Рабочая программа кружка «Дельфиненок»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8» г. Рославль Смоленской области
«Согласовано».
Зам. директора
по воспитательной работе
___________ Л. В. Корсакова
01.09.2016
«Утверждаю».
Директор МБОУ
«Средняя школа № 8»
___________ Т. В. Гайкова
01.09.2016
Рабочая программа
кружка «Дельфиненок»
для учащихся 1 класса Ана 2016-2017 учебный год
в рамках организации внеурочной деятельности
по реализации ФГОС
Руководитель: Борисова Надежда Ивановна
г. Рославль
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Дельфиненок» разработана в соответствии:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
На основе «Комплексной программы физического воспитания», авторы которой: В.И.Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б.Мейксон и «Программы подготовки юных пловцов», авторы Л.А.Макаренко, Л.Ж.Булгакова.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Физическая культура совместно с другими предметами решают одну из важных проблем – проблему здоровья ребёнка.
Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.
Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.
Выбор программы основан на данных опроса обучающихся и родителей: о необходимости обучению двигательным навыкам в данном виде деятельности, закаливание, повышение двигательной активности учащихся.
Новизна программы:
Основное внимание уделяется доступности занятий для учащихся, обучиться плавать различными способами спортивного плавания во внеурочное время. В программу включено изучение не только техникам плавания кроль на груди и кроль на спине, а также и техникам плавания брасс и баттерфляй, выполнению стартов и поворотов в способах плавания, элементам прикладного плавания, играм на воде, а также получить и теоретический минимум знаний.
К занятиям допускаются учащиеся 1-4 классов, прошедшие медосмотр, предоставившие справки и не имеющие противопоказаний врача, с различным уровнем физической подготовленности, что очень актуально на сегодня. Занятия плаванием позволяют учащемуся приобрести жизненно необходимые навыки и умения, а получаемая нагрузка в ходе занятий укрепляет организм. Нагрузка и уровень сложности прохождения программного материала зависит от года подготовки и уровня подготовленности учащихся в классе.
Программой предусматривается теоретический и практический курс занятия. Для развития специальных физических качеств необходимых для занятия плаванием. Основная форма организации занятий плаванием является групповое занятие на базе ООО «Учебный физкультурно-оздоровительный комплекс «Торпедо»
Особенности реализации программы.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности. Программа рассчитана на 4 года обучения. Во 2 кл. - 136 ч
Целью программы является формирование у учащихся здорового образа жизни, положительного отношения к физическим упражнениям и в частности к плаванию, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
     Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:
Выработать у учащихся положительный интерес к упражнениям в воде и овладению жизненно необходимыми навыками плавания.
Обучить технике основных стилей спортивного плавания – кроль на груди, на спине.
Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества.
Прививать необходимые знания в области гигиены, физической культуры, спортивного и прикладного плавания.
Воспитывать высокие нравственные качества.
Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Занятия плаванием разносторонне влияет на физическое развитие человека, состояние центральной нервной и дыхательной системы, формируют правильную осанку и сопротивляемость различным заболеваниям. Плавание помогает человеку становиться здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех известных человечеству физических упражнений плавание отличается двумя, присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде — воде, а движения пловца выполняются в горизонтальном положении. Так же, плавание благотворно влияет на дыхательную систему человека, чтобы сделать вдох, пловец вынужден преодолеть сопротивление воды, которая давит на грудную клетки. И наоборот, давление воды помогает пловцу сделать полный вдох. Такая своеобразная дыхательная гимнастика развивает дыхательную мускулатуру, вовлекает в работу всю лёгочную ткань, укрепляет лёгкие. Плавание оказывает прекрасное закаливающее действие. Под закаливанием понимают повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий внешней среды, и в первую очередь, к холоду, к резким колебаниям температуры. Плавные и ритмичные движения пловца в воде улучшают кровообращение, укрепляют сердечнососудистую систему. Пловцу в воде не приходится испытывать статического напряжения мышц, необходимого для поддержания равновесия тела в вертикальном положении. Плавание считается лучшим лекарством против бессонницы и других спутников различных нервных заболеваний. Слишком вялых людей плавание взбадривает, а горячих и раздражительных - успокаивает. Движения в воде улучшают кровообращение и обмен веществ. Умение плавать, а не купаться, часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь ребенка. Только умение плавать спортивными стилями, может уберечь наших детей от трагедий со смертельным исходом.
Принципы обучения:
Принципы обучения соответствуют общепедагогическим принципам работы с детьми: от простого к сложному, посильность обучения, заинтересованность детей, уважения ребёнка и его труда.
Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотиваций к творческому труду, работе на результат.
     Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха или неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
продуктивное сотрудничество со сверстниками;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
     Предметные результаты изучения физической культуры отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности, а именно:
формирование представления о роли физической культуры для укрепления здоровья, позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье  как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьесберегающую жизнедеятельность;
обнаружения ошибок при выполнении заданий, отбор способов их исправления;
взаимодействия со сверстниками по правилам проведения игр и соревнований;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием упражнений на воде (особенно в дни летних каникул);
изложение фактов истории развития плавания, Олимпийских игр, характеристика роли плавания и его значение в жизнедеятельности человека, его место в спорте, физической культуре;
развитие основных физических качеств; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
овладение основами плавания;
выполнение правильных технических действий (правильное дыхание, координация работы рук и ног) при  демонстрации изученных стилей плавания;
умение выполнять общеразвивающие и специальные упражнения на воде, играть в подвижные игры.
Содержание курса.
Знания о физической культуре.
Физическая культура и ее составляющая – плавание. Понятие «физическая культура». Плавание – одна из составляющих физической культуры. Плавание – неотъемлемая часть физической культуры человека. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства для укрепления здоровья.. Правила безопасного поведения.
Из истории физической культуры. Из истории возникновения и развития Олимпийских игр и плавания. Виды водного спорта.
Специальные и подготовительные упражнения для освоения с водой. Правильное дыхание при выполнении упражнений в воде. Вспомогательные средства для занятий плаванием.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные  занятия. Составление распорядка дня. Выполнение общеразвивающих физических упражнений в домашних условиях, способствующих развитию основных двигательных качеств. Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений пловца (имитации «поплавка»; скольжения, стоя на полу; движения рук и ног при плавании кролем на груди и спине; движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди – стоя на месте и в сочетании с ходьбой; стартового прыжка).  Подбор упражнений для самостоятельных занятий по плаванию во внеурочное и каникулярное время.
Самостоятельные наблюдения за гармоничным физическим развитием. Самоконтроль за осанкой. Самоконтроль за дыханием при выполнении упражнений в воде. Наблюдение за влиянием упражнений на развитие различных групп мышц.
Самостоятельные игры и развлечения.  Организация и проведения игр на воде (как во время занятий, в отведенное для самостоятельных игр время, так и во время летних каникул под наблюдением родителей).
Основными формами работы являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участия в соревнованиях; теоретические занятия (в форме бесед во время урока); Игры: “Кто быстрее?”, “Волны на море”, “Караси и щуки”, “Насос”, “Пятнашки с поплавками”, “Цапля и лягушки” и дрДля отслеживания результатов второго года обучения будут использованы:
отслеживание уровня заболеваемости обучающихся – в первом и втором полугодиях
проведение спортивных соревнований – в течении года
диагностика: методика «Социометрия» Дж. Морено (Уровень сформированности коммуникативных навыков) – в конце года
- Проводятся соревнования, на которых дети имеют возможность закрепить свои полученные умение, попробовать самостоятельно принимать решения («Весёлые старты на воде», эстафеты и т.д.)
Контроль над освоением учебного материала осуществляется в ходе занятия.
Это – визуальный контроль правильного выполнения технических элементов.
Календарно-тематическое планирование
№п/пТема занятия Дата план Дата факт
1. Инструктаж по ТБ Построение. Расчет. Гимнастическая разминка 2. Разминка. Свободный бег. Подвижная игра. 3-4 Зарядка. Бег, прыжки. Игры: «Воробышки летят», «Птички» 5-8 Разминка. Специальные упражнения на все группы мышц. 9-12 Зарядка, ходьба разными видами, приседание, гимнастические шаги. 13-16 Скольжение на груди с различным положением рук Игры в воде. “Караси и щуки”
1 17-20 Скольжение на груди. Скольжение на спине. Игры в воде. “Цапля и лягушки” 21-24 Заплыв с поворотами и изменением направления . Игры в воде. “Волны на море” 25-28 Скольжение на груди с различным положением Скольжение на спине с различным положением рук Игры в воде. 29-32 Скольжение на груди с различным положением Скольжение на спине с различным положением рук Игры в воде. 33-36 Скольжение на груди с последующим переворотом на спину. 37-40 Скольжение на груди с последующим переворотом на спину. 41-44 Скольжение на груди и на спине под водой, руки вытяну ты вперед. 45-48 Скольжение на груди и спине с последующей работой ног кролем. Игры: «Кто дальше проскользит», «Стрела», «Торпеды», «Кто выиграл старт». 49-52 Скольжение на груди с последующим подключением работы ног кролем 53-56 Скольжение кролем с поворотом головы на вдохе Игры 57-60 Скольжение кролем с поворотом головы на вдохе Игры 61-64 Плавание кролем на груди с попытками повернуть голову для вдоха. 65-68 Плавание кролем на груди с попытками повернуть голову для вдоха. 69-72 Плавание при помощи движений ног кролем на спине с доской и произвольным дыханием.
73-76 Закрепление материала. Свободное плавание. 77-80 Плавание при помощи движений ног кролем на спине с доской и произвольным дыханием. 81-84 Закрепление материала. Свободное плавание. 85-88 Плавание при помощи движений ног на спине. Игры 89-92 Плавание при помощи движений ног на спине. Игры 93-96 Плавание кролем с полной координацией движений на задержке дыхания. 97-100 Плавание кролем с полной координацией движений на задержке дыхания. 101-104 Разминка. Игры в воде 105-108 Плавание кролем с полной координацией движений на задержке дыхания. 109-112 Разминка. Игры в воде 113-116 Разминка. Круговые движения на спине и груди, руками и ногами. Игры 117-120 Разминка. Круговые движения на спине и груди, руками и ногами. Игры 121-124 Разминка. Свободная игра. 125-128 Разминка. Круговые движения на спине и груди, руками и ногами. Игры 129-132 Итоговый урок Спортивная эстафета