Исследовательская работа по теме Стресс как биосоциальный фактор


Введение
Начиная, с последних десятилетий 20 века и начала 21 века в повседневной жизни все чаще и чаще, стало мелькать слово «стресс». Так называют в обиходе напряженное психологическое состояние, возникающее у человека при сильном эмоциональном потрясении. Стресс - обычное и часто встречающее явление.
Нельзя сказать, что мы ничего не знаем о стрессе. Конечно же, знаем. Ежедневно нас предупреждают о потенциальной опасности стресса. Нам говорят о том, что стресс является причиной повышенного или пониженного кровеносного давления, переедания или потери аппетита, усталости или повышенной активности или необщительности, вспышек чувств или холодности. Нам говорят, что под воздействием стресса мы более подвержены инфекциям, депрессиям, несчастным случаям, вирусам, простудам, сердечным приступам, даже раку. Зная о том, что стресс старит, мы начинаем, беспокоиться о своем здоровье, а затем эти беспокойства также становятся предметов наших тревог! Мы постоянно помним о стрессе и постоянно сталкиваемся с ним. И, тем не менее, мы явно недостаточно образованы именно в области вопросов стресса.
Поэтому целью моего исследования является рассмотрение понятия - стресс, причин его появления и методах выхода и стрессовых ситуаций. Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
1.Рассмотреть природу «стресса»
2.Виды и признаки стресса
3.Причины и источники стресса.
4.Способы профилактики стресса.
Реакция на стресс строго индивидуальна и зависит во многом от образа жизни. В народе говорят «Жизнь полосатая» главное, надо научиться принимать все жизненные неурядицы, неприятности как норму жизни, помнить ,что на смену темной полосе обязательно придет светлая.
Данная работа расширит кругозор о негативных сторонах стресса, его последствиях и самое главное умения предвидеть стресс, рассматриваемые способы преодоления стресса помогут преодолеть негативные стороны стресса.
1. Стресс как биосоциальный фактор
В жизни каждого человека , общества бывают критические ситуации. Они известны, как стрессы .Критические ситуация при стрессе возникает тогда, когда человек не может приспособиться к измененным условиям, в следствии чего у него развивается срыв адаптации ,истощение его жизненных сил.
Стресс часто приводит к потере смысла жизни, тяжелому переживанию, психическому срыву. И если человек регулярно попадает в стрессовые ситуации - сталкивается с хамством в транспорте, грубостью в магазинах, испытывает неуверенность в своих силах на работе или учебе, то адреналин (гормон надпочечников) будет почти всегда держать этого человека в состоянии боевой готовности. А выхода ему не будет. Часто возникающее учащение пульса, дыхания, мышечная готовность к действию, в конце концов, приводят к таким заболеваниям, как атеросклероз, инфаркт миокарда, инсульт, психические болезни.

1.1 Что такое стресс?
Ставшее в последнее время очень модным слово «стресс» пришло к нам из английского языка в переводе означает «нажим, давление, напряжении е».
А история открытия этого биологического явления восходит к временам когда известный канадский биохимик Ганс Селье (1907-1982 г.г) был еще студентом медицинского факультета Пражского университета .
Работая в университетской клинике, он обратил внимание на то, что самые первые признаки у разных инфекционных заболеваний одинаковы: слабость боли в суставах ,потеря аппетита ,апатия. Различные симптомы болезней, их специфика появляются позже. Именно отличительные признаки позволяют врачу поставить точный диагноз – установить, какая болезнь у пациента. Поэтому, в медицине основное внимание всегда уделяется специфическим симптомам. А тому фактору, что все болезни начинаются практически одинаково, не придавалось должного значения. Только свежий взгляд, не отягощенный еще догмами медицинской науки, позволил Гансу Селье увидеть проблему там, где ее никто раньше не замечал. Студент поделился своими мыслями с преподавателем университета и получил резкий отпор. К этой проблеме молодой ученый вернулся спустя лишь 10 лет. В то время он уже работал в Канаде, в лаборатории университета Мак-Гиля. Изучая действие различных веществ на животных,биохимик установил закономерность, подобную той, что озадачил его еще в студенческие годы. Оказалось ,что какое бы вещество не вводилось животным ,вначале оно вызывало схожую реакцию на физиологическом уровне. Симптомы всегда были одни и те же: повышалась активность коры надпочечников, вилочковая железа и лимфатические узлы сморщивались, в желудочно-кишечном тракте появлялись язвочки. Селье назвал такую реакцию организма общим адаптационным синдромом или синдромом биохимического стресса ,сокращенно - стресс. Последующие эксперименты показали, что общий адаптационный синдром - это реакция организма на любое изменение внешней или внутренней среды. Порождающие стресс факторы ученый назвал стрессами. Ими могут быть перепады температуры, инфекции, травмы, физические нагрузки, умственная работа. Стресс возникает от введения в организм любого химического вещества - не только яда, но и лекарства, от обычного приема пищи, от выдыхания аромата цветка или табачного дыма. В общем, факторы, вызывающие стресс, встречаются на каждом шагу. И Селье сделал вывод: стресс - не что иное как сама жизнь; это глобальное биологическое понятие, применимое ко всему живому; его постоянно испытывают и одноклеточные микроорганизмы, и растения, и животные, и, конечно, человек. К такому пониманию стресса результаты своих изысканий и первые предложения, связанные со стрессом [2-3].
1.2 Виды стресса.
В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют два вида стресса: физиологический и психологический.
Под влиянием длительных или сильных физических заболеваний или нагрузок, а также в результате получения какого-либо увечья в организм поступает так называемый физиологический стресс.
Неблагоприятные морально-психологические факторы способны вызвать стресс психологический. Причем в зависимости от типа воздействия психологический стресс можно, в свою очередь, разделить на информационный и эмоциональный.
Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. Когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс.
Эмоциональный стресс проявляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.п.
1.3. Причины и признаки стрессового напряжения
Снижая эффективность и благополучие индивидуума , чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровья благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.
Рассмотрим факторы, которые вызывают стресс.
Организационные факторы.
Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Выделяют организационные факторы, способные вызвать стресс:
Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка.
Конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования).
Неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают).
Неинтересная работа.
Плохие физические условия (шум, холод и пр.)
Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью.
Плохие каналы обмена информацией в организации и пр. [1]
Организационно-личностные факторы.
Эта группа выражает субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:
Страх не справиться с работой.
Страх допустить ошибку.
Страх быть обойденным другими.
Страх потерять работу.
Страх потерять собственное Я.
Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и др.
К этому «букету» стрессов организационно – производственного характера добавляются проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем , «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.
Краеугольным камнем в возникновении стрессов является проблема адекватной самооценки.
Часто наши требования к себе и окружению бывают неоправданно завышены, поскольку опираются на так называемые иррациональные убеждения. Иррациональными они считаются потому, что не имеют в реальности достаточных оснований. Как правило, это чересчур категоричные обобщения неких форм поведения или укорененные в нашем сознании стереотипы, которые, может, и имели в прошлом какую-либо реальную основу, но
давно ее утратили и ныне существуют лишь по инерции. Нельзя сказать, что эти утверждения вовсе безосновательны, то есть ложны. Иррациональными их делает абсолютная категоричность, недопущение исключений. Так должно быть и все тут! А когда реальность таким требованиям не соответствует, естественно возникают нарушения эмоционального состояния и, как следствие, хронический стресс.
«Не требуйте от мира совершенства, попробуйте принять мир таким, каков он есть».
Эта философская формула помогает посмотреть на ситуацию с разных сторон и сделать адекватный выбор. Ведь «принять»- не значит согласиться со всеми его несовершенствами и пороками. Это означает лишь — констатировать некую объективную реальность, а уж потом по мере сил приниматься за ее исправление.[4 стр. 14-18]
Иррациональные убеждения касаются не только окружающих, но и самих себя. Здесь тоже коренится внушительный источник стрессовых реакций, питаемых за счет несовпадения должного (того, что должно быть) и сущего (того, что есть). Здесь присутствует два полюса : чрезмерно завышенные представления о себе и, наоборот, заниженная самооценка. Как показывают многочисленные психологические исследования, у большинства из нас существует некое неосознанное предрасположение в пользу своего Я.. Мы, как правило, оцениваем себя практически по всем параметрам не как среднего человека, а несколько выше. Но можем ли мы сразу все быть выше среднего? Это — иллюзия. Она помогает нам сохранить оптимистический взгляд на мир и наше собственное место в нем, но порой причиняет и неприятности в виде стрессов от «завышенных ожиданий» или «рухнувшей надежды». Да и знаменитый кризис «среднего возраста» имеет одним из своих оснований всю ту же завышенную самооценку. Для того, чтобы избежать лишних стрессов, необходимо научиться реалистически оценивать свои способности и сформировать соответствующий уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка. Как и в накачивании мускулов — самое полезное усилие то, которое делается последним ,через «не могу». Именно оно добавляет крепость мышцам. Так и в жизненной стратегии — обозначаемые цели должны быть чуть выше наших сегодняшних возможностей, чтобы был стимул развития. Но они не должны быть недостижимыми.
Существует знаменитая «формула самоуважения» У. Джеймса . Из которой следует, что степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха (числитель) и притязаний (знаменатель). Если результат такого деления невысок, может оказаться полезным подумать о понижении уровня своих притязаний.
Однако занижать их чрезмерно тоже не стоит. Это может привести к тому же стрессу, но уже по другой причине — из-за заниженной самооценки. Ощущение своего неблагополучия, невезучести, обида на судьбу-злодейку и неблагоприятно складывающиеся обстоятельства - стрессогены не менее завышенных притязаний. Поэтому забота о повышении своей самооценки входит в число средств профилактики стрессов.
Итак, стресс — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение . Рассмотрим различные состояния человека которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.
Знание основных признаков стресса позволит вам во время распознать его появление и принять меры. Основные признаки стресса, независимо от его причины, таковы:
Постоянная усталость.
Бессонница.
Нехватка времени.
Невозможность сосредоточиться.
Невозможность принять решение.
Плохой или чрезмерный аппетит.
Повышенная раздражительность.
Недовольство собой, неуважение к себе.
Боли в области позвоночника.
Головные боли.
Чувство беспомощности и безнадежности.
Необоснованный страх и тревога.
Злоупотребление курением и алкоголем.
Потеря интереса к своему внешнему виду.
Головокружение.
Скачки давления.
Нервный тик.
Речевые затруднения.
Стрессы могут вывести из строя практически все физиологические системы человека.
Организм не способен постоянно находиться в состоянии тревоги и напряжения. Стресс- это, прежде всего, сверхмобилизация всех ресурсов организма. Он способен не только вызвать обострение уже имеющихся заболеваний, но и спровоцировать новую болезнь. Влияя на работу всех систем организма, стресс изменяет всю жизнь человека.
Если мы обнаружили у себя признаки стрессового напряжнения организма, то необходимо внимательно изучать его причины.

Причины стрессового напряжения.

1. Гораздо чаще нам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в наши обязанности.
2. Постоянно не хватает времени, не успеваем ничего сделать.
3. Нас что-то или кто-то подгоняет, мы постоянно куда-то спешим.
4. Начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
5 Нам постоянно хочется спать — никак не можем выспаться.
6. Мы. видим чересчур много снов, особенно, когда очень устали за день.
7 Нам почти ничего не нравится.
8. Дома, в семье — постоянные конфликты.
9. Постоянно ощущаем неудовлетворенность жизнью.
10 Делаем долги, даже не зная, как с ними расплачиваться.
11Появляется комплекс неполноценности.
12. Не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.
13 Мы не чувствуем уважения к себе — ни дома, ни на работе.
Вероятно, здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения возможно характерные только для его организма (с точки зрения его личных ощущений) [6 стр. 24-27, 48-51]
1.4 Физиологическая природа стресса.
Исследования показывают, что последствиями стресса являются язвы, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце, Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения , что при стрессе (будь то болезнь, боль, физическое страдание или эмоциональное потрясение — сильное, слабое, длительное, кратковременное) включаются сложнейшие нервные механизмы.
Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.
Рассмотрим физиологическую природу подобного стресса.
Физиологическая и биохимическая природа стрессов к настоящему времени достаточно хорошо изучена. Схематично физиологическая «изнанка» стрессовой реакции выглядит примерно так . Под воздействием какого-либо фактора (конфликт, неожиданное событие и пр. В коре головного мозга человека формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения - так называемая доминанта. Ее появление запускает своеобразную цепную реакцию: возбуждается также одна из важнейших структур мозга — ГИПОТАЛАМУС , который в свою очередь активизирует тесно связанную с ним ведущую железу внутренней секреции — ГИПОФИЗ. Гипофиз выбрасывает в кровь порцию специального гормона (АКТГ - адренокортикотропный гормон), под влиянием которого надпочечники выделяют адреналин и другие активные физиологические вещества(гормоны стресса), они и дают в конечном счете хорошо всем знакомую картину стрессового состояния: усиливается сердцебиение, учащается дыхание, повышается кровяное давление и пр.
Биохимические сдвиги при стрессе являются сформированной в процессе длительной эволюции оборонительной реакцией организма на внешнюю угрозу. Ее физиологический смысл — мгновенная мобилизация всех сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Но современный человек, в отличии от первобытного, не так уж часто решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега. Вот и циркулируют
по нашей крови не нашедшие применение гормон, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. Будь они тут же потрачены на какой-либо вид физической активности ,стресс не имел бы разрушительных последствий. Но таких возможностей у ведущего современный образ жизни человека немного. Поэтому и попадает его организм в своеобразную стрессовую ловушку: аварийный выброс гормонов стресса в кровь истощает их запас в коре надпочечников, которая тут же начинает их усиленно восстанавливать. От того даже при относительно слабом эмоциональном повторном возбуждении организм рефлекторно реагирует повышенным выделением гормонов. Такова биохимическая природа стрессов, которая стоит за «кулисами» нервозного неадекватного поведения человека.
При этом стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно -сосудистых , аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Беспричинная вроде бы вялость, пассивность , бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром - типичные симптомы стресса. Здесь естественным образом возникает вопрос: а можно ли со всем этим что-нибудь сделать? Можно ли избежать стрессов?
Ответ на этот вопрос доложен быть, безусловно, отрицательным. Стрессов вообще нельзя избежать в принципе. Ибо природа их рефлекторна. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные условия. Такие реакции представляют собой механизмы естественной биологической защиты человека, чисто природный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушить их — значит погасить в человеке жизнь, сделать его
бесчувственным к внешним раздражителям.
Таким образом из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь
поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации [1 стр. 34-37, 5 стр. 178-189].

1.5.Разновидности стресса.
Существует несколько разновидностей стресса.
Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т.п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.
Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней работа по дому, супружеские проблемы. Конфликты между поколениями, жизнь с молодежью, болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т.п.
Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.
Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают, большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.
Экологический стресс обусловливается воздействием окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий — загрязнением воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т.п.
Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.
Культурный стресс. Это первая разновидность современного стресса. Он возникает в том случае, когда нельзя ударить, убежать, или хотя бы накричать, Это происходит чаще всего в тех случаях, когда непосредственная реакция не только не улучшит создавшуюся ситуацию, но может еще более усложнить ее. Такой стресс чаще всего встречается в работе младшего и среднего состава при общении с начальством и коллегами. Естественная реакция в данном случае запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе.
Информационный стресс. Эта разновидность возникает в том случае, когда причина стресса такова, что просто непонятно, как на нее реагировать.
Сегодня даже в школах самая главная ценность — это информация. Но как правильно ее усваивать к сожалению не учат нигде. Физиологические процессы смогут помочь, но лишь при небольших «возможностях». В ситуации же совершенно новой человеку уже помогают врожденные механизмы . Наиболее часто этот вид стресса встречается у бизнесменов и любого руководящего состава. Каждый, кто хоть раз брал на себя какую-либо ответственность, в той или иной степени знаком с информационным стрессом: нужно срочно принять оптимальное решение, для этого необходимо быстро и правильно оценить имеющуюся информацию. Тут и возникает проблема: информационная перегрузка человек не успевает справиться с задачей, нарушает требуемый от него темп. Ответственность, которая на нем лежит - это и есть стрессор при информационном стрессе.
Эта проблема известна среднему руководящему звену и вообще любому человеку, на котором лежит ответственность.
Эмоциональный стресс. Это один из ведущих стрессов современности. Каждую минуту нас окружают сотни и тысячи людей, с этим нельзя ничего поделать. Мы находимся в непрерывном процессе общения. Находясь на работе, человек не имеет права отказаться от общения с окружающими, однако человек — не робот. Неизбежно возникают обиды и разногласия, как результат — эмоциональный стресс.
Этот стресс распространяется повсеместно. Наибольшую нагрузку испытывает некоммуникабельный человек , попавший в большой коллектив или на работу , требующую постоянных контактов с людьми, зачастую совершенно незнакомыми.
Стресс бездеятельности. Возникает он в том случае, когда человеку, настроенному на активное действие, оказывается., нечего делать, им овладевает скука. Скука — это тоже разновидность стресса, не менее опасная, чем все остальные.
Человек все бросил и решил отдохнуть. Всем помахал рукой и уехал в одиночестве на дачу или закрылся дома один. И загрустил — делать нечего. Оказывается: что на работе, что вне ее — никакой радости. Такой стресс появляется у человека, не умеющего правильно отдыхать. Следовательно , он и работать будет не очень хорошо, и в коллективе ему будет нерадостно, так же как и коллективу он будет не особенно приятен: вечно усталый, грустный, человек. Правильно отдыхать тоже нужно уметь.
Обобщая все выше сказанное, хотелось бы отметить, что обычный физиологический «первобытный» стресс быстро проходит. Человек среагировал - «напал или убежал», стресс выполнил свою функцию и закончился, дальше все идет как обычно. Современный стресс, как правило, остается «неотреагированным». Организм мобилизовал все свои ресурсы, а выплеска энергии не произошло, напряжение осталось. Это и является причиной возникновения многих проблем в жизни современного человека.
Зависят ли стрессы и нервные потрясения от профессии? Еще как! К сожалению, в России не разработана классификация профессий по этому признаку, но у англичан она есть.
По данным исследования частота стрессовых ситуаций в зависимости от профессии по десятибальной системе .Шахтер — 8,3; летчик — 7,7; шофер — 6,8; учитель — 6,2; продавец - 5,7 и т.д.
Проанализировав данные я пришла к выводу, что профессия учителя одна из стрессовых, так же как и профессия водителя [7 стр. 217-232].
1.6 Стадия стресса
В своем развитии стресс проходит три стадии.
Реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма. Фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями.
Фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.
Например, ученикам сообщили, что сейчас они будут писать контрольную работу. Они испытывают тревогу, напряжение. Некоторые теряют ,не могут собраться, иногда даже не понимают суть вопросов контрольной или вовсе не могут начать писать .Это первая стадия-стадия тревоги .На этой стадии в кровь проступают особые вещества ,повышающие устойчивость к травматическому фактору ,и организм готовится действовать.
Но вот первая тревога прошла, и ученики приступают к выполнению задания. Ситуация продолжает оставаться напряженной ,сложной ,а ученики уже способны действовать достаточно эффективно ,иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Организм мобилизовал внутренние ресурсы и получил возможность сопротивляться стрессу .Это вторая стадия ,стадия мобилизации или сопротивлении .Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряженно ,на пределе своих возможностей ,его ресурсы быстро расходуются.
Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться ,наступает третья стадия-стадия истощения .Представьте себе ситуацию ,что контрольные работы вы должны писать на каждом занятии в течение всего дня. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится ,внимание и память начнут изменять вам .Будет больше ошибок ,а результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы ,и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушиться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям ,и как итог -наступает болезнь. В крайних случаях за стадией истощения, если ситуация слишком экстремальная, может наступить смерть.
2. Положительные и отрицательные стороны.
Это чудовище стресс .Подобные выражения слышали все ,и неоднократно. Но одни говорят «Это ржавчина, разъедающая душу и тело»; другие утверждают: «Не бойтесь стресса - это жизнь».
Раньше, стресс вызывал панический ужас ,сейчас его рассматривают как важный стимулятор жизни каждого из нас.
Я рассмотрю стресс с двух сторон -положительной и отрицательной.
В настоящее время ученые различают эустресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизирует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эустрессе происходит активация познавательных процессов самосознания, осмысления действительности, памяти.
Стресс повышает работоспособность, способствует появлению творческого потенциала. Многие ученые, писатели, поэты, художники, будучи в поре творчества, находятся в состоянии ,которое может быть отнесено к стрессу «Чтобы сделать значительный шаг к науке ,надо неотступно думать о своем предмете, с ним ложиться и с нами вставать..» отмечал физиолог И.Павлов.
Чем больше у человека стремлений, надежд, тем он более эмоционален. Это вовсе не обязательно проявляется во внешнем поведении. Не редко за эксцентричностью скрывается равнодушие и душевная чертвость, а за кажущейся холодностью-подменная странность натуры. В страстях, желаниях человека источник его жизненной силы и активности.
Каким же образом эмоции из друзей превращаются в врагов? Прежде всего, сказывается психологическая безграмотность многих людей. Причиной повышенной раздражимости, например, является чувство голода. Но, не разобравшись в чем дело, мы даем волю дурному настроению. В результате нервный срыв, неврозы.
Ученые выяснили, что гнев, например, способствует увеличению в крови адреналина, учащению сердцебиения и дыхания, повышение артериального давления, испуг вызывает усиленную перистальтику кишечника, сильные переживания и даже некоторые черты характера человека могут играть(по мнению ряда ученых) определенную роль в развитии раковых клеток.
Впервые биологический эксперимент ,подтверждающий губительную роль отрицательных эмоций, поставил в 11 веке Абы Али Сана. Двух овец одного помета он поместил в одинаковые условия с той лишь разницей, что около одной из них привязал волка. В результате такого естественного эксперимента овца, живущая по соседству с хищником перестала принимать пищу, стала чахнуть, слабеть и вскоре погибла.
Так и у человека. Постоянные психические травмы оставляют глубокие «рубцы» в различны тканях организма: разрушают сосуды, повреждают органы, ослабляют защитные механизмы .И если человек живет в состоянии непрерывного стресса, происходят серьезные нарушения головного мозга и желез внутренней секреции.
Остроумно подметил один профессор: «Надо научиться контролировать события заставляющие нас бежать по жизни с высунутым языком».
Другим низменным инстинктом являются отрицательные эмоции. Такие эмоции создают отрицательные токи, отправляют ум и тело ,в результате чего вас поразит болезнь .Дисциплинируйте ваши эмоции, будьте счастливы и не позволяйте внешним обстоятельствам влиять на вас [3 стр. 58-64, стр. 94-100].

3.Каков ваш уровень стресса.
Итак, стресс обычное и частое встречающее явление. Он является неотъемлемой частью человеческого существования и может быть вызван факторами, связанными с работой и учебой, событиями личной жизни человека, взаимоотношениями между людьми.
Человек пришел домой злой, взвинченный до предела, разбитый. Это-стресс? Или пока лишь усталость, которая вскоре пройдет без следа? Но, увы - он оставит свой след. «Стресс отравляет ум и тело, в результате чего жизненные силы истощаются и причиной всему стресс».
Попробуем проверить с помощью шкалы психосоциального стресса Л .Ридера «Каков ваш уровень стрессе».этот тест я предложила своим одноклассникам
Цель - выявить уровень стресса у своих одноклассников (количество исследуемых учащихся 17).
Пожалуй, я человек нервный.
Я очень беспокоюсь о своей учебе .
Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение.
Я часто ощущаю неверное напряжение.
К концу дня у меня нет сил.
Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение.
В моей семье часто возникают напряженные отношения.
Варианты ответов:
Да, согласен(1 бал)
Скорее согласен(2 бала)
Скорее не согласен (3 бала)
Нет, не согласен (4 бала)

Уровень стресса Средний суммарный бал Средний суммарный бал
Мужчины Женщины
Высокий 1-2 1-1,82
Средний 2,01-3 1,83-2,82
Низкий 3,01-4 2,83-4
1
) А.Алексей – низкий
2) Г.Вадим – низкий
3) Г.Кристина – низкий
4) Д.Дмитрий – средний
5) Д.Александр – низкий
6) Д.Виктория – средний
7) З.Татьяна – высокий
8) К.Алексей – низкий
9) К.Евгений – высокий
10) М.Яна – средний
11) М.Кристина – низкий
12) М.Евгений – средний
13) П.Ольга – низкий
14) П.Яна – высокий
15) С.Алексей – средний
16) Ц.Екатерина – средний
17) Я.Ирина - низкий
Результат следующий из 17 человек 3 имеют высокий уровень стресса, 6 - средний и только 8 – низкий. Учащиеся, которые имеют высокий и средний уровень стресса учатся в основном на «4» и «5».
Случайность? я решила провести такой же тест в 11«б» классе, где из 16 человек 2 имеют высокий и 4 средний уровень стресса, и 5 из них тоже хорошисты, и опять к этой группе относятся хорошисты. Я считаю, что причина в том, что эти ученики больше времени затрачивают на подготовку к занятиям, больше устают, перенапрягаются, беспокоятся за оценки, более эмоциональны. Показав результаты, исследования классным руководителям и проконсультировавшись, с психологом школы, в классе были проведены классные часы по теме: «Это ужасный стресс». Где я рассказала о вреде стресса его последствиях и самое главное как с ним бороться. Оказывается, еще уровень стресса зависит от профессии. По исследованиям англичан, частота стрессовых ситуаций (по десятибалльной системе) у учителя составляет 6,2 , французы считают, что учитель занимает второе место по стрессовому риску.
Я решила выяснить, каков же уровень стресса у учителей , работающих в нашем классе.
Цель — выявление степени истощенности жизненных сил у учителей, работающих в нашем классе. Для исследования я использовала тест нидерландского профессора Алленса.
Часто чувствую усталость.
Да-1, не знаю-1, нет-0.
Мне трудно уснуть
Да — 1, не знаю — 1, нет — 0
За ночь просыпаюсь несколько раз.
Да — 1, не знаю — 1, нет — 0.
Постоянно чувствую слабость.
Да — 1, не знаю — 1, нет - 0.
Чувствую себя в расцвете сил.
Да — 0, не знаю — 1, нет — 1.
Многое не удается.
Да — 1, не знаю — 1, нет- 0.
Жизнь заводит в тупик.
Да — 1, НЕ ЗНАЮ — 1, НЕТ — 0.
В опросе участвовали 13 учителей: из них 7 человек имеют сигналы перенапряжения и переутомления, если не начать работать над собой, не научится восстанавливать жизненные силы – возможен нервный срыв. У 2 человек - риска срыва очень велик, и только 4 человека не имеют признаков излишнего напряжения, риск срыва низкий.
Из этого следует, что человек должен своевременно и постоянно восстанавливать физические, духовные и энергетические силы, и один час в день, я считаю, должен иметь каждый человек, посвященный себе, своему здоровью, отдыху. И еще один факт – чем старше человек, тем выше уровень стресса.


4. Способы преодоления стресса.
Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями образа жизни является и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха и сна и взаимоотношений с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни – здоровым ,активным или же не здоровым, пассивным .
Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы избавление от стресса стало составной частью нашего образа жизни, то мы станем ,уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы .Необходимо знать ,что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы ,происходящее в организме, т.е обладаем способностью ауторегуляции .
Очень часто люди(независимо взрослые или дети) при возращении домой переносят свою рабочую активность ,возбужденность в семью .Что же нужно ,чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и ,переступить порог дома ,не вымешать на домашних свое плохое настроение?
Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему - неумение отрешиться от накопившихся проблем.
И я предлагаю несколько возможных способов преодоления стресса ,а именно звукотерапия, аромотерапия, природа, спорт, выплеск эмоций, питание, сон, смехотерапия. Какой способ выбрать, Все зависит от самого человека. Ведь все мы разные, Один способен успокоиться под музыку, другому нужен сон, а для третьего подойдет выезд на природу. Ищи свой способ!
4.1.Выход негативных эмоций.
Применение данной методики прямо вытекает из механизмов стресса. Как часто когда внутри клокочет гнев и обида, нам приходится сдерживать эмоции, натягивая на лицо походящую маску. В этом мире ничто не исчезает бесследно, так и подавленные эмоции обязательно уйдут в подсознание и там продолжат свое разрушительное воздействие.
Недаром адмирал Нельсон во время приступов гнева, которые случались у него довольно часто, усердно топтал, свой берет. В японских туалетах стоят резиновые чучела узкоглазых боссов - японцы прекрасно используют механизм выплеска эмоций на практике.
Наверное, не каждый может себе позволить заказать резиновое чучело «любимого» начальника или недруга, но существует множество подручных средств. Конечно, лучше всего подходит боксерская груша, но за неимением оной одним из самых популярных подручных средств на Руси является «подушка обыкновенная». Для увеличения срока службы желательно ее чем-нибудь накрыть или использовать диванные подушки.
Несмотря на видимую простоту данный метод является очень эффективным, а главное безопасным. Работать можно с конкретным человеком или ситуацией. Единственная проблема многие люди настолько сильно себя контролируют, что, побив подушки, пять минут, отходят со словами «ну, наверное, никакой агрессии и нет». Конечно, нет — она ушла слишком глубоко, и чтобы ее извлечь придется потрудиться. Для этого нужно войти в состояние неистовства, ярости, быть может — на некоторое время стать зверем, потерять свое человеческое лицо, а вместе с ним и ту часть разума, которая контролирует эмоции. Вот тогда все получиться. Часто во время этого «сеанса» всплывают ситуации, произошедшие очень давно, (например, в раннем детстве), и казалось бы полностью забылись. Но на самом деле рана просто покрылась коростой и бессознательно все еще причиняет боль.

Существует еще один способ выхода эмоций — конечно же, это слезы. «Слезы - дождь, смывающий земную пыль, что покрывает наши заскорузлые сердца»- это слова Чарльза Диккенса .Если человек плачет значит , он живет, значит, его душа способна чувствовать. В современном обществе существует стереотип, что слезы — прерогатива женщин. Настоящие мужчины никогда не плачут, плакать — это не по-мужски. Но все это — из серии контроля, желания выглядеть мужественно. Быть может — это одна из самых сильных установок, которая впиталась в нас со словами отца «Мужчины никогда не плачут», сломать которую почти невозможно. Но слезы есть у всех. И если у женщин они текут по щекам, разъедая косметику, то у мужчин они оседают
внутри, разъедают души [4, стр 74-76].
4.2.Питание
По данным ВЦИОМ с помощью еды избавляются от стресса — 16% россиян.
Действительно, как часто в такие моменты ноги сами бегут к холодильнику, и противостоять этому искушению мы порой не в силах. Стресс способствует выработке в организме большого количества гормонов — адреналина и кортизола. На «производство» этих гормонов затрачивается значительное количество запасов витаминов С, В, цинка, магния и др. минеральных веществ. Согласно закону сохранения вещества. Эти необходимые элементы экстренно «конфискуются» со своих рабочих мест в организме, где, в свою очередь, образуется их нехватка. Недостаток витамина В тормозит выработку энергии и умственную деятельность.
Дефицит магния приводит к головным болям и гипертонии. Человек старается пополнить эту нехватку.
Так же при стрессе организм нуждается в адаптогенах — веществах , которые повышают способности адаптивных систем. К ним относятся средства растительного происхождения — сегодня многие травяные чаи делают из растений, содержащих адаптогены — это женьшень, лимонник, солодка, эхинацея, зеленый чай и многие др. Их употребление также признано особенно эффективным при нервном истощении возникающем в результате напряженной умственной деятельности.
Как уже упоминалось, обычно при стрессе человек начинает в больших количествах поглощать разнообразную пищу , поскольку на какое-то время это действительно помогает.
Хотя, конечно же, последствиями такого поведения часто вызывает еще больший стресс. Но, наверное, не зря у наших предков, причем почти во всех религиозных концессиях (христианство, иудизм, ислам) существовали разгрузочные периоды или посты. Например, христианский пост, естественным образом готовил человека к смене времени года. Великий, Петровский, Успенский, Рождественский — постные дни.
4.3.Смехотерапия.
Этот метод используют, сознательно или нет, на протяжении всей истории человечества: анекдоты, смешные истории ...
Полезно использовать даже наедине с собой. Здоровый смех помогает расслабить мышцы лица, шеи, груди, спины и живота. То есть практически все группы мышц. Сокращение диафрагмы, характерно для смеха (это естественный массаж внутренних органов).
Расслабьтесь, восстановите полное, глубокое дыхание.
Вспомните что-нибудь смешное и посмейтесь.
Высмеивайте из себя негативные эмоции. Это процесс, аналогичный дыханию — через мышцы.
4.4. Сон.
День был долог и зноен...
Ночь идет и поет
Колыбельную песню
И к покою зовет.
Грустен взор ее темный
Одинок ее путь...
Спи — усни мое сердце!
Отдохни ... Позабудь.
И.Бунин
«Наша жизнь — лишь сон» - утверждали мудрецы. Ну и не всю жизнь, то по крайней мере, треть ее человек проводит во сне. Сон — это жизненно необходимая потребность организма не менее важная, чем пища .если человек может обходиться без пищи более двух месяцев, то без сна он не проживет и двух недель. Недаром — одна из самых жестоких пыток долговременное лишение сна приводит к психической дезориентации и психозам. О благотворном воздействии сна знали еще древние египтяне. В те времена человека, страдающего, каким -либо заболеванием часто оставляли в храме, где он впадал необычайно глубоким сном. Считалось, что жрецы, находящиеся в храме, управляют процессами сновидения таким образом, чтобы природные силы, проникая в тело, гармонизировали упорядочивали его, избавляя от болезни.
До начала 20 века наш сон определялся естественными природными ритмами-то есть продолжительностью светового дня .Поскольку электричества не было, большинство людей ложились спать с закатом солнца, а просыпались незадолго до рассвета. Продолжительность сна естественно менялась в зависимости от времени года и составляла от 7 до 12 часов.
С наступлением индустриальной революции ,которая принесла в мир электричество-все изменилось .В индустриальном обществе жизнь незаметно была организована так ,чтобы соответствовать требованиям промышленности .Так что с этого периода сон человека стал соответствовать не естественным природным ритмам, а навязанному ритму города.
Стресс в первую очередь нарушает нормальный режим сна человека .Человеку требуется больше времени, чтобы заснуть ,он чаще просыпается ночью или задолго перед рассветом .Вполне оправданное беспокойство по поводу плохого сна только усугубляет ситуацию ,сон становится еще хуже ,что в свою очередь истощает организм еще больше и так далее .Однако- не все реагируют на стресс бессонницей ,некоторые ,наоборот ,чувствуют сильную сонливость и с большим трудом встают по утрам.
Если мы просыпаемся ночью, то обычно долго ворочаемся, сильно беспокоясь по поводу того, что не можем заснуть. А зря. Дело в том , что сон любого человека включает четыре фазы, продолжительность которых составляет 120 минут . Так что если ты проснулся и не можешь заснуть — не волнуйся — до следующего двухчасового периода.
До сна у тебя масса времени — можно, например, почитать. Наступление долгожданного двухчасового периода сна ознаменуется дремотой, при этом лучше не терять времени, и, ложась в постель сосредоточиться не на желании заснуть, а просто расслабиться - тогда весьма скоро ты окажешься в объятиях Морфея. Взрослому человеку обычно достаточно 7-8 часов сна. Но и здесь все сугубо индивидуально. Кому-то необходимо 11 часов, чтобы чувствовать себя бодрым и уверенным, а кому-то, как Наполеону, достаточно 4.
Недостаток сна чреват серьезными нарушениями нервной системы. Сон восстанавливает не только физическую активность человека (сердце же работает день и ночь), сколько психологическое равновесие. Во время сна наш организм производит гормоны, отвечающие за рост и восстановление функций организма.
А самое главное — не оказаться в прочном кругу- когда стресс провоцирует бессоницу, а бессоница еще больше усиливает стресс.
Бессоницей страдает достаточно большой процент людей — например , около 20 миллионов человек в США, 12 миллионов жителей Германии, 9 миллионов человек во Франции. По России официальной статистики нет, но по предварительным данным — более 10 миллионов россиян хорошо знакомо с бессонницей [10 стр. 62-67].
4.5. Природа.
По статистике подавляющая часть посетителей природы жители городов. В основном — крупных. К городу привыкаешь, он затягивает , он заставляет забыть обо всем на свете. Мы зачастую настолько свыкаемся с его ритмом, что забываем о самом простом и приятном средстве. Человечество возникло и на протяжении многих тысячелетий существовало в лоне природы. Привычка к городской жизни возникла лишь в последнее время и еще не успела генетически закрепиться. И оказываясь на природе, мы испытываем удивительное чувство покоя, созвучности с окружающим миром, со своим Я. Недаром во время отпусков мы стараемся при малейшей возможности уехать из своих «каменных джунглей», хотя бы на короткое время очутиться там, где взгляд наслаждается простором, а не спотыкается о бесчисленные бетонные коробки; где воздух пропитан щебетом птиц, а не привычным урчанием моторов; там, где может 5отдохнуть наша душа.
И часто даже короткий отпуск на природе может вернуть силы и дать энергию на целый год. Все мы очень разные - кто-то обожает море, кто-то лес, кто-то горы, а кому-то больше по вкусу ландшафт равнин. Хотя возможен другой вариант - принести немного природы к себе в дом.
Комнатные растения. Речь здесь идет о комнатных цветах по одной простой причине - в основном наша жизнь проходит в квартирах и офисах, и большую часть года у нас нет возможности видеть лесные или садовые растения, а проблемы усталой психики, к сожалению, всесезонны. Недаром, жители Копенгагена снимают стресс, зачастую проводя целые часы в оранжереях с экзотическими цветами. А мы почему-то часто забываем об этом простом способе, хотя даже на космических кораблях обязательно существуют специальные мини оранжереи.
На сегодняшний день в магазинах громадный выбор комнатных растений. Все мы очень разные и у каждого из нас есть свой цветок. Для кого-то этим цветком может оказаться обыкновенная традесканция или герань, кто-то получит удовольствие от созерцания чего-то по настоящему экзотического. Главным критерием при выборе является ощущение «отдачи» при контакте с цветком. Именно в контакте, ведь растения способны многое чувствовать и понимать. Можно превратить покупку растения в настоящий праздник- включая приобретение красивого горшка для нового жильца.
Теперь ты берешь на себя обязательства по уходу за этим живым существом. Пусть менее хлопотные чем в случае появления в доме кошки или щенка, но не менее ответственные. Ведь растение способно говорить о своих потребностях только своим внешним видом - оно не станет скрестись, как хомяк в клетке или тереться о твои ноги, заглядывая в твои глаза требуя ежедневной порции твоего внимания. И если вы подружитесь, ты
будешь сполна удовлетворена здоровым и красивым внешним видом цветка.
Домашние животные. Те, кто уже содержит в доме четвероногого любимца, знают насколько сильно они могут изменить жизнь, внеся в нее радость. Конечно же — основными обитателями наших квартир (исключая тараканов) являются собаки и кошки. Причем, по мнению психологов любовь человека к кошке или собаке жестко связана с его внутренним психотипом. То есть у каждого из нас внутри, по сути, живет своя кошка или собака. Символ собаки — это преданность до гробовой доски, кошки свобода и независимость. Так что, выбирая животное, мы просто проецируем свои внутренние установки во вне, и стоит ли удивляться тому, что домашние животные так часто похожи на своих хозяев.
Поскольку я рассматриваю способы преодоления стресса, то особое внимание мне хотелось уделить обыкновенным домашним кошкам. В древнем Египте существовала богиня Луны, плодородия и деторождения, по имени Элурус, и голова у этой богини была кошачьей. Кошка для египтян была неприкосновенна, ей поклонялись, почитая за священное животное. В Древнем Риме кошка символ свободы и независимости, она изображалась рядом с богиней свободы Либертас. Потом наступил черный период в жизни этих гибких и грациозных животных — кошек сжигали на кострах, видя в них ночной прообраз ведьм. И очень даже напрасно — вскоре человек был наказан за свою жестокость — миллионы жизней унесла чума, которую переносили полчища крыс и мышей. Их безмерному размножению способствовало отсутствие их главного врага обыкновенной серой Мурки.
Сегодня времена изменились. В Японии у ворот дома стоят фигуры кошек — символ уюта и домашнего очага, в России по традиции первой в новый дом должна войти кошка. Кошки - очень чувствительные животные, они тонко чувствуют хорошие и плохие места в квартире, и часто предсказывают приближение опасности. Недаром в городах и деревнях, расположенных на склонах Везувия на восточном берегу Неаполитанского залива нет семьи, где не жили бы кошки.Удивительные способности кошек не раз проверялись в ходе различных исследований . Было доказано, что кошки действительно оказывали серьезную помощь людям страдающим психическими заболеваниями, сердечными расстройствами, повреждениями мозга, и даже способствовали полному исцелению алкоголиков и наркоманов. Они помогают гипертоникам и людям, перенесшим инфаркт, нормализуя давление и пульс.
Исследования, проводящиеся в психиатрических заведениях показывали, что забота о кошке восстанавливала у пациентов уверенность в себе, снижала физическое возбуждение до уровня, который достигается наделенными упражнениями по релаксации, наконец, уникальный характер кошек, ее независимость, оказались очень важным фактором лечения.
Собаки как более эмоционально зависимые от человека существа, восприимчивы к человеческим чувствам , не могут быть такими же целителями, быстро перенимая душевную возбудимость человека. Кошку и ее хозяина связывают совсем другие узы - «свободного выбора и договора» и это куда важнее для душевного равновесия.
В отличие от людей они никогда не обманывают и не льстят, передавая свою преданность немыми сигналами — трутся о ноги, выгибают спину. Именно «кошачьи» глазки и объясняют врачебные таланты кошек. Оказалось, великолепные единственные в своем роде специалисты по реагированию на прикосновения. У человека возникает естественное желание ее погладить, и когда мы погружаем руки в густую шерсть, нам становится легче.
Путем такого энергообмена человек обретает долгожданный покой. Кстати, сам метод лечения кошками получил у специалистов необычно длинное название «любимые животные исцеляют». Причем, коты, по мнению ученых снимают стресс эффективнее, нежели кошки.
Существует еще один способ снижения уровня стресса. Если у тебя нет возможности выехать за город, собрать дрова и разжечь костер, то можно перенести огонь домой. Нет, это не призыв разводить в квартирах костры. Да, к сожалению нам далеко до благ западной цивилизации с их каминами в городских квартирах, но, тем не менее, каждый из нас может зажечь дома маленький огонь — обыкновенную свечу. Хозяйственная или ароматическая, в красивом подсвечнике — не это главное. Все свечи горят абсолютно идинаково, независимо от внешнего вида и цены. Созерцая пламя, мы вольно или невольно соприкасаемся с чувством, запрятанным где-то там, в темных глубинах подсознания, с которым древний человек глядел на огонь, разложенный в пещере. И огонь был для него Богом, он давал тепло, защиту, пищу, и самое главное — ЖИЗНЬ. Созерцая пламя и хотя бы на время забывая повседневность, мы частично возвращаемся в те времена, когда человек был един с природой, а до открытия понятия «стресс» должны были пройти еще тысячи и тысячи лет [10 стр. 78-82].
4.6. Аромотерапия.
Самые первые методы аромотерапии были разработаны древними египтянами. Изначально ароматы использовались в религиозных целях — широко было распространено окуривание благовониями храмов, дворцов и даже домов бедных жителей страны. Затем египетские целители обратили внимание на благотворительное воздействие аромотерапии на здоровье человека, недаром египтяне называли нос «центром черепа». В эпоху Греко-романского декаданса секреты аромотерапии были утрачены, но спустя сотни лет вновь открыты арабами. В Европу, как благовония, так и секреты их изготовления были привезены рыцарями из крестовых походов.
Ароматические масла через кожу проникают в кровь и далее расходятся по всему телу, а через мембраны и основания носа — в мозг . Влияют на настроение и достигают отделов мозга, отвечающих за эмоции..Существует много способов применения эфирных масел : можно их вдыхать из флакона, разбрызгивать в комнате, использовать для массажа, но наиболее распространенным и эффективным является аромолампа. Аромолампа представляет собой небольшой (чаще форфоровый или керамический) сосуд, в нижней части которого находится горячая свеча, а в верхней — немного воды, в котрую добавлено несколько капель масла. От нагревания запах масла достаточно быстро распространяется по всей комнате и сохраняется в ней, пока не выкипит вода. Существует огромное количество масел или смесей, которые можно применять для снятия стресса. Ниже перечисленных лишь основные: анис, апельсин, базилик, бергамот, душица, ель, жасмин, кедр, кориандр, лаванда, лимон, мандарин, мелиса, мята перечная, роза, розмарин. Аромотерапевты не рекомендуют использовоать одно и тоже масло или смесь масел слишком долго— они могут потерять свою эффективность.
Также особо хочется отметитть благотворное и успокаивающее влияние на психику ванн, эффект которых можно усилить, если растворить в воде несколькоо капель масла. Еще Фома Аквинский рекомендовал при хандре (наряду со сном) созерцать страсти Господни (то есть обращать взор вооне, от себя, на большие страдания и принимать ванны.

4.7. Звукотерапия.
Использование звука в лечебных целях — столь же естественно, как пение колыбельной плачущему ребенку. Это наблюдение получило свое развитие в создании комплексной системы лечения, известной как эвукотерапия, Двумя основными ее элементами являются родственные методы - музыкотерапия и звукотерапия. Оба подхода нацелены на укрепление физического и психического здоровья человека, В музыкотерапии пациент слушает или сам исполняет музыку — что-нибудь от Моцарта до барабанного ритма, с целью воздействовать на свои специфические проблемы или болезни. В ходе лечения звуком врач направляет немузыкальный звук непосредственно на какую-то часть тела пациента. Эта техника основана на убеждении, что тело человека обладает своей собственной, иногда заблокированной системой вибрации, которую можно разблокировать и привести в равновесие с помощью внешних звуковых волн.
Музыкотерапия столь же эклектична, как сама музыка, и потому используются как классические, так и популярные ее формы , а также старая народная музыка и даже простое постукивание. Среди тех, кому этот метод приносит очевидную пользу, - люди, страдающие хроническими болями, больные аутизмом дети и взрослые с болезнью Альцгеймера, а также пациенты, готовящиеся к хирургической операции. В зависимости от болезни врачи могут попросить пациента или послушать музыку, или сыграть ее, или подвигаться в ее ритме, или же отреагировать на вызываемые ею воспоминания. Музыкотерапевты и звукоцелители одинаково ищут способы улучшить здоровье пациента и свести к минимуму дисфункции в его организме, исправив эмоциональные и психологические расстройства, и повысить творческую, энергетическую и мозговую функции организма. Музыкотерапия оказалась полезной для лечения головной боли, улучшения походки у пациентов, перенесших инсульт, в укреплении памяти у страдающих болезнью Альцгеймера, стимуляции способности к обучению у детей, страдающих аутизмом или задержкой в развитии, и снятия тревоги и боли во время операции и родов. Лечение звуком показано при хронических болях и стрессе, и особенно полезно для улучшения физического функционирования организма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя, итог своей работе я могу сказать следующее:
Сегодня жизнь требует от человека мобилизации всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы он мог адаптироваться в новых условиях и не просто выжил, а победил прежде всего- себя, а затем — обстоятельства. Стресс — это неизбежность, о которой мы должны знать, и всегда помнить. Нельзя допускать победы стресса над собой.
Стресс это не только состояние повышенной нервной возбудимости в ответ на различные внешние раздражители, но и особая форма приспособления человека к окружающим условиям. Стресс присутствует в жизни каждого человека. Стрессовые ситуации возникают ежеминутно: дома, на работе, в школе, на улице. Существующие признаки стресса оказывают влияние как на психическое, так и на физиологическое здоровье человека.
Устранение причины вызывающей стресс это оптимальный способ уменьшить его воздействие, И самое главное — быть уверенным в благотворности оказываемого действия. В работе предполагаются несколько способов преодоления стресса. Какой выбрать? Зависит от самого человека, ведь все мы разные ,не каждый способен успокоить себя словами, выплеснуть эмоции, или так вот вдруг рассмеяться от души над своими бедами. Ищи свой способ!
Несколько советов. Помните, что наша жизнь подчинена закону маятника: все в ней ритмично — день-ночь, сон-бодрствование, спад- подъем. Не зря в народе говорят: - «Жизнь полосатая», главное надо научиться принимать спады, временные неурядицы, как норму жизни, помнить, что на смену темной полосы придет светлая, все преобразуется.
Улыбайтесь! Пусть даже плохо на душе, а вы все равно улыбайтесь. Научитесь с юмором смотреть на свои неприятности. «Юмор — соль жизни, - говорит К.Чапек Кто лучше просолен, дольше выдержит».
Если сложилась критическая жизненная ситуация, ее нужно пережить с наименьшими потерями для здоровья.
Очень эффективен способ от стресс - «выведение» стресса по мышечным каналам _ спорт, физическая нагрузка, больше ходить пешком. Не допускайте победы стресса над собой. Терпеливо, с желанием готовьте себя к сложным жизненным ситуациям, которые практически всегда встречаются нам и на работе, и в учебе, и в личной жизни.
Таким образом, понимание природы стресса должно подтолкнуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вообще — неверная стратегия поведения. И дело не только в том, что это практически невозможно «закалять» организм полезно не только физически, но и эмоционально, раз уж наши эмоции выступают в роли спусковых механизмов стрессовых реакций. Итак, практические выводы, которые можно извлечь из всего вышесказанного о стрессах, таковы:
не убегайте от стресса, прислуивайтесь к мнению Г.Селье, считавшего, что стресс — это аромат и вкус жизни;
главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс;
признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что
их надо искать или специально создавать, об этом позаботиться сама жизнь;
помогать своему организму справляться со стрессовыми ситуациями нужно с «умом» с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной
активности, который в принципе поддается нейтрализации;
стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить чем потом заниматься лечением их последствий.
Профилактика стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих они вполне очевидны.

ЛИТЕРАТУРА.
1. Васильева А.А., Любинская С.М. «Резервы здоровья»- издание 1-е стереотипное — М.:Медицина 1984 320 с.Ил. - (научн-попул.Мед. Литература.
2. Воложин А.И. Субботин Ю.К., Чикин С.Я.. «Путь к здоровью»- З нание, 1990-160с. -(наро. Ун-т. Естественнонаучный фак.).
3. Василюк Ф.Е. «Психологические переживания»-М.: Медицина,1992 г.
4. Грегор О. «Как противостоять стрессу»
5. Кон И.С. «Социология личности» М.: 1969 г.
6. Мишин Г.И. «Три причины стресса. Неврозы, половые растройства, алкоголизм» - 2-е изд.-Л.:Лениздат, с. 160-199.
7. Новиков Ю.В. «Азбука здоровья» - Тула: 1991-208с.
8. Тарнавский ЮБ. «Срыва можно избежать (неврозы, лечение и профилактика»-М.: Медицина, 1990, 144с.
9. Шарай В.Б. «Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса»-М.: Медицина, 1979 г.
10. Бойко А. «Не ждите первого звонка». М.: 1998 г