Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир книг

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красночабанская средняя общеобразовательная школа №14

Утверждаю:
приказ от _____2016г. №__ директор ОО___/Дронь Г.С./



Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Волшебный мир книги»

направление: общеинтеллектуальное
класс: 4
срок реализации: 2016 – 2017учебный год
составитель: Слобоцкая И.Н













х. Плотников
2016год


Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 ФЗ (ред. От 02.03.2016г; с изм. и дополн. вступ. в силу с 01.07.2016г.);
приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изм. от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643);
приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р)
приказом минобразования Ростовской области от 20.07.2012 г. № 668;
примерное региональное Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области.

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ:
Письмо Минобрнауки РФ от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса ОУ»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Красночабанская СОШ № 14 на 2016-2017 учебный год (приказ № 84 от 08.082016г.)
План внеурочной деятельности МБОУ Красночабанская СОШ № 14 на 2016-2017 учебный год (приказ № 90 от 08.08.2016г.)
Программа курса внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.).
Актуальность программы.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучающихся только с учебником. Необходима работа и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наблюдается:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности обучающегося.
Для решения данной проблемы программа «Волшебный мир книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей обучающихся. Программы позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта обучающегося, способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Обучающийся овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет обучающемуся общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Цель программы – углубленно знакомить обучающихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи программы:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение обучающихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт обучающихся, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение обучающегося к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор обучающихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать их нравственно-эстетический и познавательный опыт;
обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Волшебный мир книг»
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
ставить перед собой цель чтения книги.
давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ)
составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
различать виды и типы книг;
писать отзыв о книге, пользуясь е справочным аппаратом;
знать структуру книги и е элементы, справочный аппарат;
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
выполнять задание библиотекаря выдавать книги и заполнять формуляры;
собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
работать с детскими газетами и журналами.

Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;
адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные та
·ким образом, оказываются более прочными и качественными.

Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор обучающихся учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)

Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.

Содержание курса «Волшебный мир книг»
4 класс (34 ч)
Страницы старины седой (4 ч)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фдоров.
Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».
Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч)
Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Книга – сборник С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
День народного единства: презентация рукописной книги и посте-ров (стендов) о героях России.
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (3 ч)
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конк-Горбунок».
Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
«Книги, книги, книги» (4 ч)
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».
Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.
Книги о детях и для детей (3 ч)
Дети герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвртая высота». Выставка книг и презентация.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычва, А. Волкова. Конкурс- кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
«Хранители слов» словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты (4 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о свом поселке, о свом классе, о любимой книге.
Мир книг (3 ч)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.



Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»


п/п
Дата проведения
Тема занятия
Кол.-во часов
Планируемые результаты
Характеристика видов деятельности


план.
факт.





1.
6.09
13.09
20.09
27.09

Страницы старины седой

4
Л.: формирование ориентации на содержательные моменты школь-ной действиительности и при-нятия образца «хорошего ученика.
К.: учить адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
Проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

2.
4.10
11.10
18.10
25.10

Крупицы народной мудрости
4
Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Р.: учить планировать свои действия в соответствии с по-ставленной задачей и условиями е реализации, в том числе во внутреннем плане.
Выполнять задания творческого и поиско-вого характера.
Анализировать свои действия и управлять ими.

3.
8.11
15.11

Мифы народов мира
2
Л.: формировать учебно-позна-вательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
П.: учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литера-туры.
Проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

4.
22.11
29.11
6.12

Русские писатели сказочники
3
Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Выполнять задания творческого и поиско-вого характера.
Анализировать свои действия и управлять ими.

5.
13.12
20.12
27.12
17.01

«Книги,книги,книги»
4
Л.: формировать учебно-по-знавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
П.: учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы.
Проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

6.
24.01
31.01
7.02

Книги о детях и для детей
3
Л.: формировать познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
П.: учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Анализировать свои действия и управлять ими.
Проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

7.
14.02
21.02
28.02

Словари, справочники, энциклопедии
3
Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее ре-ализации, в том числе во внутреннем плане.
Выполнять задания творческого и поиско-вого характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

8.
7.03
14.03
21.03
4.04

Родные поэты
4
Л.: формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познава-тельные и внешние мотивы.
П.: учить осуществлять анализ объектов с выделением суще-ственных и несущественных признаков.
Проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

9.
11.04
18.04
25.04
2.05

Писатели о писателях. Очерки и воспоми-нания
4
Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Р.: учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Выполнять задания творческого и поиско-вого характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

10.
9.05
16.05
23.05
16.05
Мир книг.
3
Л.: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
П.: учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной лите-ратуры.
Проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Применять знания и способы действий в измененных условиях.



15