Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Искусство речи»1-4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа № 58» имени почетного гражданина Ульяновской области Г.Д.Курнакова
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Искусство речи».
Работу выполнил:
учитель начальных классов
МБОУ СШ №58 им. Г.Д.Курнакова
г. Ульяновска
Сизова Татьяна Валентиновна.
Ульяновск
2016 год

Преподавание курса «Искусство речи» рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности, рекомендованного Федеральным государственным стандартом.
Преподавание программы курса внеурочной деятельности «Искусство речи» проводится во второй половине дня. Объём учебного времени, отводимого на изучение с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, продолжительностью 30-40 минут (1 кл. – 33 ч., 2-4 кл. по 34 часа), общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Методической основой курса являются пособия:
Мали Д. Уроки развития речи в первом (2.3.4) классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
Шаповалова О.А. Русский язык. Тетрадь для творческих работ. 1 (2,3,4) класс.-Саратов: Лицей, 2014.- 64с.
Новизна программы данного курса заключается в сочетании опыта традиционной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:
коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
информационная - умение работать со всеми видами информации;
автономизационная- умения саморазвития;
социальная - умение жить и работать с другими людьми;
Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Цель курса филологического цикла «Искусство речи» – расширение и углубление знаний учащихся о нормах языка как основе речевой культуры, развитие их коммуникативных навыков, овладение правилами речевого поведения.
Курс внеурочной деятельности «Искусство речи» решает следующие
задачи:
- приобщение учащихся к речевой культуре как производной национальной культуры;
-углубление теоретических знаний учащихся о нормах русского языка, о языковых средствах;
- формирование уважительного отношения к литературе как воплощению речевой культуры;
- формирование речевых умений и навыков: замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка, различать ошибки и недочеты в устной и письменной речи, уметь исправлять их, редактировать текст;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание уважения к требованиям речевого этикета.
- формирование универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Результаты освоения полного курса внеурочной деятельности «Искусство речи».
Обучающиеся научатся:
общаться и вести беседы;
слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор;
участвовать в прениях по проблеме;
участвовать в дискуссиях и спорах;
излагать в форме письма, статьи, свои мысли, убеждения и оценки;
Обучающиеся получат возможность научиться:
дополнять и развивать темы беседы, или аргументировано возражать по существу предмета обсуждения;
в хорошей литературной форме излагать свое суждение;
последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью;
свободно излагать свои мысли, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами;

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Искусство речи» за 4года.
Результаты обучения по курсу внеурочной деятельности «Искусство речи» в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных Федеральным государственным стандартом требований к результатам обучения учащихся:
Личностные результаты
овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
различать устное и письменное общение;
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
распознавать и вести этикетный диалог;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Содержание полного курса внеурочной деятельности «Искусство речи».
Программа курса внеурочной деятельности «Искусство речи» состоит из трех этапов работы.
I этап программы “Развитие фонетико-фонематической стороны речи” (9 часов)
знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых
обозначений.
звуковой анализ состава слогов и слов;
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
соотнесение букв и звуков.
II этап программы “Развитие лексико-грамматической стороны речи” (52 часа)
обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений
III этап программы “Развитие связной речи” (73 часа)
ответы на вопросы, участие в диалоге;
подробный пересказ текста по зрительной опоре;
составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Формы и виды организации деятельности обучающихся на занятиях:
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
творческие задания;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая, работа в парах) по работе с разнообразными источниками информации.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов и т.д.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Первый год обучения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Искусство речи».
К концу первого года работы обучающиеся должны знать:
строение артикуляционного аппарата;
акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
о значении правильного дыхания;
основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.
Обучающиеся должны уметь:
называть отличия гласных и согласных звуков;
правильно обозначать звуки буквами;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
определять место ударения в слове;
отличать на слух выразительную речь от невыразительной;
уметь пользоваться дыханием и голосом в процессе речи;
вычленять в тексте опорные слова.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Искусство речи».
Формирование и развитие фонематических представлений. (9 часов)
Звуки. Обозначение звука буквой. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.
Слог. Ударение.
Формирование лексико-грамматической стороны речи.(11 часов)
Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Речь. Техника речи. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова- действия. Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение».
Развитие связной речи (13 часов)
Общее понятие о тексте. Тема текста. Опорные слова. Заглавие текста. Деление текста на предложения. Составление предложений на заданную тему. Составление полных, кратких ответов на вопросы. Пересказ с опорой на вопросы, по сюжетным картинкам.
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Искусство речи» 1 класс
№ п/п Тема Количество часов
1. Звуки речи и буквы. 1
2. Звуки речи: гласные и согласные. 1
3. Алфавит 1
4. Твердые и мягкие согласные звуки. 1
5. Звонкие и глухие согласные звуки. 1
6. Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных. 1
7. Деление слов на слоги. 1
8. Деление слов на слоги. Ударение. 1
9. Ударение. Перенос слов. 1
10. Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь. 1
11. Техника речи: дыхание, голос. 1
12. Техника речи: дикция. Скороговорки. 1
13. Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями. 1
14. Слова приветствия и прощания. 1
15. Слова, выражающие просьбу, благодарность, извинение. 1
16. Слова-предметы. 1
17. Слова-признаки. 1
18. Слова-действия 1
19. Антонимы. 1
20. Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение». 1
21. Общее понятие о тексте. 1
22. Тема текста. 1
23. Опорные слова в тексте. 1
24. Заглавие текста. 1
25. Составление предложений на заданную тему по опорным словам. 1
26. Составление предложений –полных ответов на вопросы к тексту. 1
27. Составление предложений- кратких ответов на вопросы к тексту. 1
28. Деление сплошного текста на предложения. 1
29. Пересказ с опорой но вопросы. 1
30. Пересказ по сюжетным картинкам. 1
31. Восстановление деформированного текста по серии картинок. 1
32-33 Составление рассказа-описания по картинке. 2
Второй год обучения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Искусство речи».
К концу второго года работы обучающиеся должны знать:
значения многих лексических единиц;
правила связи слов в предложении;
основные грамматические термины: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, текст.
основные признаки текста;
Обучающиеся должны уметь:
быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль; находить многозначные слова в тексте, объяснять их значение;
выделять слова в переносном значении;
пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
интонационно оформлять высказывание;
редактировать предложение;
выразительно прочитать текст;
определить основную мысль текста;
выделять в тексте опорные слова;
делить текст на части;
составлять план текста;
восстанавливать деформированные предложения;
сочинять тексты описательного характера;
писать творческое изложение.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Искусство речи».
Развитие лексико-грамматической стороны речи (10ч.)
Слово. Определение лексического значения слов. Переносный смысл слов. Тематическая активизация и обогащение словаря. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Предложение. Словосочетание. Анализ и синтез предложения. Виды предложений по интонации. Составление предложений.
Развитие связной речи (23 ч.)
Уточнение представлений о тексте. Последовательность и связность предложений в тексте. Определение темы текста. Деление текста на части. Составление плана текста. Типы текстов. Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.
Анализ текста. Редактирование текста. Изложение с языковым разбором текста.
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Искусство речи» 2 класс
№ п/п Тема Количество часов
1. Слово. Повторение изученного в I классе. 1
2. Определение лексического значения слов. 1
3. Прямое и переносное значение слова. 1
4. Однозначные и многозначные слова. 1
5. Синонимы. 1
6. Пословицы и поговорки. 1
7. Загадка. Обучение сочинению загадок. 1
8. Считалки. Обучение сочинению считалок. 1
9. Предложение и словосочетание. Их отличие. 1
10. Знаки препинания в конце предложения. 1
11. Текст. Признаки текста. 1
12. Тест. Тема текста. 1
13. Текст. Основная мысль текста. 1
14. Текст. Опорные слова. 1
15. Абзац. Связь предложений в тексте. 1
16. Части текста. Опорные слова. 1
17. Деление текста на части. 1
18. План текста. 1
19. Виды плана. Составление планов разных видов. 1
20. Составление плана текста с обозначенными частями. 1
21. Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. 1
22. Текст-описание. Характерные признаки текста- описания. Схема построения описания. 1
23. Сочинение – описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам. 1
24. Текст-рассуждение. Характерные признаки текста- рассуждения. Схема построения рассуждения. 1
25. Выразительное чтение. Интонация. 1
26. Анализ текста. Редактирование текста-описания. 1
27. Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста. 1
28. Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. 1
29. Сочинение сказки. 1
30. Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте и пути их устранения. 1
31. Работа с деформированным текстом. Грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами. 1
32. Изложение-повествование по памяти. 1
33. Сочинение - сравнительное описание. 1
34. Редактирование сочинений. Речевые ошибки. 1
Третий год обучения
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Искусство речи».
К концу третьего года работы обучающиеся должны знать:
основные качества речи;
основные правила общения;
стили речи;
изобразительно-выразительные средства языка.
Обучающиеся должны уметь:
инсценировать диалог;
составлять диалог по аналогии с данным;
определять лексическое значение слова с помощью словаря;
выделять в тексте синонимы, антонимы, устанавливать их роль в тексте;
устанавливать связи между словами и словосочетаниями в предложении;
составлять текст по заданной теме;
осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
анализировать речь (на уровне текста, предложения);
составлять текст на определенную тему;
грамматически правильно связывать слова в предложении;
использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
выразительно читать предложения, разные по цели высказывания и интонации.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Искусство речи».
Развитие лексико-грамматической стороны речи (14 ч.)
Речь. Средства выразительности устной речи. Основные правила общения. Требования к речи. Слово. Его лексическое значение. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Нахождение синонимов, антонимов в тексте. Употребление их в речи. Предложение. Виды предложений по цели выказывания, по интонации. Главные члены предложения. Связь слов в предложении, словосочетании. Выделение признаков связного текста. Образные слова и выражения. Крылатые слова и выражения. Устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.
Развитие связной речи (20 ч.)
Построение самостоятельного связного высказывания. Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему. Изобразительно- выразительные средства языка. Изложение – описание на основе слухового и зрительного восприятия. Творческое редактирование текста.
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Искусство речи» 3 класс
№ п/п Тема Количество часов
1. Речь. Средства выразительности устной речи (темп, громкость, мимика, жесты). 1
2. Основные правила общения. Требования к речи. 1
3. Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. 1
4. Слово. Его значение. 1
5. Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами. 1
6. Антонимы. Подбор антонимов к слову. Нахождение антонимов в тексте. 1
7. Синонимы. Подбор синонимов к слову. Нахождение синонимов в тексте. 1
8. Употребление синонимов в речи. 1
9. Омонимы. 1
10. Образные слова и выражения. Загадки. 1
11. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. 1
12. Крылатые слова и выражения. 1
13. Устаревшие и новые слова. 1
14. Возникновение слов, происхождение некоторых топонимов и антропонимов. 1
15. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. 1
16. Виды предложений по интонации. 1
17. Члены предложения. 1
18. Связь слов в словосочетании, предложении. 1
19. Выделение признаков связного текста. 1
20. Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. 1
21. Стили речи: разговорный и книжный. 1
22. Разговорный стиль. Диалог. 1
23. Диалог и монолог. 1
24. Художественный стиль. Общее понятие. 1
25. Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. 1
26. Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. 1
27. Изобразительно- выразительные средства языка. Метафора. Сравнение. 1
28. Изобразительно- выразительные средства языка. Олицетворение. 1
29. Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна» 1
30. Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщенным вопросам, опорным словам. 1
31. Научный стиль речи. Научные слова. 1
32. Как написать письмо. 1
33. Изложение- описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам 1
34. Творческое редактирование текста.
1
Четвертый год обучения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Искусство речи».
К концу четвертого года работы обучающиеся должны знать:
лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи;
особенности построения стихотворного произведения, виды стихотворных произведений;
стили речи;
виды плана;
основные элементы композиции;
Обучающиеся должны уметь:
составлять текст- диалог, текст-монолог;
определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле;
редактировать простое и сложное предложение: заменять неудачно употребленные слова, распространять предложения;
определять стиль речи с учетом лексических особенностей текста;
составлять художественное повествование с элементами описания;
определять средства связи предложений в тексте;
определять элементы композиции в данном тексте;
анализировать и редактировать сочинения;
анализировать художественное произведение;
составлять отзыв о произведениях художественной литературы.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Искусство речи».
Развитие лексико-грамматической стороны речи (17 ч.)
Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Однородные члены предложения. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. Заимствованные слова. Текст, его виды и средства связи в нем. Композиция текста. Основные элементы композиции.
Развитие связной речи (17 ч.)
Стили языка. Речь как средство воздействия на другого человека.
Культура речи. Техника речи. Разговорный стиль языка. Диалог.
Речевой этикет. Художественные произведения. Стихи и проза. Особенности построения стихотворного произведения. Виды стихотворных произведений. Особенности построения прозаического произведения. Сравнение прозаического произведения со стихотворным. Пословицы. Поговорки. Афоризмы. Сочинение по пословице. Сочинение сказки по готовому началу. Сочинение по картине. Анализ и редактирование сочинений.
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Искусство речи» 4 класс
№ п/п Тема Количество часов
1. Повторение изученного. Текст, его виды и средства связи в нем. 1
2. Стили языка. 1
3. Речь как средство воздействия на другого человека. 1
4. Культура речи. Техника речи. 1
5. Разговорный стиль языка. Диалог. 1
6. Выразительное чтение. Интонация. 1
7. Речевой этикет. 1
8. Драматическая импровизация. 1
9. Художественные произведения. Стихи и проза. 1
10. Стихи. Особенности построения стихотворного произведения. Виды стихотворных произведений. 1
11. Особенности построения прозаического произведения. Сравнение прозаического произведения со стихотворным. Жанры прозаических произведений. 1
12. Изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. 1
13. Пословицы. Поговорки. Афоризмы. 1
14. Сочинение по пословице. 1
15. Композиция текста. Основные элементы композиции. 1
16. Композиция текста. Средства соединения предложений и частей в тексте. 1
17. Сочинение сказки по готовому началу. 1
18. Научный стиль. Заимствованные слова. 1
19. Простое и сложное предложение. 1
20. Предложение со сравнительным оборотом. 1
21. Однородные члены предложения. 1
22. Коллективное сочинение – повествование по серии картинок, опорным словам. 1
23. Незаменимые помощники-словари. 1
24. Размышления «Почемучек». Сочинение-рассуждение. 1
25. Творческие текстовые упражнения. 1
26. Сочинение по картине. 1
27. Газетные жанры (корреспонденция, репортаж, интервью) 1
28. Официально-деловой стиль. 1
29. Повторение и обобщение о стилях языка. 1
30. Коллективное сочинение-повествование по сюжетной картине, плану, опорным словам. 1
31. Анализ и редактирование сочинений. 1
32. Анализ художественного произведения. 1
33. Составление отзыва о произведениях художественной литературы. 1
34. Сочинение-рассуждение «Мое любимое занятие» 1