Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.


Технологическая карта Тема «Решение логических задач с помощью нескольких таблиц»
6 класс
Цели:
Личностные: формирование готовности и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения другому человеку, уважительного отношения к труду, мотивация к обучению и познанию
Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Предметные: сформировать основы логического мышления путем решения логических задач с помощью рассуждений, таблиц.
Этапы урока Цели (личностные, метапредметные и предметные результаты) Организация познавательной деятельности учащихся учителем (прием, технология)
Деятельность учителя Продукт деятельности обучающихся
Деятельность учащихся Форма контроля результатов
Организационный этап
Организационное начало Формирование уважительного отношения к труду Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности рабочих мест учащихся.
Объявление состязания Готовность рабочего места Визуальный контроль
Организация рабочих групп, определение целей урока Мотивация к обучению и познанию
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Разбиение класса на две команды. Каждой команде выдается тренировочный лист и справочные материалы. Заводится турнирная таблица. Получают тренировочные листы и материалы, анализируют их и выполняют первое задание с тренировочного листа – определяют тему и цель урока Фронтальная проверка записей в тренировочных листах
Освоение новых знаний обучающимися
Актуализация знаний и умений Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
Развитие умения решать логические задачи разными методами Брейн-ринг
Учитель задает 10 вопросов из опросника для актуализации знаний, полученных ранее. Вопросы выводятся на экран последовательно Отвечают на вопросы учителя по поднятой руке. Зарабатывают баллы себе и команде Выборочная проверка результатов усвоения предметных знаний
Изучение нового материала Развитие аналитических способностей
Развитие умения решать логические задачи разными методами Тренировка (приемы кластер и инсерт)
Учитель помогает учащимся с заполнением тренировочных листов, консультирует по вопросам работы с текстом, ведет турнирную таблицу.
Если учащиеся не справляются с какой-либо задачей, учитель объясняет эту задачу для всего класса.
В конце работы тренировки учитель обсуждает с учениками те вопросы, которые оказались для них сложными или непонятными. Учащиеся в группе анализируют тексты, самостоятельно решают предложенные задачи, заполняют тренировочные листы. Взаимопроверка учащимися выполненных заданий и заполненных тренировочных листов.
Рефлексия (рефлексивные задания входят в тренировочные листы).
Фронтальная проверка учителем заполнения тренировочных листов
Закрепление и повторение материала, изученного на уроке Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
Развитие аналитических способностей
Развитие умения решать логические задачи разными методами Бой
Учитель выступает судьей в соревновании, заполняет турнирную таблицу, проставляя баллы, как команде, так и отдельным выступающим от команды участникам Учащиеся решают боевые задания и зарабатывают баллы для себя и команды Самопроверка учащимися выполненных задач
Подведение итогов
Подсчет результатов: Контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
Рефлексия Учитель раздает ученикам рефлексивный опросник (прием «незаконченные предложения») и проставляет оценки каждому ученику согласно критериям оценивания
Ученики заполняют рефлексивный опросник и самостоятельно по критериям оценивания определяют свою оценку. Самоанализ достижения цели урока
Оценка собственного эмоционального состояния
Домашнее задание Развитие аналитического мышления Босова Л.Л. Информатика и ИКТ стр 74-77 – М: Бином. Лаборатория знаний, 2014
Стр. 78, задачи 13,14
Или
Придумать самостоятельно одну логическую задачу и описать ее решение. Задание выполняется дома в письменном виде Проверяется на следующем уроке

Тренировочный листТема __________________________________________________________________
Решение задач с помощью логических рассуждений
Проанализируйте материал с раздаточного листа №1.
Изобразите в тетради кластер основных понятий
Тренировочная задача:
Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: “Любопытно, что один из нас блондин, другой — брюнет, третий — рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”. Какой цвет волос у каждого из друзей?
Ответ: ____________________________________________________________
Решение задач при помощи таблиц
Проанализируйте материал с раздаточного листа №2.
Изобразите в тетради кластер основных понятий
Тренировочная задача:
В школе учатся четыре талантливых подростка: Иван, Пётр, Алексей и Андрей. Один из них – будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий – легкоатлет, четвёртый подаёт надежды как баскетболист. О них известно следующие:
Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет;
Пётр и хоккеист вместе были на тренировке  баскетболиста;
Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном;
Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в разных сменах.
Кто чем увлекается?
Ответ:____________________________________________________________
Тренировочная задача
В классе 30 учеников. Все они являются читателями школьной и районной библиотек. Из них 20 ребят берут книги в школьной библиотеке, 15 – в районной. Сколько учеников не являются читателями школьной библиотеки?
Решение
Ответ:______________________________________________________________
Посмотрите внимательно на ваши кластеры. Можно ли выделить общие черты в решениях логических задач разными способами? Если да, то какие? Чем отличаются методы друг от друга?
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опросники.Брейн-ринг
Что связывает Аристотеля, Джорджа Буля и Клода Шеннона?
Для какого значения переменной х ложно высказывание не (x < = 5) или (x <=4)?
Какую логическую операцию отражает древнегреческая поговорка «Из истины следует только истина, а из лжи – что угодно»?
Как звучит инвертированное высказывание «Я не знаю китайский язык»?
Как выглядит логическая формула следующего высказывания: «Спортсмен подлежит дисквалификации, если он некорректно ведет себя по отношению к сопернику или судье, и если он принимал «допинг»»?
Является ли выражение A или не А или не В тождественно-истинным?
О чем гласит закон де Моргана?
Какое умозаключение можно сделать из следующих посылок: «Если четырехугольник является квадратом, то его диагонали равны»; «Четырехугольник  ABCD  — квадрат».
Какое умозаключение можно сделать из следующих посылок: «Если число делится на 6, то оно четное»; «Число 18 делится на 6»?
Какие диаграммы используются для иллюстрации объемов понятий?
Рефлексивный опросник
Закончите предложения
На уроке мне было… _______________________________________________________________
Самым сложным я считаю… _______________________________________________________________
У меня получилось… _______________________________________________________________
У меня не получилось… _______________________________________________________________
Своей работой на уроке я… _______________________________________________________________