Програма по внеурочной деятельноси для 5 классов по ФГОС Мастерица


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
г. Багратионовска
Рабочая программа факультатива по технологии для 5 класса
«Мастерица»
Составлено:
Федулова Н. А.
учитель технологии
1.Пояснительная записка.
Программа «Мастерица» для 5 классов создана в соответствии с требованиями ФГОС. Программа составлена на основе рабочей программы по технологии « Технология ведения дома», базовый уровень -5 класс.
Программа направлена на углубленное изучение основных разделов предмета технология- кулинарии, швейного дела, декоративно-прикладного творчества. Она предусматривает самостоятельный выбор и выполнение творческих проектов по каждому разделу.
Данная программа разработана в соответствии с анализом современной общественно-экономической ситуации.
Ведущая идея программы - познакомить учащихся среднего звена с широким спектром знаний по рукоделию в различных техниках и традициях.
Занятия по курсу «Мастерица», проводятся на базе кабинета по обработке ткани и пищевых продуктов. По санитарным нормам площадь рабочих помещений соответствует нормам.
Большое внимание при работе в мастерских обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудованы соответствующими приспособлениями и оснащены наглядной информацией.
В процессе занятий обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере патриотизма, созидательного труда и материального производства;
Изучение курса «Мастерица» призвано обеспечить:
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, воспитание в духе народных традиций.
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей, понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; обогащения жизненного опыта учащихся средствами народного искусства.
2. Актуальность программы.
Данная программа способствует трудовому, эстетическому и нравственному воспитанию учащихся. Обучение искусству вышивки, шитья развивает усидчивость, аккуратность. Занятие рукоделием развивает мелкую моторику рук и мыслительную деятельность. Программа предназначена для учащихся 5 классов, рассчитана на 1 год обучения; 1 час в неделю (35 часов в год).
Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим направлениям:
технологическая культура производства;
распространенные технологии современного производства;
основы черчения, графики, дизайна
знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
методы технической, творческой, проектной деятельности;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения учащиеся:
познакомятся:
• с предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкции
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;
• культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения
• с видами декоративно-прикладного творчества
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технологической документации, выбора, моделирования, конструирования, выполнения работ декоративно-прикладного характера, проектирования объекта труда и технологии;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места.
Цель программы:
формирование представлений о технологической культуре производства, практических навыков в сфере декоративно-прикладного искусства
развитие творческих способностей и культуры труда
становление технических и технологических знаний и умений
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Задачи программы:
сформировать у учащихся необходимые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;
овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета:
Личностными результатами освоения программы «Мастерица» являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
развитие трудолюбия и ответственности
овладение нормами и правилами научной организации труда;
самооценка своих способностей в различных сферах
становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности;
освоения учащимися программы «Мастерица» являются:
Метапредметными результатами
– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
– поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
–  моделирование технических и технологических процессов объектов;
–  отражение в устной форме результатов своей деятельности при защите творческих проектов;
– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей;
– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения программы «Мастерица» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов ;владение методами решения технических и технологических задач;
владение способами научной организации труда;
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии;
проектирование последовательности операций и составление технологической карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда ;соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
подбор и применение инструментов и оборудования ;выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности
осознание ответственности за качество результатов труда;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование технического изделия;
моделирование художественного оформления объекта труда;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
опрятное содержание рабочей одежды.
5. В коммуникативной сфере:
выбор знаковых средств для оформления информации ;публичная презентация и защита творческого проекта, выполненного изделия;
В психофизической сфере:
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
4.Тематическое планирование и содержание деятельности.
№п/п Раздел (тема) К-вочасов Основные виды учебной деятельности
1. Кулинарные работы 6 П: Изучить различные рецепты приготовления блюд. Ознакомиться с особенностями и традициями русской кухни. Находить рецепты в различных источниках. Уметь работать с технологической картой по приготовлению блюд.
Р: Готовить кулинарные изделия по различным рецептам. Овладевать безопасными приемами труда.
Уметь правильно накрыть на стол.
К: Обсуждать наиболее удачные рецепты.
Л: Выполнять самоконтроль.
2. Швейное изделие 7 П: раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя; смётывание; стачивание. Изготовлять образцы машинных работ: настрачивание зигзагообразными стежками; стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную
Р: Обрабатывать изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Овладевать безопасными приёмами труда.
К: Развивать внимание, усидчивость.
Л: Выполнять самоконтроль.
3. Аппликация 9 П: Изучать различные виды техники аппликации. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания аппликаций. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Находить и представлять информацию об истории аппликации. Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад.
Р: Учиться обнаруживать учебную проблему. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Овладевать безопасными приёмами труда.
К: Развивать внимание, усидчивость.
Л: Выполнять самоконтроль.
4. Декоративно прикладное творчество 7 П: Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Находить и представлять информацию о народных промыслах, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину. Выполнять эскизы орнаментов для одежды. Создавать предметы орнамента. Изучать технику стежки. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания изделия.
К: Обсуждать наиболее удачные работы.
Р: Соотносить результат своей деятельности с поставленной целью. Учиться вырабатывать критерии оценки.
Л: Выполнять самоконтроль.
5.
Исследовательская и проектная деятельность
6 П: Знакомиться с примерами творческих проектов. Изучать этапы выполнения проекта. Перерабатывать информацию для выполнения проекта.
Р: Определять цель и задачи проектной деятельности. Выполнять проект по различным темам. Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.
К: Оформлять свою позицию, доносить ее до других. Защищать творческий проект.
Л: Объяснять смысл своих оценок, мотивов и целей.
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия Тема занятия Количество
часов Сроки изучения Примечание
по плану фактически по плану фактически 1. Кулинария 6 1.1 Правила безопасной работы. 1 1.2 Выбор рецептов блюд. 1 1.3 История кулинарии. 1 1.4 Способы сервировки стола к завтраку. 1 1.5 Приготовление мучного изделия. 1 1.6 Приготовление блюда из овощей. 1 2 Изготовление швейного изделия 7 2.1 Виды швейных изделий. Материалы и инструменты для работы. Техника безопасности.
Поиск нужной модели изделия. 1 2.2 Подбор выкроек и деталей для выполнения раскроя изделия.
Перевод выкроек на ткань. 1 2.3 Технология раскроя.
Раскрой изделия. 1 2.4 Виды соединения деталей.
1 2.5 Сборка деталей изделия. 1 2.6 Оформление изделия.
Окончательная обработка изделия. Проведение ВТО. 1 2.7 Оценка готового изделия. 1 3 Аппликация 9 3.1 Виды аппликаций. Техника безопасности.
Выполнение аппликации обмёточным швом. 1 3.2 Выполнение аппликации петельным швом. 1 3.3 Выполнение объёмной аппликации. 1 3.4 Подготовка швейной машины к работе.
Работа на швейной машине. 1 3.5 Виды машинных строчек.
Работа на швейной машине. 1 3.6 Закрепление деталей.
Выполнение машинной аппликации. 1 3.7 Отделка тесьмой.
Настрачивание. 1 3.8 Влажно-тепловая обработка выполненного изделия. 1 3.9 Оценка выполненной работы 1 4 Декоративно-прикладное творчество Лоскутная техника 7 4.1 Знакомство с техникой пэчворк.
Выполнение изделия. 1 4.2 Знакомство с техникой квилт.
Выполнение изделия. 1 4.3 Аппликация из ткани. 1 4.4 Перевод рисунка на ткань. Раскрой. 1 4.5 Оформление изделия.
Влажно-тепловая обработка. 1 4.6 Оценка готового изделия.
Обсуждение работ. 1 4.7 Экскурсия в художественный музей 1 5. Проектная деятельность 6 5.1 Выбор темы проекта. 1 5.2 Подбор материалов и инструментов. 1 5.3 Технологический этап проекта. 1 5.4 Аналитический этап проекта. 1 5.5 Подготовка к защите. 1 5.6 Защита проекта. 1 Итого: 35 часов
6.Учебно-методическое пособие
В учебно - методический комплект для курса «Мастерица» входит литература по разделам, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, специальное оборудование для практических работ по кулинарии и швейному делу.
7. Список литератур:
1.Синица Н.В. «Технология». Технологии ведения дома. Москва 2013г.
2.Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Ярославль 1997г.
3.Максимова М.В. «Лоскутки». Москва 1998г.
4.Максимова М.В. «Девичьи хлопоты». Москва 2000г.
5.Грушина Л.В. «Мастерилка». Москва 1999г
6.Костикова И.Ю. «Школа лоскутной техники» .Москва 1997г.
7. Сорокина М. «Найди свой стиль» .Москва 2002г.
8.Силаева К. «Сервировка и застольный этикет» Москва 2004г.
9. Воробьева Т.М. « Лучшие кулинарные рецепты» Москва 2004г.