Рабочая программа внеурочной деятельности Удивительный мир слов


03-21
Приложение №__17_
к основной образовательной
программе начального общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
" Удивительный мир слов"
на уровне начального общего образования (2-4 классы)
2.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления развития личности «Удивительный мир слов» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова «Удивительный мир слов»(Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
3.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
4. Описание места учебного курса «Удивительный мир слов»
Изучение курса с 2 по 4 класс в объёме 34 часа в год (1 час в неделю) всего 102 часа.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса «Удивительный мир слов»
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Удивительный мир слов»
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания:
- об истории русского языка,
- рассматривают памятники древней письменности,
- знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
- осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.
Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения.
Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
7. Содержание учебного курса «Удивительный мир слов»
2 класс
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Универсальные учебные действия:
— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
— анализировать информацию, представленную на рисунке;
— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
— наблюдать за функцией и ударением в слове;
— контролировать правильность постановки ударения в словах;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничественеобходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность (форма организацииобучения):
— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв
подряд?».
Азбука, прошедшая сквозь века
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строкии заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходствеи различии двух алфавитов;
— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторыебуквы не имеют прописных вариантов.
Практическая и игровая деятельность:
— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а такжечтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв длякрасной строки);
— рисование: «Весёлая буква Ё».
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского
языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Универсальные учебные действия:
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждениипроблемы;
— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполненияучебного задания;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия повыполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;
— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
— конкурс «Придумываем название для новых конфет».
Как делаются слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием
«моделей» частей слова.
Универсальные учебные действия:
—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
— наблюдать образование слов в русском языке;
— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
— анализировать значение и строение слова и на основании анализаделать вывод о том, являются ли слова родственными;
— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение(происхождение) слова;
— группировать слова по заданным основаниям (по строению, позначению, по способу словообразования);
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
— конструирование слов по словообразовательным моделям;
— проект «Как конфеты получают свои названия».
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносномзначении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревшихслов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение словапо толковому словарю;
— выбирать адекватные языковые средства для успешного решениякоммуникативной задачи;
— различать употребление в тексте слов в прямом и переносномзначении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при ихсравнении;
— оценивать уместность использования слов в тексте;
—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результатыих использования в юмористических текстах;
—соблюдать нормы русского литературного языка в собственнойречи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,«Закончи пословицы»;
— решение кроссвордов;
— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираюантонимы», «Собираю фразеологизмы»;
— составление шуточных рассказов и стихов.
3 класс
Из истории языка
Устаревшие слова.
Почему слова устаревают.
Значения устаревших слов.
Использование устаревших слов в современном языке.
Старые и новые значения.
Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.
Как появляются новые слова.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;
— уточнять значение слова по толковому словарю;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждениипроблемы;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполненияучебного задания с использованием учебной литературы;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия повыполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);
— проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинныхвещах, которые хранятся в семье);
— игра «В музее слов»;
— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнайисторию слова».
Загадки простого предложения
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения отпорядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.
Интонация предложения. Логическое ударение.
Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.
Описание предметов в художественных текстах.
Внешность и характер в портретах мастеров слова.
Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.
Когда необходимы обстоятельства.
Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.
Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).
Однородные члены предложения. Распространение предложенияс помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?
Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членовпредложения.
Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?
Знаки препинания при однородных членах.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении,на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаныпорядок слов в предложении и его смысл;
— устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
— наблюдать за интонационным оформлением восклицательныхи вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительногопредложения;
— исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
— осуществлять учебное сотрудничество;
— контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничественеобходимую взаимопомощь;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенностии структуру текста-описания;
— составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
— оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
— оценивать положительные качества личности одноклассников;
— создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме,представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект«Безопасный маршрут»);
— сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру,выявлять неточности и исправлять их;
— работать с информацией, представленной в виде модели;
— соотносить схемы предложений с их моделями;
— анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализаместо постановки запятой.
Практическая и игровая деятельность:
— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать напредложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобывыразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировкадиалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;
— творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочнаяигрушка», «Мамин портрет»;
— игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»;
— проект «Безопасный маршрут»;
— творческая работа «Приглашение на праздник»;
— конкурс «Самый длинный однородный ряд»;
—конструирование предложений с однородными членами по моделям;
— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение посхеме», «Повтори и продолжи».
Лабиринты грамматики
Слово в грамматике.
Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
О существительных по существу
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.
От чего зависит род имени существительного.
Употребление в речи существительных общего рода.
Способы выражения значения числа у имён существительных в русскомязыке. Нормы употребления существительных во множественном числе.
Как определить число несклоняемых существительных.
Всегда ли существительные имели только два числа?
Для чего существительные изменяются по падежам?
История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).
Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий.
Значение имён.
Универсальные учебные действия:
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
— на основе наблюдения форм имён существительных в текстахстроить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительныхи контролировать их соблюдение в речи собеседника;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполненияучебного задания с использованием различных источников;
— самостоятельно или при помощи учителя планировать действияпо выполнению учебного проекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
— осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действияпартнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Наоборот», «Кто больше»;
— проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».
Такие разные признаки предметов
Значение имён прилагательных.
Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.
Как в старину использовали прилагательные в обращениях.
Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.
Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.
Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степенейсравнения.
Значение относительных прилагательных.
Что называют притяжательные прилагательные.
Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…).
Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.
Универсальные учебные действия:
— составлять устно небольшое монологическое высказываниес помощью заданных языковых средств;
— анализировать особенности строения современных обращенийи в историческом прошлом;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образованиии использовании степеней сравнения имён прилагательных;
—контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;
—выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;
—осуществлять самостоятельный поиск необходимой информациив различных источниках;
—составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;
—самостоятельно планировать действия по выполнению учебногопроекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
—контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничественеобходимую взаимопомощь.
Практическая и игровая деятельность:
— проект «Значения цветовых прилагательных»;
— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;
— викторина «Самый-самый»;
— игра-соревнование «Подбери словечко».
4класс
Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Практическая и игровая деятельность:
— фонетические и графические задачи;
— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды»,
«Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
— шутливые лингвистические вопросы;
—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз,состоящих из искусственных слов.
Пора действовать!
Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания
и текста-повествования;
— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образованииличных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
—составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;
—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте,и различать глаголы в прямом и переносном значении;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии,не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
—игра «Меняемся ролями»;
—творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
—ролевая игра «Просить или приказывать?»;
—составление загадок с помощью глаголов;
—игра-соревнование «Орфографический поединок».
Числа и слова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать использование числительных в речи;
—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
—выступать перед одноклассниками;
—соблюдать нормы русского литературного языка в использованиичислительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.
Практическая и игровая деятельность:
—проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории»,«Мифы о числах»;
—викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».
Прочные связи
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения ввиде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только
по форме, но и по смыслу;
—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
—наблюдать особенности различных словосочетаний;
—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
—создавать устное высказывание на предложенную тему;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
—игра «Словосочетания в пазлах»;
—ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
—конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
—творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
—итоговый конкурс «Любимые игры со словами».
8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
2 класс
Наименование раздела программы, тема Характеристика деятельности обучающихся
Мир полон звуков (6ч)
Звуки вокруг нас.
(1ч) — участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
— анализировать информацию, представленную на рисунке;
— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
— наблюдать за функцией и ударением в слове;
— контролировать правильность постановки ударения в словах;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Фабрика речи. (1ч)
Бессмыслица + бессмыслица = смысл. (1ч)
Полоса препятствий. (1ч)
Рисуем звуками. (1ч)
Трудности словесного ударения. (1ч)
Азбука, прошедшая сквозь века (5ч)
Буквы старые и новые. (1ч)
— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
Так считали наши предки.
(1ч) Страницы древних книг.
(1ч) Живая и весёлая буква алфавита. (1ч)
Загадки русской графики.
(1ч) Всему название дано (5ч)
Рождение языка. (1ч)
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Сколько слов в языке?
(1ч) Имена, имена, имена…
(1ч) Увлекательные истории о самых простых вещах. (1ч)
Словари — сокровищница языка.
(1ч) Как делаются слова (7ч)
«Дальние родственники». (1ч)
—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
— наблюдать образование слов в русском языке;
— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Слова «готовые» и «сделанные». (1ч)
Есть ли «родители» у слов?
Внимание, корень! (2ч)
Такие разные суффиксы. (1ч)
Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? (1ч)
Что нам стоит слово построить? (1ч)
Секреты правильной речи (10ч)
Словарное богатство русского языка.
(1ч) — наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
— оценивать уместность использования слов в тексте;
—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик». (1ч)
Выбираем точное слово. (1ч)
Одно или много? (1ч)
Когда у слов много общего? (1ч)
Когда значения спорят? (1ч)
Слова одинаковые, но разные. (1ч)
«Местные жители» и «иностранцы».
(1ч) Как рождаются фразеологизмы? (1ч)
Выбор фразеологизма в речи. (1ч)
3 класс
Наименование раздела программы, тема Характеристика деятельности обучающихся
Из истории языка (3ч)
Старые и новые слова в языке.(1ч) —наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;
—уточнять значение слова по толковому словарю;
—сравнивать толкование слова в различных словарях;
—формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
—осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Сокровища бабушкиного сундука.(2ч) Загадки простого предложения (9ч)
«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. (1ч) —наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
—устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
—наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;
—исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
—осуществлять учебное сотрудничество;
—контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
—анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
—составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
—оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
—оценивать положительные качества личности одноклассников;
—создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»);
—сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
—работать с информацией, представленной в виде модели;
—соотносить схемы предложений с их моделями;
—анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.
Важные мелочи. (1ч) Требуется определение. (1ч) Важные обстоятельства. (1ч) Необходимо дополнить. (1ч) «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». (1ч) Стройтесь в ряд! (1ч) Запятые, по местам! (2ч) Лабиринты грамматики (2ч)
Слово в грамматике. (1ч) Как «работают» слова или для чего нужна грамматика(1ч) О существительных по существу (12ч)
«Лебедь белая плывёт». (1ч) —формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
—наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
— на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;
— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
—осуществлять учебное сотрудничество.
—контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Может ли род быть общим? (1ч) Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? (1ч) Как быть, если нет окончания? (1ч) Один, два, много. (1ч) Почему именительный падеж назвали именительным? (1ч) Как «работает» родительный падеж? (1ч) «Щедрый» падеж. (1ч) Винительный падеж — великий маскировщик. (1ч) Падеж- работяга. (1ч)
Любимая «работа» предложного падежа. (1ч) Кому принадлежат имена собственные? (1ч) Такие разные признаки предметов (8ч)
Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. (1ч) — составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
—анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;
—соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;
—контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;
—выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;
—осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;
—составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;
—самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
—контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
«Красны девицы» и «добры молодцы». (1ч) Всё познаётся в сравнении. (1ч) Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. (1ч) Что из чего и для чего? (1ч) Что кому принадлежит? (1ч) Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. (1ч) «Крокодиловы слёзы». 4 класс
Наименование раздела программы, тема Характеристика деятельности обучающихсяПоиграем со звуками, словами и предложениями (7ч)
Смотрю, говорю, слушаю. (2 ч)
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Лексические загадки. (2 ч)
Словесный конструктор. (1 ч)
Занимательная грамматика. (2 ч)
Пора действовать (14ч)
Для чего нужны глаголы? (2 ч)
— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания
и текста-повествования;
— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
—составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;
—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Делать и сделать — не одно и то же.(1ч) Меняемся ролями.(1ч) Вчера, сегодня, завтра. (1ч)
Одно вместо другого. (1ч)
Она меня поняла и приняла. (1ч)
Кто говорит, кто действует?
(1ч) Сумею победить!(1ч) Мечтаем и фантазируем. (1ч) Дай-подай… и поезжай! (2 ч)
Живые образы.(1ч)
Орфографический поединок. (1ч)
Числа и слова (4ч)
Для чего нужны числительные?
—наблюдать использование числительных в речи;
—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
—выступать перед одноклассниками;
—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.
Важные даты истории нашей страны (города, края).
Рекорды в цифрах.
За семью печатями.
Прочные связи (7ч)
Треугольный шарик.
—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения ввиде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только
по форме, но и по смыслу;
—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
—наблюдать особенности различных словосочетаний;
—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
—создавать устное высказывание на предложенную тему;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Как водить машину за нос?
Послушный «подчинённый».
О «земляной» или «земной» красоте.
Строгий «управляющий».
В Сибири и на Урале.
Связаны смыслом.
Любимые игры со словами (1ч)
Любимые игры со словами 9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п.пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Имеется в наличии и используется Планируется
приобрести Процент оснащённости
Книгопечатная продукция 1 Л.В. Петленко, В.Ю.Романова «Удивительный мир слов»(Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. 1 100
2 Канакина В.П., Щеголева Р.С. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1 100
3 Журнал «Начальная школа» 100
4 Интеллектуальный марафон. Автор Т.Н. Максимова. Москва «ВАКО» 2011 1 5 Игры по обучению грамоте. Автор Н.Н. Максимук. Москва «ВАКО» 1 100
6 Русский язык в начальных классах. Автор В.А. Шукейло. Санкт- Петербург 1 100
7 Канакина В.П. Работа с трудными словами 1-4 класс 1 0
8 Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. 1 100
9 Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). 1 100
10 Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. 3 100
Технические средства обучения 1 Ноутбук 1 100
2 Мультимедийный проектор 1 100
3 Маркерная доска 4 Принтер лазерный 1 100
Экранно - звуковые пособия 1 Программно-методический комплекс «Фантазёры» 1 0
2 Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника» 1 0
3 Канакина В.П. и др. Русский язык 1-4кл. 100
Оборудование класса 1 Ученические двухместные столы с комплектом стульев 5 100
2 Стол учительский 1 100
3 Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др. 3 100
Итого 79
Ресурсы
http://nsportal.ru – Наша сеть (работники образования)
http://pedsovet.orghttp://pedsovet.suhttp://www.zavuch.infohttp://www.openclass.ruhttp://www.uchportal.ruhttp://istorik.ucoz.comhttp://prezentacii.com/http://powerpt.ruhttp://window.edu.ru – Единое окно доступа к ОР
http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция ЦОР
http://www.mirknig.comhttp://www.pedlib.ruhttp://rutracker.orghttp://pravtor.ru10. Формы и средства контроля
2 класс
проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв
экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности)
проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
3 класс
проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);
проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».
конструирование предложений с однородными членами по моделям;
проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».
проект «Значения цветовых прилагательных».
класс
лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
итоговый конкурс «Любимые игры со словами».