Программа летнего оздоровительного лагеря Капельки Солнца

Муниципальное образовательное учреждение
Андреевская средняя общеобразовательная школа имени Н.Н.Благова
Чердаклинский район, Ульяновской области.




Утверждаю

Директор школы________________ / Ефимов А.В /
“____ « ________________ 2012г











Программу разработала: Гладышева Любовь Сергеевна
учитель начальных классов
Андреевской средней общеобразовательной школы
имени Н.Н.Благова







2012г
Пояснительная записка.
Ожидание каникул – это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, неожиданностях, об удовлетворении различных интересов (спортивных, творческих, познавательных), о поиске «нового себя», просто купание, чтение, прогулки и игры – «поля творческой свободы».
По определению В.И. Даля, каникулами следует назвать время, «когда нет дела, когда нечего работать». В наше время слово каникулы стало употребляться в ином смысле, сохранив свое основное значение: это установленный перерыв занятий в учебных заведениях в течение учебного года.
Явление «школьные каникулы» обладает следующими характеристиками.
Школьные каникулы – это смена деятельности (с учения – на отдых, как на деятельность, которая снимает утомление, напряжению и способствует восстановлению работоспособности).
Школьные каникулы – это смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий.
Школьные каникулы – это смена стиля информации.
Школьные каникулы – это новая природная и социальная среда.
Но школьные каникулы – это и продолжение учебно-воспитательного процесса.
Каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени ребёнка и являются его главной мечтой.
Учитывая различные трактовки понятия «каникулы», можно определить назначение летних каникул.
С точки зрения дополнительного образования, каникулы – это развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья.
С точки зрения педагогов, каникулы – это физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление. Это расширение культурного пространства самореализации личности путем обмена вида деятельности.
С точки зрения подростка, каникулы – это отдых от школы и одноклассников, время, независимое от школы и учебы, когда делаешь все, что нравится, время, проводимое с пользой для себя и окружающих, без строгого надзора родителей. Это встречи с интересными людьми, друзьями, любимые занятия и интересные встречи.
Исходя из выше сказанного мы постарались сделать программу лагеря максимально интересной для детей и отвечающей потребностям и детей и педагогам.
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Капельки солнца» организуется на базе МОУ Андреевская СОШ имени Н.Н.Благова». Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся МОУ Андреевская СОШ имени Н.Н.Благова». Возраст детей от 7 до 14 лет. Продолжительность смены 21 день. Одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры. Содержание работы лагеря - это спортивно-развлекательные мероприятия в лагере «Капельки солнца». Игры придают эмоциональную окраску всему происходящему, создают атмосферу сотворчества, учат, помогают общаться.



1
Наименование программы
Программа оздоровительного лагеря «Капельки солнца» на 2012 год.


2
Основание для разработки
Организация летнего отдыха детей и подростков в рамках воспитательного процесса школы.

3
Основные разработчики программы
- Гладышева Любовь Сергеевна, учитель начальных классов Андреевской средней школы


4
Цель и задачи программы
Цель:    Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей и создание оптимальных условий для развития и приобретения социального опыта в условиях лагеря.
Задачи:
-         способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей;
-         развивать личность ребёнка, раскрывать его способности на основе удовлетворения интересов и потребностей (духовных, интеллектуальных и двигательных)
-         раскрывать творческий потенциал детей, включать их в коллективную и индивидуальную деятельность.

 

 


5
Условия достижения цели и задач программы
Поддержка администрации школы, наличие кадрового обеспечения, научно-методического обеспечения, ресурсного обеспечения.
Наличие предыдущего положительного опыта и социальных связей.

6
Основные направления программы
1. Познавательное
2. Спортивно-оздоровительное.
3. Творческое.

7
Сроки реализации программы
Краткосрочные


8
Исполнители основных мероприятий программы
Педагогический коллектив школы.

9
Источники финансирования программы
Родительские средства, средства социального страхования.

10
Ожидаемые результаты
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности, развитие познавательной активности, развитие лидерских и организаторских качеств.

11
Система контроля
Текущий и итоговый в форме тестов, анкетирования, опросов детей, педагогов, родителей


1
Название программы

Программа оздоровительного лагеря «Капельки солнца»

2
Руководитель
- начальник лагеря Совина В.С
- старший воспитатель Гладышева Л.С.
-воспитатель Смолина Н.Г.

3
Название проводящей организации
Муниципальное образовательное учреждение Андреевская средняя общеобразовательная школа имени Н.Н.Благова

4
Адрес организации, телефон
433426 Ульяновская область, Чердаклинский район, село Андреевка, пл.Дружбы, 47

5
Форма проведения
Проведение лагерной смены

6
Цель программы
Создание воспитательного пространства, организованного для включения подростков в социально-значимую, творчески развивающую деятельность.


7
Специализация программы
Программа оздоровительного профильного лагеря


8
Сроки реализации
Краткосрочные


9
Место реализации
Муниципальное образовательное учреждение Андреевская средняя общеобразовательная школа имени Н.Н.Благова

10
Официальный язык
Русский

11
Количество участников программы
20

12
География участников
Все участники программы – учащиеся одной школы.


13
Условия участия в программе
Осознание необходимости усиления воспитания детей и подростков в семейной, школьной и общественной жизни.


14
Краткое содержание программы
Программа оздоровительного профильного лагеря


































Основное содержание работы лагеря.

    Реализация цели и задач смены осуществляется по программе «Капельки солнца» в форме спортивно-развлекательных мероприятий. Улыбки детей – это капельки солнца, и чем больше этих улыбок, тем ярче и теплее светит солнышко. Наша планета замерзает от грубости, от жестокости, беспорядка. И чтобы спасти ее надо добиться как можно больше улыбок детей, чтобы эти «Капельки» собрались вместе и согрели нашу планету. В течении 21 дня мы попытаемся собрать как можно больше «капелек солнца».

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. На базе лагеря проводятся КТД:

1.Спортивные - организация тематических дней и спортивных мероприятия согласно плану работы лагеря.

2. Трудовые - организуют уборку пришкольного участка, проводят ежедневные трудовые десанты, следят за чистотой игровой комнаты.

3. Творческие - принимают участие в проведении досуговых мероприятий лагеря.

Вся информация об условиях участия в том или ином КТД представлена на информационном стенде. Результаты состязаний и конкурсов отражаются на солнышке.

Словарик смены:
Лагерь планета.
Все дети в лагере – лучики.
Воспитатели лагеря – сборщики улыбок.
Начальник лагеря фея.

Ежедневно проходит «Зорька», на которой решаются вопросы по организации оздоровления и досуга жителей планеты в состав «Зорьки» входят «сборщики улыбок» и представители «лучиков».

На заседаниях предлагаются задания:
спортивные; творческие; интеллектуальные; изобретательские; общественно-полезные.





Система стимулирования успешности и личностного роста:

Каждый лучик ежедневно получает возможность оценить свой день жизни в лагере (в конкурсах и массовых делах).
(Капельки) имеют разные цвета:
Желтый – отличный день;
Оранжевый – хороший день;
Красный – обычный день.
В последний день лагеря можно будет увидеть на сколько яркое и теплое «Солнышко» получилось. И если удастся согреть планету, то «фея» (начальник лагеря) наградит всех «лучиков» - сюрпризами.
В лагере есть свой флаг, своя песня (Улыбка). Есть «планета», «солнышко», на которые ежедневно выносятся результаты работы.
Дети познают, отдыхают, трудятся; делают открытия в себе и в окружающем мире; помогают в проведении лагерных мероприятий; развивают способности доверять себе и другим; укрепляют своё здоровье.
 





























 Содержание и формы реализации программы.

Лагерная смена длится 21 день, в течение которых предполагается реализация программы по блокам:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
    Открытие смены «Счастливое детство»
«Это должен знать каждый» (знакомство с законами и традициями лагеря)
Беседа «Будь осторожен на дороге»

2. СПОРТИВНЫЙ
«Внимание! На старт! – спортивные соревнования.
Правила безопасности на стадионе.
 
3.ТВОРЧЕСКИЙ
«Здравствуй лето!» - конкурс рисунков.
Беседа «Чем опасен лес»
Не разводи в лесу костер.

4. КРАСОТКА
Конкурс причесок.
Беседа «Осторожно, колющие предметы»

5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
«На экологической тропе».
Практическое занятие «Тридцать вопросов о животных».
Будь осторожен с домашними животными.

6. ТЕАТР
«Ах, что за прелесть эти сказки!» - инсценирование сказок.
Практическое занятие «Правильно переходи улицу». Что такое зебра?

7. ТРУДОВОЙ.
Трудовой десант.
Инструктаж по ТБ.

8. СПОРТИВНЫЙ
Спортивные соревнования «Юный пожарник».
Правила безопасности при пожаре.

9. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
«Знай и охраняй природу родного края» - защита плакатов.
Игра «Будь внимателен на реке»



10. СПОРТИВНЫЙ
Малая спортивная олимпиада.
Правила безопасности при проведении подвижных игр.

11. ТВОРЧЕСКИЙ
«Мисс – Кис – Кис» - конкурс фотографий любимых кошек.
Практическое занятие «Не дразните собак» первая помощь при укусе собак.

12.ИГРОВОЙ
В кругу друзей.
Правила поведения в общественных местах.

13. СЕМЕЙНЫЙ
«Мы родом из детства» - конкурс любимых игрушек.
Правила работы с иголкой.
Колющие раны.

14. ИНТНЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
Час головоломок.
Беседа «Будь осторожен, избегай травм».
Медицинская помощь при ушибах.

15. ТВОРЧЕСКИЙ
«Угадай мелодию» - конкурс.
Первая медпомощь при солнечном ударе.

16. ВЕТЕРАН.
«Никто не забыт, ничто не забыто!» - торжественная линейка у памятника односельчанам, погибших в годы Вов.
Правила поведения на воде.

17. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
«Там на неведомых дорожках» - путешествие по страницам книг.
Правила поведения в библиотеке.

18. ИГРОВОЙ.
«Слабо» - конкурс.
Правила безопасности при проведении массовых мероприятий.

19.СПОРТИВНЫЙ.
«Сильные духом» - игра на местности.
Практическое занятие «Если ты попал в экстремальную ситуацию».
Полоса препятствий.



20.ТРУДОВОЙ.
«Бюро добрых услуг»
Беседа «Медпомощь при порезе».

21. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Закрытие смены.
Большой праздничный концерт.
Беседа «Будь осторожен и внимателен».


Число
Содержание
Цели и задачи


ежедневно
Организационная линейка
-уточнение списка
-знакомство с планом работы
-самоорганизация детей на интересный и полезный труд

ежедневно
Спортивный час, занятие физическими упражнениями, «тропа здоровья», закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика, гигиена
Разучивание разнообразных элементов упражнений для организации самостоятельной работы утренней гимнастики, спортивного часа, способствовать укреплению здоровья, формирование умения использовать спортивный инвентарь, способствовать свободному общению детей, выработать взаимовыручку, помощь старших младшим, разучить подвижные игры, применять их в игре с детьми, развивать ловкость, меткость, подвижность, координацию движения, соблюдать правила гигиены.

2 раза в неделю
Трудовой десант, творческая мастерская, полив комнатных растений в кабинетах, КТД, помощь на пришкольном участке, работа по интересам
Учить видеть результаты своего труда, прививать любовь к труду; развивать взаимовыручку, соблюдать технику безопасности, развивать творческое воображение; воспитывать стремление сделать приятное

ежедневно
Чтение художественной литературы, настольные игры, рисование, прослушивание музыкальных произведений, занятий по интересам
Расширить кругозор, заинтересовать играми; формировать любознательность; развивать эстетический вкус, прививать интерес к музыкальным произведениям; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу

ежедневно
Интересные дела
Настраивать на плодотворную работу, интересную игру; формировать практические умения в организации самоуправления

ежедневно
Рефлексия
Подведение итога дня, результата работы, результат заинтересованности детей

1 день
Открытие смены. «Счастливое детство»
«Это должен знать каждый» (знакомство с законами и традициями лагеря)
Беседа «Будь осторожен на дороге»

Целенаправленная организация досуговой деятельности

2 день
«Внимание! На старт! – спортивные соревнования.
Правила безопасности на стадионе.

Способствовать укреплению здоровья. Развивать координацию движения.

3 день
3.ТВОРЧЕСКИЙ
«Здравствуй лето!» - конкурс рисунков.
Беседа «Чем опасен лес»
Не разводи в лесу костер.



4 день
4. КРАСОТКА
Конкурс причесок.
Беседа «Осторожно, колющие предметы»



5 день
5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
«На экологической тропе».
Практическое занятие «Тридцать вопросов о животных».
Будь осторожен с домашними животными.



6 день
«Ах, что за прелесть эти сказки!» - инсценирование сказок.
Практическое занятие «Правильно переходи улицу». Что такое зебра?
Создание эмоционально доброжелательной атмосферы, способствующих общению

7 день
Трудовой десант.
Инструктаж по ТБ.

Трудовое воспитание

8 день
Спортивные соревнования «Юный пожарник».
Правила безопасности при пожаре.
Формировать умения использовать спортивный инвентарь.

9 день
«Знай и охраняй природу родного края» - защита плакатов.
Игра «Будь внимателен на реке»

Умение общаться с миром природы; творческая реализация

10 день
Малая спортивная олимпиада.
Правила безопасности при проведении подвижных игр.

Способствовать укреплению здоровья. Развивать координацию движения.

11 день
«Мисс – Кис – Кис» - конкурс фотографий любимых кошек.
Практическое занятие «Не дразните собак» первая помощь при укусе собак.

Раскрытие творческих способностей, свободного воображения, фантазии

12 день
12.ИГРОВОЙ
В кругу друзей.
Правила поведения в общественных местах.



13 день

13. СЕМЕЙНЫЙ
«Мы родом из детства» - конкурс любимых игрушек.
Правила работы с иголкой.
Колющие раны.



14 день
14. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
Час головоломок.
Беседа «Будь осторожен, избегай травм».
Медицинская помощь при ушибах.



15 день
«Угадай мелодию» - конкурс.
Первая медпомощь при солнечном ударе.

Раскрытие музыкальных способностей ребенка

16 день
«Никто не забыт, ничто не забыто!» - торжественная линейка у памятника односельчанам, погибших в годы Вов.
Правила поведения на воде.

Патриотическое воспитание

17 день
«Там на неведомых дорожках» - путешествие по страницам книг.
Правила поведения в библиотеке.

Выявление способностей и возможностей ребенка

18 день
18. ИГРОВОЙ.
«Слабо» - конкурс.
Правила безопасности при проведении массовых мероприятий.



19 день
«Сильные духом» - игра на местности.
Практическое занятие «Если ты попал в экстремальную ситуацию».
Полоса препятствий.

Развивать ловкость, подвижность; Формирование умения использовать спортивный инвентарь

20 день
20.ТРУДОВОЙ.
«Бюро добрых услуг»
Беседа «Медпомощь при порезе».



21 день
21. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Закрытие смены.
Большой праздничный концерт.
Беседа «Будь осторожен и внимателен».



















Прогнозирование компенсации возможных (ожидаемых) негативных
результатов.

Определение уровня самостоятельности при разработке игры. Анализ проведенных игр, психологическая поддержка, индивидуальные беседы.

9.Кадры



Должность
За что отвечает

Начальник лагеря
-назначается приказом
-обеспечивает общее руководство деятельностью смены лагеря
-издает приказы и распоряжения по смене лагеря, которые регистрируются в специальном журнале
-разрабатывает и утверждает должностные обязанности работников смены лагеря
-проводит инструктаж персонала смены лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками
-составляет график выхода на работу персонала смены лагеря
-создает безопасные условия для проведения образовательной и оздоровительной работы, занятости обучающихся и воспитанников, их трудовой деятельности
-несет ответственность за организацию питания и финансово-хозяйственную деятельность смены лагеря

Заместитель руководителя по воспитательной работе
-несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников
-отвечает за воспитательную работу лагеря
-контролирует работу Сказочного Совета

Инструктор по физической подготовке
-несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников
- обеспечивает рост детей в физическом и трудовом воспитании, здоровый образ жизни
-проводит работу по трудовому и физическому воспитанию:
зарядка, спортивные мероприятия, трудовые

десанты, оздоровительные процедуры

Воспитатель
-несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников
-обеспечивает рост детей в нравственном направлении
-организует досуговую деятельность детей

Музыкальный работник
-несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников
-обеспечивает рост детей в эстетическом направлении
-помогает в организации праздников, музыкальных конкурсов, игр

Повар
-несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников
-организует полноценное питание
-способствует в прибавке веса детей















































Условия реализации программы

Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют заместитель директора по воспитательной работе, учителя начальных классов, вожатая. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МОУ Андреевская СОШ имени Н.Н. Благова. Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и вожатой. Воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел. Воспитатели занимаются организацией отрядной жизни.

Педагогические условия:

добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря
сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные).
систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
организация различных видов стимулирования детей и взрослых, многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле).
отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.




Методическое обеспечение смены

наличие программы лагеря, плана работы, описание модели игрового сюжета, плана - сетки;
должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МОУ Андреевская СОШ имени Н.Н.Благова;
проведение установочного семинара для воспитателей до начала лагерной смены;
подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
подбор реквизита для проведения дел.
разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

Критерии эффективности программы
постановка реальных целей и планирование результата программы
заинтересованность педагогов в реализации программы
благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы
творческое сотрудничество педагогов и детей
желание участвовать в работе лагеря на следующий год.



                    
Предполагаемые результаты:
дети получат навыки здорового образа жизни;
познакомятся с нравственными основами общества, попробуют заглянуть в свою “душу”, научатся анализировать и оценивать свои поступки, и поступки своих товарищей;
познакомятся с основами общечеловеческой культуры;
сформирована потребность в изучении духовно-нравственных традиций;
научатся строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной творческой деятельности.







†Программа
оздоровительного лагеря †КАПЕЛЬКИ СОЛНЦА15