Мастер-класс «Конструктор урока с использованием технологии развития критического мышления»


Мастер-класс по теме «Конструктор урока с использованием технологии развития критического мышления»
Олач Оксана Викторовна
ГБОУ КГ №1
olach.oksana@gmail.comПояснительная записка
Актуальным вопросом на сегодня является развитие и воспитание свободной, образованной и самостоятельной личности школьника, которая способна быть мобильной в быстро меняющемся мире. Одним из средств решения данного вопроса может быть внедрение технологии развития критического мышления в образовательный процесс.
Цель: познакомить с технологией развития критического мышления (ТРКМ) для организации продуктивной работы на уроке.
Задачи:
ознакомиться с особенностями критического мышления;
познакомить с технологией развития критического мышления;
сформировать практические умения в применении некоторых приемов ТРКМ для конструирования уроков.
Прогнозируемый результат: участники приобретут теоретические знания о ТРКМ и практические навыки в конструировании уроков на основе системно-деятельностного подхода.
Оборудование: магнитная доска, магниты, небольшие предметы разной формы, цвета и фактуры на столах, вырезанные из бумаги «ладони», маркеры и фломастеры, ключевые слова «критическое», «технология развития критического мышления», «вызов», «осмысление», «размышление» на цветной бумаге.
Ход мастер-класса
I. Организационно-мотивационный этап.
Упражнение «Знакомство». Ведущий обращается к участникам:
— Уважаемые коллеги, чтобы узнать друг друга поближе, предлагаю Вам взять со стола любой предмет, обратить внимание на его форму, цвет, фактуру и огласить нам список прилагательных, которые характеризуют его.
— Из Вашего перечня слов выберите одно, которое объективно охарактеризовало бы Вас.
— Вы были самокритичны в выборе слова для Вашей характеристики?
— Поэтому обучающихся необходимо учить критическому подходу к информации, которую они усваивают. На сегодняшнем занятии вы получите возможность познакомиться с особенностями критического мышления и практическим применением некоторых приемов технологии развития критического мышления для конструирования уроков на основе системно-деятельностного подхода.
II. Информационно-деятельностный этап.
Ведущий предлагает участникам составить синквейн — ответ на вопрос «Что такое критическое мышление?». Например:
Мышление.
Критическое, осмысленное.
Понимать, проверять, сомневаться.
Объективно относиться к информации.
Истина. (Заслушиваются несколько вариантов)
— Я вижу, что большинство из вас убеждено в том, что критическое мышление – это активный процесс проверки, оценки и развития уже полученной информации. Согласитесь, что многие педагоги чаще проверяют механическое запоминание материала, а не его осмысление. Но при этом мышление обучающихся остается пассивным, т.к. он воспринимает чужие мысли и взгляды.
Ведущий, используя прием ТРКМ «Круги по воде», предлагает участникам подобрать прилагательные на каждую из букв, которые должны помочь сформулировать особенности критического мышления (слова прикрепляются ведущим к магнитной доске):
Креативное
Рациональное
Инновационное
Творческое
Индивидуальное
Частное
Емкое
Самостоятельное
Качественное
Объективное
Естественное
— Таким образом, можно сделать вывод, что ТРКМ ориентирована на развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Основу технологии составляет базовая модель трех стадий: «вызов – осмысление – размышление», которая помогает учащимся самим определить цели обучения, осуществить продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали [2, с.31].
Ведущий, используя прием ТРКМ «Кластер», прикрепляет к магнитной доске ключевые слова: «технология развития критического мышления», «вызов», «осмысление», «размышление», дополняя кластер в ходе работы названиями приемов ТРКМ и соединительными линиями.
— На этапе вызова педагог стимулирует познавательную активность учащихся, используя уже имеющиеся знания об изучаемом, формирует личный интерес у обучающихся. Ситуацию вызова помогут создать приемы «Удиви» или «Загадка». Возможно использование и других приемов ТРКМ на данном этапе: «Верите ли Вы, что…?», «Отсроченная отгадка», «Корзина идей», «Знаю-хочу». Их применение оживляет урок, делает его более эмоциональным и увлекательным.
(Ведущий прикрепляет к магнитной доске названия приемов).— На стадии осмысления обучающийся осмысливает природу изучаемого объекта, учится формулировать вопросы, формируется собственная позиция по данной проблеме, самостоятельность. На данном этапе эффективен процесс осознанного чтения, в процессе которого отслеживается восприятие и понимание информации. Особое внимание в ТРКМ отводится приемам, которые формируют умение работать с вопросами. Они стимулируют самостоятельное мышление и стремление к получению знаний. Учитель может использовать такие приемы: «Инсерт», «Чтение с пометками», «Кластер», «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы», «Бортовой журнал» (Ведущий прикрепляет к магнитной доске названия приемов).
— На этапе размышления (рефлексии) обучающиеся закрепляют новые знания и меняют первоначальные представления, вырабатывают собственную точку зрения на проблему. Для детальной рефлексии у большинства учителей не хватает времени на уроке. Но только таким путем можно структурировать мысли и понятия, переработать их в «новое» знание, а также разрешить возникшие сомнения. Таким образом, этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.  На данном этапе возможно использование следующих приемов: «Телеграмма», «Пятиминутное эссе», «Ромашка Блума», «Перепутанные логические цепочки», «Метод шести шляп».
III. Рефлексивный этап.
Ведущий обращается к аудитории с просьбой проанализировать полученную в ходе работы информацию об особенностях критического мышления и дополнить перечень прилагательных к слову «критическое», которые были подобраны участниками в начале занятия (Ведущий дописывает новые прилагательные).
— Предлагаю назвать приемы ТРКМ, которые мы использовали в нашей работе, записать их на бумажных «ладонях» и обменяться «рукопожатиями» (Рисунок 1):
«Кластер»
«Загадка»
«Круги по воде»
«Продвинутая лекция» (особая форма организации лекции с применением активной учебной модели «вызов – осмысление – рефлексия»)
«Синквейн».
Таким образом, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления – это уникальная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально, которая определяет сферу комфортности для каждого участника образовательного процесса [1, с.211].
— Понравилось ли Вам занятие? Получили ли Вы новую информацию? Согласны ли Вы с утверждением, что ТРКМ способствует организации продуктивной работы на уроке и внедрению системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательный процесс? Спасибо за внимание.
Приложение
Рисунок 1
Список использованной литературы
Сироткина Г.М. Технология критического мышления как средство саморазвития личности [Электронный ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011г. – № 22. – С. 207 – 212.
Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-kriticheskogo-myshleniya-kak-sredstvo-samorazvitiya-lichnostiСловарь педагогического обихода / Под ред. проф. Л.М. Лузиной. [Электронный ресурс] - Псков: ПГПИ, 2003. – 71 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/160/22160/files/pspu081.pdf