Программа кружка по физкультуре Здоровячок


Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2012 г.), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом федеральных и примерных программ по учебным предметам «Физическая культура». 1-4 классы М.: Просвещение, 2012
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны младшему школьнику. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.       Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.     Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ("Гуси- лебеди”, например). Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.       В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы младшего школьника, развитию его мышления и самостоятельности действий.Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель обучения. Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Задачи обучения:
Укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоничному физическому развитию;
Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам
Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций
Общая характеристика учебного предмета
№ Наименование раздела Всего часов
1 Основы знаний и умений в различных жизненных ситуациях Во время занятий
2 Строевые упражнения Во время занятий
3 Общефизическая подготовка Во время занятий
4 Подвижные игры 34
Всего: 34
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение подвижных игр во 2-3 классе отводится 34 часа из расчета: 1 час в неделю
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действий
развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся
умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Тематическое планирование
№ Тема занятия Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Планируемые результаты Кол
Час
1. Вводное занятие: инструкция по ТБ. «Гуси лебеди» Инструкция по ТБ. Цели и
задачи курса Уметь выполнять
общеразвивающие упражнения, эстафету с бегом, самостоятельно играть в разученные игры. 1
2 «Салки» Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету с переноской предметов, с прыжками с ноги на ногу, самостоятельно играть в разученные игры. 1
3 «Догони меня»
Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей.
Самостоятельные игры: прыжки через скакалку, «классики». Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету  с прыжками с ноги на ногу, самостоятельно играть в разученные игры. 1
4 «Вызов номеров» Преодоление малых препятствий.  Развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, самостоятельно играть в разученные игры. 1
5. «День и ночь» Подвижные игры.  Эстафета по кругу. Самостоятельные игры Развитие скоростно-силовых способностей Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры. 1
6. «Волк во рву» Равномерный бег . Развитие выносливости. Игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Соревнования по подвижным играм Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры. 1
7. Удмуртская народная игра «Удмуртские горелки» Преодоление малых препятствий.  Развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, самостоятельно играть в  разученныеигры. 1
8. «Лягушки-цапли», «Быстрее по местам».
. Прыжки. Подвижные игры. Эстафета с прыжками с ноги на ногу.
Самостоятельные игры. Развитие скоростно-силовых способностей. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету  с прыжками с ноги на ногу, самостоятельно играть в разученные игры. 1
9. «Удочка», «Аисты» Прыжки. Подвижные игры. ». Эстафета с прыжками через движущее препятствие.
Развитие скоростно-силовых способностей. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету  с прыжками  на одной ноге, с прыжками через движущее препятствие, самостоятельно играть в разученные игры. 1
10  «Не намочи ног». Подвижные игры. Эстафета с переноской предметов Развитие скоростно-силовых способностей Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету с переноской предметов, с прыжками с ноги на ногу, самостоятельно играть в разученные игры. 1
11. «Охотники и утки» Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету  с прыжками  на двух ногах, самостоятельно играть в разученные игры 1
12. Удмуртская народная игра «Серый зайка» Подвижные игры. Самостоятельные игры. Развитие скоростных и координационных способностей Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, самостоятельно играть в разученные игры. 1
13.  «Пятнашки», «Кот и мыши».
  Подвижные игры. Эстафеты. Игры по выбору. Развитие скоростно-силовых способностей Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету из различных исходных положений, самостоятельно играть в разученные игры. 1
14.  «Вышибалы».
  Подвижные игры. Игры по выбору. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету  с прыжками через скакалку, самостоятельно играть в разученные игры. 1
15. «Пустое место» Подвижные игры. Весёлые старты. Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой в движении. Броски в цель. Весёлые старты. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения,  самостоятельно играть в разученные игры. 1
16.   «Совушка» Подвижные игры. Эстафета с мячами, скакалками Развитие скоростно-силовых способностей Уметь выполнять общеразвивающие упражнения,  самостоятельно играть в разученные игры. 1
17.   «Подвижная цель»  Эстафета с мячами, скакалками Развитие скоростно-силовых способностей Знать правила поведения во время игр, самостоятельно играть в разученные игры. 1
18. «Попади в цель».
Игры на улице, по выбору
         Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры. 1
19.   «Два мороза»
  Развитие скоростно-силовых способностей. Самостоятельные игры. Знать правила поведения при играх,
самостоятельно играть в разученные игры. 1
20. «Белые медведи»
  Самостоятельные игры. Знать правила поведения при играх,  самостоятельно играть в разученные игры. 1
21. «Охотники и утки»
Развитие скоростно-силовых способностей. Самостоятельные игры. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры. 1
22.    «Казаки разбойники»
Развитие скоростно-силовых способностей. Самостоятельные игры. Знать правила поведения при играх,  самостоятельно играть в разученные игры. 1
23.  «Рыбаки и рыбки»  Самостоятельные игры. Знать правила поведения при играх, уметь выполнять эстафету,  самостоятельно играть в разученные игры. 1
24. «Бросай – беги» Развитие скоростно-силовых способностей. Самостоятельные игры. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры. 1
25.   «Сокол и мыши»
Развитие скоростно-силовых способностей. Самостоятельные игры. Знать правила поведения при играх, уметь выполнять эстафету,  самостоятельно играть в разученные игры. 1
26. «Шмель»
Развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Эстафета прыжками.
 Самостоятельные игры. Уметь выполнять бег в среднем темпе, эстафету  с прыжками  на двух ногах, самостоятельно играть в разученные игры с ручным мячом. 1
27.  «Мяч среднему», «Мяч соседу» Развитие скоростно-силовых способностей. Эстафета с передачей 1палочки. Самостоятельные игры Уметь выполнять бег в среднем темпе, эстафету  с мячом, самостоятельно играть в разученные игры с ручным мячом и в футбол. 1
28. «Зайцы в огороде».
Развитие скоростно-силовых способностей. Эстафета по кругу.
Игры по выбору: ручной мяч. Уметь выполнять бег в среднем темпе, эстафету  с мячом, самостоятельно играть в разученные игры с ручным мячом. 1
29.   «Подвижная цель». Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. Соревнования на точность броска мяча в корзину. Самостоятельные игры. Уметь выполнять бег в среднем темпе, эстафету  с мячом, самостоятельно играть в разученные игры с ручным мячом 1
30. «Зайцы, сторож и Жучка» Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. Подвижные игры. Эстафета «Паровозик». Уметь выполнять бег в среднем темпе, эстафету  с мячом, самостоятельно играть в разученные игры с ручным мячом 1
31.  «Снайперы».
Подвижные игры. Комбинированная эстафета. Игры по выбору Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. Уметь выполнять бег в среднем темпе, эстафету  с мячом, самостоятельно играть в разученные игры с ручным мячом. 1
32. «Играй, мяч не теряй» Подвижные игры. Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. Уметь выполнять бег в среднем темпе, эстафету  с мячом, самостоятельно играть в разученные игры с ручным мячом. 1
33. «Запрещённое движение». Подвижные игры. Эстафета с обменом мячей. Игры по выбору Комбинированная эстафета Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. Уметь выполнять бег в среднем темпе, эстафету с мячом, самостоятельно играть в разученные игры с ручным мячом. 1
34 Весёлые старты. Итоговое занятие 1

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
Бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
В доступной форме объяснять правила выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять
Метапредметные результаты:
Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
Организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения
Личностные результаты:
Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы
Список литературы
Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2004 г
Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г
Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс,
2006 г