Рабочая программа кружка Мастерица


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Рассмотрена на заседании Утверждаю:
педагогического совета и директор МБОУ СОШ № 3
рекомендована к утверждению ________ Ковалева Э. А.
Протокол № Приказ №
от « » августа 2016 г. от « » августа 2016 г.
Образовательная программа кружка
по декоративно - прикладному творчеству
«Мастерица»
для 7-8 классов
Рассмотрена: Согласовано:
рук. МО учителей начальных заместитель директора по ВР
классов по внеурочной деятельности
_________ Е.А. Иванова _________ О.Н. Кощеева
Протокол №
от « » августа 2016 г. « » _____________ 2016 г.
Автор составитель: Бехметьева Ю. В.
г. Красный Сулин
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерица» является общекультурной разноуровневой модифицированной программой художественно-эстетической направленности по обучению детей в возрасте от 9 до 14 лет основам декоративно - прикладного творчества. Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам».
Стремительный ритм нашей жизни изменил быт человека, но не изменил желания заниматься прикладным искусством, а так же не изменил отношения к рукоделию как к одному из видов творчества, и как к приятному досугу. Во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом.
Направленность данной образовательной программы – художественно-эстетическая.
История развития прикладного искусства — это история талантливого русского народа и своеобразия окружающей среды. Меняемся мы, меняется природа, но красота, сделанных народными умельцами вещей, остается неизменной. Художественный вкус в сочетании с максимальными удобствами, многофункциональностью вещи — все это характерно для русских мастеров.
Данная образовательная программа представляет детям возможность обучаться по следующим видам декоративно-прикладного творчества:
работа с нитками;
вышивание;
работа с тканью;
мягкая игрушка;
цветы из ткани;
декоративное панно из тканей;
композиции из бисера;
работа с различными материалами отходами.
Отбор направлений деятельности в данной индивидуальной программе сделан с учетом:
современных социально-экономических условий и трудностей финансирования дополнительного образования;
доступности и возможности обеспечить материалом для работы детские объединения своими силами;
практической значимости выполненных изделий, полученных знаний, умений и навыков для будущей самостоятельной жизни;
широкого возрастного диапазона детей (9-14 лет);
возможности формирования у школьников специальных знаний и умений.
Новизна программы состоит в следующем:
дает возможность знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества в определенной степени;
предлагает вариативный учебный план;
позволяет максимально разнообразить инструменты и материалы;
помогает ребенку в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, т. е. самореализоваться и самоопределиться;
обеспечивает у младших школьников подготовку к трудовой деятельности, т. к. ребенок учится работать в коллективе, адаптируется в системе учебных занятий, а также развивается мелкая моторика рук, внимание, усидчивость и терпение;
Цель программы – развить творческую активность, и художественные способности учащихся.
Основные цели программы:
1. помощь детям:
в раскрытии и развитии творческих способностей в процессе овладения разными видами прикладного искусства;
в обретении жизненного опыта, необходимого для социализации, самоопределения;
общее знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства;
развитие важнейших сфер личности (самосознания, эмоционально-волевой, мотивов поведения, побуждения к творчеству и самостоятельности), обеспечение своевременного и полноценного психологического развития младших школьников;
создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребенка.
Задачи программы:
создать в детском объединении благоприятную творческую среду, атмосферу успеха и радости;
научить основным приемам работы с различными материалами и инструментами, помочь овладеть основами культуры труда;
освоить технологию: шитья, вышивки, бисероплетения;
научить проявлять их индивидуальные способности в раннем возрасте, фантазию, наблюдательность и творчество;
воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
развить образное и пространственное мышление, развить моторику рук и глазомер.
Место и роль в учебном плане
Данная программа разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, осуществляемого в МБОУ СОШ № 3, отражённых в программе развития школы.
Срок реализации программы: 1 год. Программа предназначена для детей 7– 8 классов.
Продолжительность занятия: 2 часа. Наполняемость групп соответствует нормативным показателям и нормам СанПиН. Группы укомплектованы учащимися в количестве не более 15 человек.
Программа данного курса рассчитана на 2 часа в неделю (72 часа в год).
Форма организации кружковой деятельности: творческая мастерская.
Формы занятий:
Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, и встреч с приглашенными мастерами и специалистами, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Предполагаемые результаты выполнения программы.
В результате изучения программы учащиеся должны знать:
1. Смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы, раскрой ткани, шитьё, рукоделие.
2. Виды и свойства нитей, тканей.
3. Виды традиционных народных промыслов.
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
1.Выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами: вышивка, лоскутная техника, пошив мягкой игрушки, выполнение украшений из различных материалов, лоскутное декоративное панно и т. д.
2.Выбирать виды тканей, нитей, инструментов и приспособлений для определенных изделий.
3. Строить чертежи с помощью шаблонов.
4. Выполнять раскрой ткани.
5. Определять и исправлять дефекты изделий.
6. Использовать различные виды тканей, а так же кожи.
7.Проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов.
8. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм
Способы проверки:
За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения учебной программы кружка необходимо осуществлять контроль как в конце года, так и после изучения каждого отдельного раздела. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры.
В результате освоения программы дети должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества (художественная вышивка, вязание, макраме, бисероплетение, изонить и др.);
Название и назначение инструментов и приспособлений для ручного труда (ножницы, кисти для клея, кисти для красок, иголки, спицы, вязальный крючок, пяльцы и т. д.), приемы и правила пользования ими;
Названия и назначение материалов (бумага, картон, нитки, ткань, бисер, веревки, природный материал и т. д.), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
Простейшие правила организации рабочего места;
Приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет);
Приемы соединения различных деталей (клей, нитки, проволока, щелевые замки);
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
Правильно организовывать свое рабочее место;
Пользоваться простейшими инструментами ручного труда;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
Определять основные части поделок, выделять общие и индивидуальные признаки предметов, анализировать под руководством педагога различные изделия (определять их назначение, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей и последовательность изготовления);
Узнавать и называть плоские геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) и объемные (конус, цилиндр, пирамида, шар);
Экономно размечать материалы с помощью трафаретов, шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;
Прочно соединять детали между собой, применяя клей, нитки, проволоку;
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;
Применять приобретенные навыки на практике.
Содержание программы
1.Вводное занятие. (2 ч) Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Правила техники безопасности при выполнении работ. Инструменты и материалы необходимые для занятий. Режим работы.
2.Вышивка. Простейшие швы. (8 ч) Виды вышивки. История развития вышивки. Инструменты, материалы и приспособления для вышивки. Подготовка ткани к работе. Увеличение или уменьшения узора. Понятие аппликации и техника её выполнения. Методика крепления фрагментов аппликации к ткани.
3.Лоскутная техника. Декоративные изделия. (10 ч)  Аппликация из тканей. Ткани и цвета, подбор ткани. Материалы и приспособления для работы. Раскрой лоскутков. Способы складывания рисунков и наклеивание на панно.
3.Мягкая игрушка. Простейшие сувенирные игрушки. (12 ч) Материалы, инструменты, фурнитура для пошива мягкой игрушки. Рабочие швы для обработки ткани. Основной прием пошива мягкой игрушки. Изготовление выкройки, раскрой деталей. Мягкие игрушки на основе простых геометрических форм.
Практические занятия: подбор материала; выполнение раскроя деталей игрушки по готовым выкройкам, изготовление игрушек.
5. Украшения из отходных материалов. (6 ч) Подбор различных обрезков тканей, фурнитуры и бисера; изготовление украшений: брошки, воротнички и т. д.
6. Мозаика. (10 ч) Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
7. Игрушки из старых перчаток. (12 ч) Разработка игрушек на основе старых перчаток с декором фурнитуры. Практическая работа: кот, лебедь
8. Бисерное рукоделие. (10 ч) История и современность бисерного искусства. Инструменты и материалы, приспособления. Требования к оборудованию рабочего места. Повторение правил безопасности труда и личной гигиены. Выполнение украшений в данной технике, вышивание бисером.
9. Заключительное занятие. (2 ч) Подведение итогов работы детского объединения за год. Награждение лучших кружковцев. Выставка детских работ. План работы на следующий учебный год.
Тематический план

п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие 2
2
-
2. Вышивка. Простейшие швы 8
1
7
3. Лоскутная техника. Декоративные изделия
10 1
9
4. Мягкая игрушка. Простейшие сувенирные игрушки.  12 1 11
5. Украшения из отходных материалов 6
1
5
6. Мозаика 10
1
9
7. Игрушки из старых перчаток. 12 1
11
8. Бисерное рукоделие. 10 3 7
9. Заключительное занятие
2 2
-
ИТОГО:
72 часа
Методическое обеспечение кружковой программы
Тематические блоки программы построены так, чтобы познакомить детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, включенными в образовательную программу, погрузить детей в богатейший мир народного творчества, дать первые навыки и умения по изготовлению простейших образцов, тем самым, пробудить интерес к дальнейшим занятиям.
Обучение каждому виду народного прикладного творчества начинается с детального знакомства с материалом и инструментами. Так, в течение первого года обучения, учащиеся знакомятся с разными видами декоративного творчества: работа с бумагой и картоном, работа с нитками и веревками, вышивание, работа с тканью, мягкая игрушка. Осваивают технику работы с соблюдением правил безопасности труда и личной гигиены, с такими инструментами, как ножницы, иголка, крючок, учатся пользоваться карандашом, кисточкой, линейкой, клеем, шаблонами и трафаретами.
Каждый вид прикладного творчества от занятия к занятию развивает у детей координацию движения пальцев, кисти, глазомер, моторику рук, пространственное мышление, чувство материала, концентрацию внимания, первые чертежные навыки; знакомит с основными геометрическими фигурами и понятиями; воспитывает аккуратность, бережливость, экономное отношение к материалу, образное мышление, художественный вкус; вызывает положительные эмоции; помогает освоить понятие «форма», «цвет», «композиция», «цветная гамма» и «художественный образ».
Календарно - тематическое планирование
№ п/пТема Количество часов Дата
Контроль
Всего Теория Практика 1-2 Вводное занятие.
2 2 - 2.09 Вводный инструктаж
Вышивка. Простейшие швы
3-4 Изучение швов и их выполнение.
Сметочный шов
2 1
1 9.09 Беседа.
Выполнение швов
5-6 Шов «Назад Иголку»
2 - 2 16.09 Выполнение швов
7-8 Обметочный шов
2 - 2 23.09 Выполнение швов
9-10 Подушечка для иголок 2 - 2 30.09 Беседа.
Моделирование
Лоскутная техника. Декоративные изделия
11-12 Лоскутная техника.
«Радужный калейдоскоп»
2 1
1 7.10
Беседа.
Моделирование
13-14 Лоскутная техника.
«Ваза с цветами» 2 - 2 14.10 Моделирование
15-16 Лоскутная техника.
«Геометрические узоры»
2 - 2 21.10
Моделирование
17-18 Лоскутная техника «Ленивый кот»
2 - 2 28.10 Моделирование
19-20 Лоскутная техника «Собака с костью» 2 - 2 4.11 Моделирование
Мягкая игрушка. Простейшие сувенирные игрушки 
21-22 Мягкая игрушка. «Сердечко»
2 1
1
11.11 Беседа.
Моделирование
23-24 Мягкая игрушка. «Заяц»
2 - 2 18.11 Моделирование
25-26 Мягкая игрушка. «Ангелочек»
2 - 2 25.11 Моделирование
27-28 Мягкая игрушка. «Смайлик»
2 - 2 2.12 Моделирование
29-30 Мягкая игрушка. «Домой Кузя»
2 - 2 9.12 Моделирование
31-32 Мягкая игрушка. «Чехол для телефона» 2 - 2 16.12 Моделирование
Украшения из отходных материалов
33-34 Украшения из отходных материалов. Материал «Фетр». Браслет
2 1
1
23.12
Беседа.
Выполнение украшения
35-36 Украшения из отходных материалов. Брошка
2 - 2 13.01 Выполнение украшения
37-38 Украшения из отходных материалов. Декоративный воротник
2 - 2 20.01 Выполнение украшения
Мозаика
39-40 Мозаика из различных материалов. Открытка из пуговиц
2 1
1
27.01
Беседа.
Выполнение мозаики
41-42 Мозаика. «Цветик семицветик» из макаронных изделий 2 - 2 3.02 Выполнение мозаики
43-44 Мозаика. Рыбка из стружки карандаша
2 - 2 10.02 Выполнение мозаики
45-46 Мозаика. Авангардная мозаика из дисков
2 - 2 17.02 Выполнение мозаики
47-48 Мозаика. Авангардная мозаика из дисков
2 - 2 3.03 Выполнение мозаики
Игрушки из старых перчаток и носков
49-50 Игрушки из старых перчаток и носков. Кот
2 1
1
10.03 Беседа.
Выполнение игрушки
51-52 Игрушки из старых перчаток. Лебедь
2 - 2 17.03 Выполнение игрушки
53-54 Игрушки из старых перчаток. Кролик 2 - 2 24.03 Выполнение игрушки
55-56 Снеговик из старого носка
2 - 2 31.03 Выполнение игрушки
57-58 Медвежонок из старого носка 2 - 2 7.04 Выполнение игрушки
59-60 Кукла из перчаток 2 14.04 Выполнение игрушки
Бисерное рукоделие
61-62 Бисерное рукоделие. Браслет ажурный
2 1
1 21.04 Беседа.
Выполнение украшения
63-64 Бисерное рукоделие. Бусы ажурные
2 1 1 28.04 Выполнение украшения
65-66 Бисерное рукоделие. Бусы ажурные
2 - 2 5.05 Выполнение украшения
67-68 Бисерное рукоделие. Брелок для ключей 2 1 1 12.05 Выполнение украшения
69-70 Бисерное рукоделие. Брелок для ключей 2 - 2 19.05 Выполнение украшения
71-72 Заключительное занятие
2 2 - 26.05 Просмотр итоговых работ
Всего: 72
Диагностика знаний учащихся
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тестирование
Тест разработан для контроля обучения учащихся. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Технология определения результата
Полный ответ на вопрос – 1 балл
Отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Технология определения результата
1. Уровень определяется в трех измерениях: высший (В), средний (С), низший (Н)
- высший – если тестируемый обучающийся правильно ответит и наберет от 10 до 9 баллов.
- средний – если тестируемый обучающийся правильно ответит и наберет от 8 до 5 баллов.
- низший - если тестируемый обучающийся правильно ответит и наберет от 4 до 0 баллов.
2. Практическое задание оценивается в тех же измерениях по 2-х бальной системе, качество выполненных заданий педагог измеряет с помощью инструмента и визуально.
Высший – 6-5 баллов; Средний – 4-2 балла; Низший – 1-0 баллов
ТЕСТ
1. Что такое шаблон?
а) модель изделия в) предмет
б) вырезанная фигура из картона
2. Лоскутная это техника - это… ?а) изделие из льняной ткани в) рисунок акварелью
б) изделие из лоскутков
3. Какой из перечисленных вариантов не относится к материалам используемых для выполнения работ из лоскутов ?а) ткань в) пластик
б) кружево г) тесьма
4. Эскиз – это…?
а) шаблон в) чертеж
б) рисунок
5. Какие материалы и инструменты используются для вышивания?
а) пяльцы в) калька
б) ткань г) бумага
6. Какой шов используется для соединения двух деталей при изготовлении игрушки?
а) обметочный в) Шов «Назад Иголку»
б) сметочный7. Какой из предложенных вариантов не является жанром изобразительного искусства ?а) пейзаж в) натюрморт
б) портрет г) картина
8. С помощью чего обводят шаблон на ткани?
а) ручка или карандаш в) фломастер
б) мыло или мел
9. Что является основой любой вышивки?
а) сложные швы в) машинные швы
б) простые ручные швы
10. Как правильно передавать ножницы? 
а) кольцами вперед  в) можно двумя способами
б) кольцами к себе
Практическая работа: индивидуальное задание
Технология определения результата
Уровень определяется в трех измерениях: высший (В), средний (С), низший (Н)
- высший - если тестируемый обучающийся правильно ответит и наберет от 9 до 11 баллов.
- средний - если тестируемый обучающийся правильно ответит и наберет от 5 до 8 баллов.
- низший - если тестируемый обучающийся правильно ответит и наберет от 0 до 4 баллов.
2. практическое задание оценивается в тех же измерениях по 8-ми бальной системе, качество выполненных заданий педагог измеряет с помощью инструмента и визуально.
Высший – 6 – 8 баллов; Средний – 3 – 5 баллов; Низший – 0 – 2 баллов.
ЛИТЕРАТУРА

1.Агапова И., Давыдова М. Аппликация. Москва, 2008 г.
2.Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из природных материалов. Москва, 2006 г.
3.Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из фольги. Москва, 2003 г.
4.Андронова Л. А. Лоскутная мозаика. Москва, 1993 г
5. Анистратова А. А., Гришина Н. И.Поделки из кусочков бумаги. ООО «Издательство Оникс», 2009 г.
6. Анистратова А. А., Гришина Н. И.Поделки из природных материалов. ООО «Издательство Оникс», 2009 г.
7. Анистратова А. А., Гришина Н. И.Поделки из соленого теста. ООО «Издательство Оникс», 2009 г.
8.Артамонова е. в. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. Москва, 2005 г.
9.Астапенко Э. А. Вышивка. Москва, 2004 г.
10. Базулина Л. В., Новикова И. В. Бисер. Ярославль, «Академия развития», 2007 г.
11.Белецкая Л. Б., Бобкова К. А. Флористмка. Москва, 2004 г.
12. Белова Н. Мягкая игрушка. Веселая компания. Москва, 1998 г.
13.Беллини В. С., Ди Фидио Д. К. Изысканные цветы из шелка, бумаги и капрона.Москва, 2007 г.
14.Белова Н. Мягкая игрушка. Веселая компания. Москва, 1998 г.
15.Божко Л. А. Бисер для девочек. М. «Мартин», 2005 г.
16.Бисер. Автор-составитель Ликсо Н. Л. «Харвест» 2006 г.
17. Бурундукова Л. И. Волшебная изонить. Москва, 2009 г.
18.Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань. Москва, 2007 года.
19.Бычкова Т.Л. Развитие навыков прикладного творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
20.Виноградова Е. Г. Картины и панно из бисера. Москва, 2007 г.
21. Виноградова Е. Г. Цветы из бисера. Моска, 2008 г.
22. Волкова Н. В. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г.
23.Волшебная глина. Смоленск: Русич, 2001 г.
24. Волшебные коврики. Авт.-сост. А. В. Белошистая, о. Г. Жукова. АРКТИ 2008 г.
25. Волшебные комочки. Авт.-сост. А. В. Белошистая, о. Г. Жукова. АРКТИ 2008 г.
26.Волшебные коробочки, Москва, 2005 г.
27.Все для девочек, Рукоделие и домоводство. Москва, 2002 г.
28.Высоцкая Е. В., Куликович Л. Н. Подарки своими руками. Минск, 2004 г.
29.Вяжите сами. Москва, 1993 г.
30.Галанова Т. В. Игрушки из помпонов. Москва «АСТ – ПРЕСС», 2010 г.
31. Галанова Т. В. Ажурная бумага. Москва «АСТ – ПРЕСС», 2010 г.
33.Геронимус Т. М. Маленький мастер. 1 класс. Москва, 2002 г.