Рабочая программа Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции нарушений речи обучающихся 2-го класса с нарушениями речи


ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
Индивидуальные и подгрупповые занятия
по коррекции нарушений речи
обучающихся 2-го класса
Тамбов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по произношению во 2 классе для детей, имеющих нарушения речи, составлена на основе программ специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, Москва, «Просвещение», 1997 г. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи рекомендованы Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации с использованием учебника «Произношение. Мир звуков» для 1-2 классов специальных (коррекционных) школ V вида, Г.В.Чиркина, Е.Н.Российская, Москва, «Аркти», 2008 г. Рекомендовано МОиН РФ.
Согласно Федеральному базисному плану начальных классов специальной образовательной школы для детей с нарушениями речи на индивидуальные коррекционные занятия отводится 7 часов в неделю.
Целью изучения предмета является воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.
Задачами изучения предмета являются:
1. Преодоление индивидуальных речевых нарушений учащихся, коррекция недостатков произношения звуков;
2. Развитие речевой моторики, четкой, внятной, выразительной речи, фонематического восприятия речи;
3. Овладение правильным произношением звуков;
4.Закрепление правильного произношения и дифференциации звуков, преодоление трудностей, связанных с произношением слов сложного слогового состава.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Одним из ведущих принципов обучения детей, имеющих нарушения речи, является единство развивающего и коррегирующего обучения. В связи с этим наряду с развитием речи осуществляется и коррекция нарушений устной и письменной речи.
Данной программой предусмотрено проведение индивидуальных занятий. Занятия проводятся с учетом степени выраженности характера и структуры речевой патологии.
На индивидуальных коррекционных занятиях осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика дислексии, дисграфии, дизорфографии. Также проводится работа по устранению звукопроизношения, аграмматизмов и т.д.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие ручной и речевой моторики;
-
При разработке содержания и методов обучения учитываются особенности звуковой стороны речи детей с общим недоразвитием речи, дидактическая и психологическая специфика их обучения, а также современные представления о взаимосвязи речедвигательного и речеслухового анализаторов в речевой деятельности.
Для детей с относительно сохранным или скорригированным произносительным фондом возможно более интенсивное по срокам усвоение предлагаемого материала. Но обращается внимание на степень сформированное фонематического восприятия даже при относительно хорошем произносительном навыке звуков речи. Речевой материал, используемый в процессе работы над произношением, подбирается таким образом, чтобы представления о звуковом составе слова формировались у детей эмпирическим путём (наблюдения за техникой произнесения, усиление кинестетических ощущений, развитие фонематического восприятия и др.).
Курс построен в соответствии с основными принципами индивидуального и дифференцированного подхода, что определяет важность выбора посильных заданий в соответствии с произносительными особенностями детей, с целью обеспечения для каждого ученика ситуации успеха.
Используются следующие формы и методы работы:
Формы работы: индивидуальная работа; групповая работа.
Методы работы: объяснение и беседа с использованием наглядных пособий и ИКТ; дифференцированные задания, самостоятельная работа; взаимопроверка.
Формы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная и проверочная работы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- правильно произносить все звуки в словах несложной слоговой структуры (состоящих из сочетания прямых слогов, прямых и обратных, закрытых и слогов со стечением 2—3 согласных, включающих 2—4 слога), предложениях, различать их на слух;
- четко произносить окончания слов при изменении формы слова;
- проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие;
- определять место ударения в слове; вычленять слова из предложений;
Учащиеся должны знать:
- все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем);
- наизусть 3—5 стихотворений.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучащиеся, оканчивающие начальную школу, и достижения которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс начальной школы.
Содержание коррекционной работы.
Обследование обучающихся.
Развитие артикуляторной моторики. Коррекция индивидуальных недостатков звукопроизношения. Развитие дикции, эмоциональной выразительности речи.
Автоматизация навыка точного и плавного воспроизведения звукослоговой структуры 4-5 –сложных слов со стечением согласных.
Закрепление слогового и звукового анализа на сложном речевом материале (слова из 3-4 слогов со стечением согласных). Преодоление индивидуальных затруднений в дифференциации звуков и букв: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих и др.
Коррекция индивидуальных нарушений в дифференциации графически сходных рукописных букв (строчных и заглавных).
Уточнение и систематизация лексики с учетом программы по «Развитию речи».
Дифференциация предлогов в-из, в-на-под, к-от, на-с,под-из-под, за-из-за.
Закрепление форм словоизменения и словообразования в структуре распространенного предложения (из 5-6 слов).
Коррекция нарушений чтения и письма с учетом характера дислексии и дисграфии. Закрепление орфографических навыков. Автоматизация умения подбирать родственные слова для проверки правильности написания безударных гласных.
Перспективный план коррекционно – логопедической работы с детьми, имеющими ОНР (1-й вариант)
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
-7396416573500
1 Обследование 1-я, 2-я 1-я, 2-я
неделя неделя2 Звуки согласные и гласные
4 3 Выделение звуков в словах
3 788670-179705000
4 Звукобуквенный анализ слов
4 5 Слог и слово. Выделение 1-го слога в словах
4 6 Дифференциация з-с
4 7 Дифференциация ж-ш
4 8 Дифференциация б-п
4 9 Дифференциация ч-с
4 10 Дифференциация т,-ч
4 11 Дифференциация ц-ч
4 12 Дифференциация щ -с,4 13 Дифференциация ц-с
4 14 Буквы тс, звук [ц]
4 15 5079365-254000Парные звонкие и глухие согласные на конце слов
4 16 Большая буква в именах существительных
4 17 Правописание сочетаний жи-ши
2 18 Правописание сочетаний ча-ща2 19 Правописание сочетаний чу- щу2 Перспективный план коррекционно – логопедической работы с детьми, имеющими ОНР (2-й вариант)
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
1 Обследование 1-я, 2- неделя
2 Дифференциация с-ш
3 3 Дифференциация т,-ч
3 4 Дифференциация ц-ч
3 5 Предлоги простые
3 6 Сложные предлоги
3 7 Дифференциация предлогов2 8 Союзы а, но, и
3 9 Союзы потому что, которые
3 10 Слова, обозначающие предметы
3 11 Множественное число имен существительных 5 12 Образование имен существительных с помощью суффиксов 4 13 Образование уменьшительно-ласкательных имен существительных 3 14 Слова – признаки
2 15 Образование уменьшительно- ласкательных имен прилагательных 4 16 Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде 4 17 Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе 4 18 Рассказ – описание
3 19 Рассказ с опорой на вопросы 3
20 Пересказ по опорным словам 3
21 Последовательный пересказ 3
Перспективный план коррекционно – логопедической работы с детьми, имеющими алалию
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
1 Обследование 1-я, 2- неделя
2 Слоговая структура слов
4 3 Двусложные фразы на базе односложных предложений (Кто? Что? Где?)
4 4 Предложения из 2-х главных членов (подлежащее + сказуемое)
4 5 Дифференциация форм именительного и винительного падежей
4 6 Дифференциация форм 1-го и 3-го лица глаголов (иду – идут) 4 7 Глаголы прошедшего времени вида пришел – ушел) 4 8 Предлоги на, в
3 9 Предлоги над, под
3 10 Предлоги у, около, за
3 11 Предлоги от, к
3 12 Составление нераспространенных предложений по вопросам
4 13 Составление нераспространенных предложений по картинкам 4 14 Распространение простого предложения дополнением 4 15 Слова, обозначающие признак предмета
4 16 Подбор слов – признаков к словам – предметам
3 17 Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде 3 18 Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе 3 19 Распространение простого предложения определением по вопросам 3
20 Распространение простого предложения определением по картинке 3