Конспект урока по литературному чтению для 1 класса «С.А. Есенин Черёмуха»

Составила: Кутепова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №1» тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
План-конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК «Перспектива»
Раздел «Край родной, навек любимый»
Тема: «С.А.Есенин Черёмуха»
Технологическая карта изучения темы
Тема
«С.А. Есенин Черёмуха»


Цель темы

Формирование читательской компетенции.
Формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности. Повышение уровня нравственного воспитания учащихся: трепетное, нежное чувство к родной земле, к своему Отечеству, к окружающей природе.

Задачи урока
Познакомить с жизнью и творчеством С.А.Есенина; показать учащимся яркий, неповторимый талант русского поэта, его большую любовь к родине; раскрыть особенности его лирики.

Основные понятия
Метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, звукопись.


Межпредметные связи
литературное чтение, музыка, окружающий мир,

Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Л. Ф. Климанова, В.Г Горецкий, Л.А.Виноградская «Литературное чтение» 1 класс часть 2,
Методическое пособие
Компьютер, мультимедийнный проектор, экран

Организация пространства
Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа. Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.














Технология проведения

Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Обучающие и развивающие и диагностирующие задания
каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа


I этап. Организационный момент.
цель : создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Наша речь полна величья, гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.
Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть.

-Сегодня на уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями.

Дети слушают музыку П. И. Чайковского: «Времена года. Весна»

Регулятивные
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
Личностные
Определять и высказывать под руководством учителя общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

II этап. Актуализация знаний
цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.
















Организовать работу по
определению темы урока



























Ученика читают стихотворение.
Дети оценивают чтение, высказывают свои мнения.


Слово учителя.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения А.Плещеева «Весна».
Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала XX-го века. Имя поэта, одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы угадаете, послушав о нём стихотворение.
(стихотворение на мультимедийном экране)
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты
Только скажут - (Сергей Есенин)
Всей России встают черты Н.Браун

Выступление детей (заранее подготовленное)
(Сурменева Аня и Аверьянов Данила)
Сергей Александрович Есенин (1895-1925гг.) родился под Рязанью, в селе Константиново. Родители были бедными крестьянами. С двух лет он был отдан на воспитание деду, отцу матери, в этой семье и прошло почти всё детство поэта. Ещё в раннем возрасте С.Есенин полюбил родную русскую природу он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому, наверное, как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о ней. Они полны звуков, запахов, красок.
С.Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе, он сумел понять, что всё живое вокруг нас страдает, чувствует также как и мы.
С.Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблён в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных, в цветы. Ещё в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.
Сергей Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа.

Физкульминутка

Личностные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные:
формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные: умение уважительно высказывать своё мнение.


Личностные:
формирование личного (эмоционального) отношения к другим ученикам.




Коммуникативные:
постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
умение задавать учебные вопросы.



III этап.
Проблемная ситуация
цель - постановка учебной задачи




































IV этап. Изучение нового материала.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Ориентировочная беседа.
цель - заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.






Исследование языка стиха
цель-совершенствование устной речи школьника







Аналитическая беседа
цель-развитие эматии и полноценного восприятия; развитие духовного мира ребёнка


















































































V этап. Обобщение по теме урока
цель – продолжение работы со стихотворением в следующих формах:
-выразительное чтение;
-анализ цветовой палитры стиха



VI этап
Итог урока








VII Рефлексия деятельности.
цель – подвести итог проделанной работе на уроке.


Домашнее задание







































Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса








создать соответствующую эмоциональную атмосферу.






















Организовать фронтальную работу по учебнику














Включить учащихся
в работу по заданной проблеме






















Учить детей представлять в своём воображении картины природы.










Создание проблемной ситуации:
углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения.





















Организовать работу в группах








Учить пониманию текста через практическую деятельность.




































Создание ситуации успеха












Мобилизация учащихся на рефлексию

Работать с информацией, представленной в форме опроса








Работать коллективно.









Участвовать в обсуждении представленного задания.


Отвечают на вопросы учителя, товарищей по классу

















Эмоциональное восприятие художественного произведения.




Работают с толковым словарём С. И. Ожегова.






Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи











































Участвуют в обсуждении задания.





Осуществляют контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь





























Работают коллективно.










Дети рисуют











Самооценка












Слово учителя.
-Сегодня мы окунёмся в чудесный, неповторимый мир, в мир поэзии С. Есенина и познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется «Черёмуха».
-Кто знает, что такое черёмуха?(ответы детей)
-Это дерево до 15 м высотой.
-Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу.
-Послушайте:
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
А.Л. Барто так описывает черёмуху в произведении «Весенняя гроза»:
Черёмуха, черёмуха
В овраге расцвела.
Черёмуха, черёмуха
Стоит белым-бела

На мультимедийном экране показано само дерево.

-Сейчас весна - время цветения садов и яркого весеннего солнышка. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое, воздух–прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.
-Глядя на изображение черёмухи, попробуйте рассказать о ней. (Дети описывают черёмуху)

-Стихотворение С.Есенина «Черёмуха» мне очень нравится своей чарующей красотой. Хочется, чтобы и вы почувствовали это.


Ознакомление со стихотворением С.Есенина «Черёмуха»
(в учебник стр.72 даны только первые 4 строки)
Учитель читает выразительно. (У детей карточки с текстом)
Черёмуха душистая С весною расцвела. И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре. Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черёмуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая. На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдаёт. И вкрадчиво под кручею Ей песенки поёт.
Работа по развитию речи со словарём: роса медвяная – ароматная, с запахом мёда зелень пряная – с острым, ароматным запахом проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно под кручею – под обрывом, крутым спуском
-Как называются слова: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистая? (Эпитеты - образное художественное определение свойств предмета.)
-Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились?
-Какой вы представляете себе черёмуху?
-Неторопливо перечитайте стихотворение С.Есенина.
-Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете строчки «И ветки золотистые, что кудри, завила»? - Понравились ли вам сравнения?
-А может ли черёмуха завить кудри?
-Почему так говорится в стихотворении? (Черёмуха, как прекрасная девушка, расцветает весной, принарядилась, и её красота очаровательна.)
-Какие слова выбрал поэт, чтобы мы услышали, как поёт ручей? (Дети работают с текстом)
-Как вы думаете, почему поэт изображает черёмуху и ручей как живые?
-Автор ведёт речь о черёмухе и ручейке. (Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)
-Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюблённого юношу, который только открыл для себя это нежное и волнующее чувство. Поэту черёмуха и ручей напоминают молодых влюблённых, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах.
-Мысленно остановитесь у ручья, где цветёт черёмуха.
-Что С.Есенин помог вам услышать, почувствовать, представить?
-Ручеек вкрадчиво поёт для черёмухи песню, чтобы понравиться ей.
-Автор использовал особый приём, чтобы ожил ручеёк и стал в чем-то походить на человека? (Олицетворение-приём, позволяющий наделить неодушевлённые предметы свойствами и признаками одушевлённых.) -Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? -Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки...» (Р П Р ТР СТР БР Р.)
-Когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки 3 С.
-Воспользовался ли таким приёмом Есенин? Попробуем прочитать первые восемь строк о черёмухе, подчеркивая эти звуки.
А теперь прочитаем строки о черёмухе со слов «Черёмуха душистая, развесившись, стоит», и тоже подчеркнем звуки 3С.
-Поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу.
-И слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька
Работа в группах (у детей карточки)
-Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите. Обоснуйте свой выбор.
ликующее
восторженное
шутливое
печальное
весёлое
праздничное
радостное
спокойное
грустное
мечтательное
- Какие чувства возникли в вашем сердце?
изумление
спокойствие
радость
сожаление
восторг
печаль
ликование
грусть





-Все стихи С.Есенина согреты чувством безграничной любви к Родине. Они поражают своей яркостью и задушевностью. От них на душе становится просто и тепло. С.Есенин учит нас любить и уважать природу, относиться к ней заботливо и душевно. А его стихотворения не оставляют читателя равнодушным, наверное, потому что в них любовь к родине соединяется с любовью к родной природе.
Выразительное чтение 3 учениками, обращая внимание на смену картин, показывая интонацией настроение автора, свои чувства.
-Для чего нужна такая работа со стихотворением?
-Что отражают лирические стихи? (Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение).

-Давайте попробуем передать цветом это настроение.
(Дети рисуют цветовую палитру стихотворения «Черёмуха»)

Очень хочется верить, что вы ещё не раз в течение своей жизни откроете книгу со стихотворениями С.Есенина.


- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
-Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?
-ОЦЕНИТЕ свою работу на уроке.

-Молодцы! Спасибо за работу на уроке!




Выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Черёмуха»



























Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации.

















.






















Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений






Познавательные:
включение в творческую деятельность под руководством учителя




Регулятивные:
умение выполнять задание в соответствии с целью.





Познавательные: умение
извлекать информацию из текста.










Личностные:
умение выражать свои чувства,
проявлять эмоциональную реакцию на текст,
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.


































Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя,
определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли




































Личностные
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности






Регулятивные
оценка результатов работы



















































































































































































































































































































































































































































































































Заголовок 215