Календарно-тематическое планирование 10 класс по Семакину

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 10 А, Б
Дата составления: « ___» _______________ 2015года

№ урока
Дата
Тема урока
Форма урока
Деятельность обучающегося
Планируемые результаты
КИМы






Основные понятия
ЗУН
Компетентности



2.09-6.09
Инструктаж по ТБ. Введение.
Урок - лекция
беседа
Информатика. Структура предметной области инфоматики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
информационная


Глава 1. Информация. §§1-4 – 6 часов


9.09-13.09
Понятие информации (§1)
Комбинированный урок
Решение задач
теоретическая информатика, информатизация, средства программные и технические, информационные технологии, НИТ
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование»
информационная



16.09-20.09
Представление информации, языки, кодирование (§2)
Комбинированный урок
Решение задач
кодирование, декодирование, шифрование, дешифрование

информационная



23.09-27.09
Практическая работа №1 «Текстовый прцессор»
Урок-практикум
Практикум на компьютере


учебно-познавательная, коммуникативная
ПР №1


30.09 – 4.10
Измерение информации: объемный и содержательный подход (§3,4)
Комбинированный урок
Решение задач
алфавит, мощность алфавита, алфавитный подход, определение бита, производные единицы: байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
информационная



7.10 – 11.10
Практическая работа №2
«Измерение информации»

Урок-практикум
Практикум на компьютере


учебно-познавательная, коммуникативная
ПР №2


14.10 – 18.10
Контрольная работа №1. Тест по теме «Информация»
Контроль знаний, умений и навыков
Индивидуальная работа


Компетенция личностного самоусовершенствования
Онлайн тестирование

Глава 2. Информационные процессы в системах §§5-12 – 11 часов


21.10 – 25.10
Что такое система (§5)
Комбинированный урок
конспект
Система, состав системы: элемент, подсистема, системный эффект, основные свойства системы: целесообразность, целостность; системный подход
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
учебно-познавательная, коммуникативная



28.10 – 1.11
Информационные процессы в системах (§6)
Комбинированный урок
конспект
Естественные и искуственные системы; система управления; типы связей в системах; самоуправляемая система

информационная



11.11 – 15.11
Хранение информации(§7)
Комбинированный урок
конспект
Носители информации: нецифровые и цифровые (магнитные, оптические, флэш-носители)
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
информационная



18.11 – 22.11
Передача информации(§8)
Комбинированный урок
конспект
Теория связи Клода Шеннона; пропускная способность канала и скорость передачи информации, шум, защита от шума

информационная



25.11 – 29.11
Практическая работа № 3 «Создание презентации»
Урок-практикум
Практикум на компьютере


учебно-познавательная, коммуникативная
ПР №3


2.11 – 6.12
Обработка информации и алгоритмы (§9)
Комбинированный урок
конспект
Виды обработки информации, исполнитель обработки, алгоритм обработки, машина Тьюринга и машина Поста, своуства алгоритма
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
информационная



9.12-13.12
Автоматическая обработка информации (§10)
Комбинированный урок
конспект
Система команд машины Поста, программа управления машиной Поста в игре Баше

информационная



16.12-20.12
Практическая работа №4 «Автоматическая обработка данных»
Урок-практикум
Практикум на компьютере


учебно-познавательная, коммуникативная
ПР №4


23.12.-27.12.
Поиск данных (§11)
Комбинированный урок
конспект
Атрибуты поиска данных: набор данных, ключ поиска и критерий поиска; алгоритмы поиска: последовательный перебор, поиск половинным делением, блочный поиск, поискметодом спуска по дереву
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

информационная



13.01.-17.01.
Защита информации (§12) . Практическая работа №5
«Шифрование данных»

Комбинированный урок
Практикум на компьютере
Цифровая информация, виды угроз для цифровой информации: уроза утечки и угоза разрушения, брандмауэры, шифр Цезаря, цифровые подписи и сертификаты
Учащиеся должны знать:
какая информация требует защиты
виды угроз для числовой информации
физические способы защиты информации
программные средства защиты информации
что такое криптография
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
информационная, учебно-познавательная, коммуникативная
ПР №5


20.01-24.01
Контрольная работа №2. Тест по теме «Информационные процессы в системах»
Контроль знаний, умений и навыков
Индивидуальная работа


Компетенция личностного самоусовершенствования
Онлайн тестирование

Глава 3. Информационные модели (§§13-16) – 6 часов


27.01-31.01
Компьютерное информационное моделирование (§13)
Комбинированный урок
конспект
Модель, виды моделей: материальные и информационные, этапы построения компьютерной информационной модели
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы

информационная



3.02-7.02
Структуры данных(§14)
Практическая работа №6
«Структура данных: графы»

Урок-практикум
Практикум на компьютере, конспект
Структуры данных: графы (деревья и сети), таблицы. элементы дерева: корень, ветви, листья; элементы сети: вершины и ребра; типы таблиц: Объект-Свойство, Объект-объект, двоичная матрица

информационная, учебно-познавательная, коммуникативная
ПР №6


10.02-14.02
Практическая работа №7
«Структура данных: таблицы»
Урок-практикум
Практикум на компьютере


учебно-познавательная, коммуникативная
ПР №7


17.02-21.02
Пример структуры данных (§15)
Урок-практикум
Практикум на компьютере


учебно-познавательная, коммуникативная



24.02-28.02
Алгоритм как модель деятельности(§16)

Комбинированный урок
Практикум на компьютере
Алгоритм, формы представления алгоритмов: блок-схема, учебный АЯ, язык программирования, трассировка алгоритма, трассировочная таблица
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы


информационная



3.03-7.03
Контрольная работа №3. Тест по теме «Информационные модели»
Урок-практикум
Практикум на компьютере


учебно-познавательная, коммуникативная
Онлайн тестирование

Глава 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов (§§17-23) – 10 часов


10.03-14.03
Компьютер – универсальная техническая система обработки информаци(§17)
Комбинированный урок
конспект
Компьютер, архитектура ПК, архитектура фон Неймана, виды памяти: оперативная и внешняя, контроллер, шина, кэш-память, порты ввода/вывода,звуковая плата, ПЗУ, видеопамять
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне


информационная



17.03-21.03
Практическая работа №8 и №9
«Выбор конфигурации компьютера.»
Урок-практикум
Практикум на компьютере


учебно-познавательная, коммуникативная
ПР №№8-9


1.04-4.04
Программное обеспечение компьютера (§18)
Комбинированный урок
конспект
Программное обеспечение компьютера: прикладное, системное и системы программирования, ОС, драйвер, пользовательский интерфейс

информационная



7.04-11.04
Практическая работа №10
«Настройка BIOS»
Урок-практикум
Практикум на компьютере


учебно-познавательная, коммуникативная
ПР №10


14.04-18.04
Дискретные модели данных. Представление чисел.(§19) Практическая работа №11
«Представление чисел»

Комбинированный урок
Конспектирование, практикум на компьютере
Диапазон представления целых и вещественных чисел в компьютере, формат с плавающей запятой, формат с фиксированной запятой, мантисса, порядок
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета


информационная, учебно-познавательная, коммуникативная
ПР №11


21.04-25.04
Дискретные модели данных. Представление текста, графики, звука(§20)
Комбинированный урок
конспект
Таблицы кодировки ASCII, ROI-8,Unicode, модели цвета: RGB и CMYK, частота и разрядность дискретизации

информационная



28.04-30.04
Практическая работа №12
«Представление текста. Сжатие текстов»
Урок-практикум
Практикум на компьютере


учебно-познавательная, коммуникативная
ПР №12


5.05-9.05
Практическая работа №13
«Представление изображения и звука.»
Урок-практикум
Практикум на компьютере


учебно-познавательная, коммуникативная
ПР №13


12.05-16.05
Многопроцессорные системы и сети (§§21-23)
Комбинированный урок
конспект
Распараллеливание вычислений, мультипроцессорные и мультикомпьютерные системы (кластеры)
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
информационная, учебно-познавательная, коммуникативная



19.05-23.05
Итоговый тест за курс 10 класса
Урок контроля знаний и умений
Индивидуальная работа


Компетенция личностного самоусовершенствования
Онлайн тестирование



15