Музыкально-дидактические игры для дошкольников(5-6 лет)


Муниципальное автономное учреждении дополнительного образования
центр эстетического воспитания детей «ТЮЗ»
Открытое занятие для родителей
на тему:
«Музыкально-дидактические игры для дошкольников»
Подготовила:
Ковалева Юлия Николаевна,
педагог дополнительного
образования
Тбилисская, 2015
Открытое занятие для родителей вокальной студии «Почемучки»
на тему:
«Музыкально-дидактические игры для дошкольников»
Цель:
-ознакомить родителей с различными видами деятельности детей на музыкальных занятиях в вокальной студии «Почемучки»
Задачи:
- пробудить интерес к изучению музыкальной грамоты;
- развить музыкальный слух;
- развить чувство ритма;
- развить вокально-хоровые навыки;
- развить тембровый слух;
- развить творческие способности детей, средствами музыки.
Ход занятия
Педагог: Вот и пришла пора начинать наше музыкальное занятие. Давайте мы с вами музыкально поздороваемся?
Педагог(поет): «Здравствуйте ребята!»
Дети отвечают(поют): «Добрый день!»
П: Все ребята встали в круг. Взяли друг друга за руки. Мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по осеннему музыкальному лесу.
Фоном звучит музыка П. И.Чайковского из цикла «Времена года» - «Осенняя песнь».
Исходное положение: дети стоят в кругу, руки на поясе. Вокальное занятие начинается с разминки, с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где скопление слизи во время насморка и выполнения дыхательных упражнений лечебной гимнастики педагога – вокалиста А. Н. Стрельникой.
Дыхательная гимнастика.
Упражнение “Ладошки” (разминочное )Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.
Упражнение “Насос”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Упражнение “Кошка”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо. То влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое.
Артикуляционная гимнастика.
1.Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторить 4 раза. (Далее каждое задание исполняется 4 раза).
2. Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, кА бы жуя его. Сделайте языком круговые движения между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.
3. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука.
4. Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
5. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.
6. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.
7. Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.
8. Губы соберите в «трубочку», вытяните вперед и сделайте поцелуйчик.
9.«Прокалывайте» щечки язычком до болевых ощущений, постепенно ускоряя темп.
10. Растягивайте рот вертикально и горизонтально, чередуя движения.
11. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-назад.
12. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.
13. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль
Интонационно-фонетические упражнения по многоуровневой обучающей программе В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»
Упражнение 1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз, верхняя и нижняя губа оттопырены так, чтобы были видны десны, при этом углы рта не должны напрягаться, но только натягиваться, рот должен иметь форму прямоугольника. Это положение рта обозначается условно буквой (А). В таком положении производится бесшумный вдох ртом (в перспективе - одновременно ртом и носом). Само упражнение состоит в сильном активном произношении согласных звуков в следующей последовательности: «Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж». Каждый звук произносится 4 раза.
Упражнение 2. «Страшная сказка». Исходное положение: рот открыт движением челюсти вперед – вниз, губы расслаблены, пальцами рук проверьте мягкость губной комиссуры, проткнув щеки, не давая рту закрываться. В таком положении произнесите гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение лица – испуганное.
Последовательность гласных: «У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ». Произносить гласные нужно без видимых движений губ и челюсти.
Упражнение 3. «Вопросы-ответы». Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного – в грудной с характерным «переломом» голоса, который условимся называть «регистровым порогом». Условно этот момент обозначается буквой «П».
Упражнение 4. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, рот слегка приоткрыт, язык мягкий, плоский, расслабленный – лежит на нижней губе. Расслабленное выражение лица связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности, а представляющего собою шумовой, низкий шуршащий – трещащий – скрипящий – рокочущий звук (в немецкой терминологии – «штро – бас»). Условное обозначение – три косых крестика, стоящих друг за другом.
Упражнение 5. Упражнение не требует какого-либо специального исходного положения. Кроме появления в контексте упражнений сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издаванием звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые вытянутые трубочкой губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только грудным регистром. Основная цель двух приемов – активизация фонационного выдоха, т. е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.
Голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Упражнение 1. Ощутите на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным.
Упражнение 2. «Волна». Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» со все возрастающей силой тона, увеличением объема ротоглоточной полости. На штро-басе – язык на нижней губе. Упражнение можно сопровождать движением рук, изображающих все большую высоту вздымающейся волны.
Упражнение 3. «От шепота до крика».
Упражнение 4. «Крик – вой». Исходное положение: сильно открытый рот. После бесшумного вдоха надо перевести крик «А» восходящей интонацией через регистровый порог на гласную «У» с широким открытым ртом (почти «О»). Звук на «У» должен иметь характер громкого воя.
Упражнение 5. Упражнение представляет собою соединение в одном движении упражнение «Волна» и «Крик – вой». После «воя» на гласной «У» интонация резко идет на штро-бас и гласный «А» с расслабленным языком на нижней губе.
Упражнение 6. «Крик – вой – визг». При переходе с «воя на визг» возможно срабатывание еще одного регистрового порога, переводящего гортань из фальцетного в свистковый регистр.
Упражнение 7. «Кот-воркот» (штро-бас)
Котик запрыгнул ко мне на колени
Громко урчит, развалился в лени.
Я осторожно чешу за ушком,
Ласково глажу урчащее брюшко.
Упражнение 8.«Динозаврик»( рисуем голосом)
Фонопедические упражнения 1-2 уровня ( ф-но)
Логоритмическая игра «Солнышко»
Поем песню, «ходим» по клавишам на полу (по гамме)
Утром солнышко встает, тихо по небу плывет.(руки постепенно поднимаются вверх)
За день солнце устает, вниз за горы спать идет!(руки постепенно опускаются вниз)
Музыкальная игра «Волшебные гномики»
В гости к нам приходят гномики Поскакушки, Потоптушки, Побегушки. Звучат на ф-но различные музыкальные отрывки, изображающие звуковысотность и различный характер. Дети угадывают и прячутся в специальные домики, когда музыка останавливается.
Музыкально-дидактическая игра «Волшебные нотные коврики»
Каждому ребенку раздают нотный коврик, изображающий нотоносец и скрипичный ключ. Раздаются пуговицы двух цветов: Белые - это длинные звуки, черные - короткие звуки. Звучат короткие мотивы. Дети выкладывают на нотоносце движение мелодии и ритмический рисунок.
Музыкально – дидактическая игра «Угадайка»
Играют дети с родителями. Педагог раздает карточки с изображением героев из советских мультфильмов. Дети с родителями объединяются в команды, придумывают свои позывные «кнопочки». Звучат отрывки песен из мультфильмов, дети должны отгадать, «прозвонить» и поднять карточку с героями, исполняющими эту песню. Побеждает та команда, кто больше всех правильно отгадал музыкальных фрагментов.

Мастер – класс на тему: «Сказочный осенний лес», подготовленный педагогом О. А. Андреевой.
Проводится мастер-класс Выполнение аппликации детьми совместно с родителями. Фоном звучит музыка П. И.Чайковского из цикла «Времена года» - «Осенняя песнь».