Рабочая программа по внеурочной деятельности Удивительный мир слов


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Руководитель МО ____________ Протокол №_______ от «___»_____________20 г. «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ КСОШ №2____________ «___»__________ 20 г. «Утверждено» Руководитель МБОУ КСОШ №2____________ __________. Приказ №___от «___»________20 г.
Рабочая программа
По направлению внеурочной деятельности: «Социальная»
реализуемая программой «Я учусь сотрудничать»
составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
1 «А» класс
Разработчик программы
учитель начальных классов Володина О.Ю.
педстаж: 25 лет
высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Удивительный мир слов» составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
- базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ;
-планируемых результатов начального общего образования
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»
-авторской программы по проектной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой 1– 4 класс (М.:Вентана-Граф, 2013-192 стр.)
Цели изучения курса:
Осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
Овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Изучение курса в 1 классе направлено на решение следующих задач
обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно – нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно – нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности;
Общая характеристика в учебном плане
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно – образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счет углубления знаний лингвистического характера, введения элементов этимологии и культурологи
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю (33 учебные недели).
Результаты освоения курса во 1 классе
В процессе занятий проектной деятельностью ученики получат знания об истории русского языка, рассмотрят памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно – следственных связей и аналогий, классификация по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т.п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Содержание тем.
1класс.
Мир полон звуков.
Азбука, прошедшая сквозь века.
Всему название дано.
Как делаются слова.
Секреты правильной речи.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Эта программа предназначена для учащихся 1«в» класса.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
1 класс.
Мир полон звуков.
УУД:
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
анализировать информацию, представленную на рисунке.
Сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
Наблюдать за функцией и ударением в слове;
Контролировать правильность постановки ударения в слове;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Находить необходимую информацию и строить на ее основе связное монологическое высказывание.
Азбука, прошедшая сквозь века.
УУД
Сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
Интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
Наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
Всему название дано.
УУД:
Формулировать собственное небольшое мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
Составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
Воспринимать на слух и понимать информационный текст;
Сравнивать толкование слова в различных словарях;
Самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
Оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения заданий.
Как делаются слова.
УУД:
Моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
Самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
Наблюдать за образованием слов в русском языке;
Анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
Анализировать значение и строение слова на основании анализа делать вывод о том, являются ил слова родственными;
Наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение происхождение слова;
Группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
находить необходимую информацию и строить на ее основе связное монологическое высказывание.
Секреты правильной речи.
УУД:
наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
различить употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
оценивать уместность использования слов в тексте;
наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты и их использование в юмористических текстах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
необходимую взаимопомощь.
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор;
Компьютер с программным обеспечением;
Демонстрационная доска для работы маркерами;
Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
Горской В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
Калугин М. А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 2006.
Ладыженская Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо, 2006.
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения – М., 2004.
Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Высшая школа. 2006.