение правил поведения в столовой. Правила поведения за столом. Соблюдение гигиенических норм. Посещение школьной библиотеки. 2 11. Правила поведения в общественных местах. Изучение правил поведения в общественном транспорте, в театре, в кинотеатре. Разыгрывание ситуаций общения. 1 12. Вежливая азбука
Знакомство с правилами общения. Применение «золотых» правил обращение по имени, вежливые слова, интонация. Разыгрывание ситуаций общения с использованием слов приветствия, благодарности и других. Невербальное общение. 3 13. Милосердие. Внимание к людям. Дать понятие милосердия. Привести примеры из жизни. Встреча с членами детского объединения «Милосердие». Знакомство с деятельностью волонтеров. 2 14.
Моя Родина. Символика России. 70-летие Победы. Города - герои России. Героические личности. Знакомство с информацией энциклопедии. Выполнение творческой работы: рисунок «Нет войне!» 3 15. Мой край. Символика края. 70-летие Победы. Герои Ставрополья. Презентация 1 16. Моё село. 70-летие Победы. Защитники села. Памятные места. 1 17. Моя семья. Творческое задание: подготовить рассказ о предках - участниках ВОВ в вашей семье. 1 18. Итоговое занятие. Творческие работы учащихся.
Мини – сочинения, рисунки. 2