Рабочая программа кружка Мастерица (5 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Городская основная общеобразовательная школа
г. Калязина Тверской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Мастерица»
«Волшебный квиллинг» 2014/15уч.г.
руководитель Северова Н.Н.
HYPERLINK "H:\\Рп 15 Северова\\Презентация Microsoft Office PowerPoint (3).pptx"
"Волшебный квиллинг"
Пояснительная записка.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО (ООО) (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296).
Согласно ФГОС внеурочная деятельность является одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования обучающихся.
40005001502410В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет общекультурную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Актуальность программы:
Актуальность проекта предлагаемой программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на программы общекультурной направленности. Квиллинг сейчас довольно популярен, но на уроках технологии ему не уделяется должного внимания.
Эта программа предполагает повышение художественно-эстетической культуры, расширение возможностей изучения одного из видов декоративно-прикладного искусства для девочек 5 класса.
Программа кружка «Волшебный квиллинг» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
3886200335280Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие творческих способностей обучающихся посредством декоративно - прикладного творчества
Задачи программы:
Обучающие
· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
· Обучать различным приемам работы с бумагой.
· Формировать умения следовать устным инструкциям.
· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
· Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ -выполнение педагогом (мастер-класс), работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, рисункам, фото и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
эвристический – проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Организационно-методическое обеспечение программы(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа “Волшебный квиллинг” рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не менее 15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 68 часа (2 часа в неделю) 1 занятия по 2 ч. Группа формируется из детей в возрасте от 12-13 лет. Место проведения занятий – кабинет технологии.
Год обучения Количество часов Кол-во детей в группе
В неделю в год 1 2 68 15
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Метапредметные результаты (УУД):
Познавательные
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск информации для выполнения художественно-творческой задачи;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач;
анализировать объекты, осуществлять синтез, проводить сравнение, устанавливать аналогии
Личностные
Обучающиеся получат возможность формирования:
понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в жизни;
познавательной мотивации;
интереса к новым способам познания;
понимания причин успеха творческой деятельности;
волевой саморегуляции.
Регулятивные
Обучающиеся получат возможность научиться:
планировать деятельность, проявлять инициативу, вносить коррективы;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
Коммуникативные
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать разные точки зрения, обосновывать свою позицию;
передавать информацию, сотрудничать и оказывать необходимую помощь;
учитывать разные мнения, соблюдая корректность в коллективных работах.
Формы подведения итогов реализациидополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе, – в школе, – в районной библиотеке.
• Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.
Тематическое планирование
№ п/п Тема раздела Кол-во часов Из них
Теория Практика
1 Вводный блок 1 1 -
2 Материал — бумага 1 1 -
3 Конструирование 20 5 15
4 Изготовление цветов в технике квиллинга. 14 2 12
5 Изготовление животных в технике. 18 3 15
6 Цикл творческих работ 6 - 6
7 Праздники и подготовка к ним 8 - 8
Всего: 68 12 56
Учебно-тематический план
Тема Теория Практика Всего
Вводный блок
1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 1 – 1
Материал — бумага
2. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. 0,5 _ 0,5
3. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. 0,5 _ 0,5
Конструирование
4. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. 1 1 2
5.Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. 1 1 2
6. Основные формы. “Тугая спираль”. Конструирование из основных форм квиллинга. 1 5 6
7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. 1 3 4
8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. 1 5 6
Изготовление цветов в технике квиллинга.      
9. Изготовление простых, несложных цветов. 1 3 4
10. Изготовление бахромчатых цветов. 1 3 4
11. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”. – 6 6
Изготовление животных в технике.      
12. Базовые формы. 2 4 6
13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки. 1 5 6
14. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных. – 6 6
Цикл творческих работ
15. Коллективные работы с использованием техники квиллинга.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с выполнением работы. – 6 6
Праздники и подготовка к ним
16. Изготовление сувениров к празднику. – 6 6
17. Оформление итоговой выставки. _ 2 2
Всего 12 56 68
Календарно-тематический план
Тема Кол-во часов Дата
1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 1 2. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. 0,5 3. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. 0,5 4. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. 2 5.Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. 2 6. Основные формы. “Тугая спираль”. Конструирование из основных форм квиллинга. 6 7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. 4 8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. 6 9. Изготовление простых, несложных цветов. 4 10. Изготовление бахромчатых цветов. 4 11. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”. 6 12. Базовые формы. 6 13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки. 6 14. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных. 6 15. Коллективные работы с использованием техники квиллинга.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с выполнением работы. 6 16. Изготовление сувениров к празднику. 6 17. Оформление итоговой выставки. 2 Всего 68 Содержание программы
Вводный блок.
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — бумага.
2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.
3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.
Конструирование.
4. Вырезание полосок для квиллинга.
Основные правила работы. Разметка.
5. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
6. Основные формы. “Тугая спираль”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Техника изготовления. Применение формы в композициях.
7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Технология изготовления. Применение формы в композициях.
8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Изготовление цветов в технике квиллинга.
9. Изготовление простых, несложных цветов.
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
10. Изготовление бахромчатых цветов.
Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.
11. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.
Изготовление животных в технике.
12. Базовые формы.
Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.
13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.
Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.
14. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.
Творческие работы.
15. Коллективные работы.
Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Выбор темы работ.
Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы “Зоопарк”, “Сказочное царство”, “Зимняя сказка” и другие.
Праздники и подготовка к ним.
16. Изготовление сувениров к праздникам.
Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.
17. Оформление итоговой выставки.
Материально-техническое обеспечение:
1.Компьютер, проектор, инструкционные карты.
2.Приспособление для закручивания бумажных лент.
3.Клей ПВА
4.Зубочистки (используется для нанесения клея на заготовку).
5.Ножницы
6.Пинцет
7.Картон (для создания основного фона картины).
8.Линейка с круглыми отверстиями различного
диаметра (офицерская).
9. Двухсторонняя цветная бумага.
Наглядные средства обучения:
Презентации, мастер-классы, инструкционные карты,
эскизы, таблицы, основные формы квиллинга,
готовые изделия в технике «Квиллинг».
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Список литературы:
1. Горяева Н.А., Островская О.В.
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Москва «Просвещение» 2000г.
2. Никологорская О.А. «Волшебные краски»,
Москва «АСТ – ПРЕСС» 1997г.
3. Соколова Н.М. «Основы композиции 5-8 класс» ,
Обнинск «ТИТУЛ» 1996г.
4. Соколова Н.М. «Краткий словарь художественных
терминов», Обнинск «ТИТУЛ» 1996г.
5. Мосин И.Г. «Рисование»,
Екатеринбург «У-ФАКТОРИЯ» 1996г.
6. Мосин И.Г. «Рисование-2»,
Екатеринбург «У-ФАКТОРИЯ» 2000г.
7. Джейн Дженкинс «Поделки и сувениры из бумажных ленточек»
Москва Мой Мир 2008г.
8. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги»