Программа кружка «Жемчужина» 4 год обучения направление «общекультурное» на 2016-2017 уч.год.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши, Россошанского муниципального района Воронежской области


«Рассмотрено на заседании МО»
Руководитель МО
_____________А.П.Дочкина

Протокол № 1 от
«30 » августа 2016г.
«Согласовано»
Зам. дир. по УВР
Т.И.Садовничая_____________

«__ »______________2016г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ № 25 с УИОП
В.Ф. Ловцова____________
Приказ № 383 от
«01» сентября 2016г.














Программа кружка
«Жемчужина»
4 год обучения
направление «общекультурное»






Разработал:
учитель музыки
Дочкина Антонина Петровна















2016- 2017 уч. год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Содержание курсов внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
4-й год обучения – фольклорный материал усложненного варианта

Раздел 1. Традиционное пение.
1. Вокально-хоровая работа
теория: певческое дыхание, манера исполнения, артикуляция
практика: исполнение комплекса упражнений фонопедического метода развития
2. Многолосье
теория: прослушивание звуковых и видео примеров, анализ
практика: исполнение простых приемов. произведений
3. Жанры песенного фольклора
теория: определение, анализ произведения
практика: характерное исполнение «принадлежащих» сочинений
4. Локальный материал
теория: изучение, определение традиционности
практика: формирование регионального компонента, освоение определенной манеры исполнения, характера, знакомство с творческими примерами
5. Земледельческий календарь
теория: исследование обрядов, связанных с поклонением природе, которые заложены в сельскохозяйственный календарь
практика: исполнение определенных произведений, экскурсии, просмотр видео материалов
6. Церковное песнопение
теория: знакомство с духовной культурой, технические приемы
практика: исполнение простейших примеров духовной музыки (христославки), посещение концертов, прослушивание записей
7. Песенно-игровой фольклор
теория: изучение новых игр (уличных, календарных)
практика: исполнение новых игр
Раздел. 2 Хореография (народный танец).
1. Основные навыки и умения
теория: знакомство с более сложным комплексом упражнений
практика: освоение изложенного материала
2. Национальный танец (основные элементы)
теория: беседа-показ локального материала (видео)
практика: изучение ярких примеров, освоение основных элементов национальной хореографии (шаг, подскок, рисунок)
3. Жанровые особенности
теория: изучение, определение направлений, методические приемы
практика: освоение хореографических примеров, характерное исполнение.
4. Хореография календарных праздников
теория: детальное изучение определенных праздников, их ход, лекции
практика: передача выразительных особенностей конкретного праздника, композиции
5. Характерный танец
теория: художественные и технические приемы, показ-беседы
практика: осмысление и конструирование номера, работа над созданием образа
6. Игры с элементами танца
теория: изучение, показ
практика: коллективное творчество, импровизация
Раздел 3. Театр (сценическое мастерство).
1. Основы актерского мастерства (тренинги)
теория: лекция-демонстрация
практика: развивать речевой слух, речевое дыхание, упражняться в четком произношении звуков во фразовой речи вырабатывать умение пользоваться разным темпом
2. Сценическая речь
теория: беседа, показ, видео кассеты
практика: разыгрывание диалогов, обычных речевых и стихотворных.
Развивать мимику, жест, умение интонационно выразить удивление, испуг, радость.
3. Национальный материал
теория: видеоматериал, посещение концертов национальных коллективов
практика: изучение местных традиций, разыгрывание лучших примеров
4. Жанровые особенности устного материала
теория: исследование направлений. Беседы
практика: изучение разнообразных форм, разучивание понравившихся произведений (индивидуально и коллективно).
5. Праздничное направление, (календарь)
теория: просмотр видео материалов, изучение учебной литературы (временные рамки, принадлежность, образы, характер)
практика: изучение блока, ролевая игра.
6. Игровой фольклор (уличный)
теория: рассказ, видео материал
практика: разучивание примеров-игр на улице (с кричалками).
Раздел 4. «Культурное пространство Воронежской области и Россошанского района»
1. Учреждения культуры Воронежской области и Россошанского района
теория: лекции, занятия, демонстрации
практика: участия в мероприятиях, познавательные посещения
2. Творческие проекты
теория: лекции, методический материал, беседы. показ
практика: изучение заданного материала, практические занятия,
3. Личность в пространстве культуры Воронежской области и Россошанского района
теория: знакомство с творчеством
практика: совместные проекты, выступления
4. Природа в народном творчестве
теория: изучение материала по направлениям, лекции
практика: участия в праздниках календаря, походы, выезды
Формы и методы
Занятия проводятся в форме:
- лекции,
- беседы,
- творческие встречи,
- игровые программы,
- праздники,
- экскурсии,
- фестивали,
- концерты.
- походы
Способы усвоения изучаемого материала:
- занимательный,
- репродуктивный (делай как я),
- креативный (исследовательский).
Методы:
- практический (практические занятия).


Коллективные по подгруппам индивидуальные
- словесный
- наглядный

Примерный репертуар.
4-й год обучения

Б. Геньба «Детства- флаг моего»
Р.н.п. «Молодая- молода»
Р.н.п. «Ой, во поле травушка горела»
Р.н.п. «Ой, со вечера, с полуночи»
А. Петрищев «Воронежский край»
А.Токмаков «Когда поет Мордасова»
Г. Заволокин «В хороводе были мы»
А. Канаева «Земляниченька»
«Доброе утро, Россия!»
Е. Эшпай «Песня о криницах»
Русские наигрыши
В. Локтев «Песня о России»
«Мать Россия, мать Российская земля»
Р.н.п. «Уж ты, зимушка- зима»
«Русская изба»

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия
Количество часов
Дата проведения





по плану

по факту

4-й год обучения


1.
Вводное занятие.
1
7.09


2.
Работа над песней Б. Геньба «Детства- флаг моего»
1
14.09


3.
Манера исполнения и певческое дыхание в песне «Детства- флаг моего»
1
21.09


4.
Работа над песней Ю. Г. Заволокин «В хороводе были мы»
1
28.09


5.
Певческое дыхание «В хороводе были мы»
1
5.10


6.
Работа над песней А. Канаева «Земляниченька»
1
12.10


7.
Манера исполнения и певческое дыхание в песне «Земляниченька»
1
19.10


8.
Работа над песней «Мать Россия, мать Российская земля»
1
26.10


9.
Певческое дыхание в песне «Мать Россия, мать Российская земля»
1
9.11


10.
Работа над песней Р.н.п. «Ой, во поле травушка горела»
1
16.11


11.
Манера исполнения и певческое дыхание в песне «Ой, во поле травушка горела»
1
23.11


12.
Работа над песней А.Токмаков «Когда поет Мордасова»
1
30.11


13.
Певческое дыхание в песне «Когда поет Мордасова»
1
7.12


14.
Работа над песней В. Локтев «Песня о России»
1
14.12


15.
Певческое дыхание в песне «Песня о России»
1
21.12


16.
Работа над песней А. Петрищев «Воронежский край»
1
11.01


17.
Певческое дыхание в песне «Воронежский край»
1
18.01


18.
Закрепление песен «Воронежский край» «Песня о России»
1
25.01


19.
Работа над песней Р.н.п. «Ой, со вечера, с полуночи»
1
1.02


20.
Манера исполнения и певческое дыхание в песне«Ой, со вечера, с полуночи»
1
8.02


21.
Работа над песней Р.н.п. «Уж ты, зимушка- зима»
1
15.02


22.
Манера исполнения песни «Уж ты, зимушка- зима»
1
22.02


23.
Работа над песней Русские наигрыши
1
1.03


24.
Работа над движениями в песне Русские наигрыши
1
9.03


25.
Работа над песней Е. Эшпай «Песня о криницах»
1
15.03


26.
Манера исполнения песни «Песня о криницах»
1
22.03


27.
Закрепление песен «Песня о криницах» Русские наигрыши «Уж ты, зимушка- зима»
1
5.04


28.
Работа над песней «Доброе утро, Россия!»
1
12.04


29.
Манера исполнения песни «Доброе утро, Россия!»
1
19.04


30.
Закрепление песен «Доброе утро, Россия!» «Песня о криницах»
1
26.04


31.
Работа над песней Р.н.п. «Молодая- молода»
1
3.05


32.
Манера исполнения песни «Молодая- молода»
1
10.05


33.
Работа над песней «Русская изба»
1
17.05


34.
Манера исполнения и певческое дыхание песни «Русская изба»
1
24.05













13PAGE 14815




Заголовок 3ђ Заголовок 715