Открытый урок по математике на тему Единицы длины. Километр.


Тема: Единицы длины. Километр
Цели:
-организовать деятельность учащихся по изучению новой единицы длины километр, закреплению и самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль, самооценку и коррекцию учебной деятельности; способствовать развитию аналитических способностей учащихся;
- создать условия для формирования коммуникативных умений; организовать взаимодействие учащихся с целью решения познавательных задач.
Вид: учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности.
Ход урока.
Организационный этап
- Ребята, настройтесь, пожалуйста, на рабочий лад.
Посмотрите друг на друга,Улыбнитесь!И мысленно пожелайтеДруг другу успехов.
- Откройте рабочие тетради, запишите «число, классная работа».
Актуализация опорных знаний. Постановка темы и цели урока.
- Ребята, на протяжении всего урока мы будем работать с карточкой – самоконтроль, в которой вы будете сами контролировать выполнение заданий
Математическая разминка
- Урок начнем как обычно с математической разминки.
1. Предлагаю вам побыть в роли учителя и найти ошибки в примерах.
(примеры записаны в столбик)
1)618:2=39 (309)
5368:8=671
1850:5=37 (370)
2) Найдите лишнее число и объясните, почему оно лишнее. Возможны несколько вариантов решения.
24, 51, 96, 312, 60,26.
2. - Ребята, а сейчас игра «Истинно-ложно»
- Уменьшить число в 18 раз – значит умножить его на 18 - л
- Чтобы число умножить на 1000, то к этому числу справа надо приписать 3 нуля - и
- В числе 806 – 8 сотен и 6 десятков -л- Если к 3 сотням прибавить 2 десятка, то получиться 302 - л
- Если число умножить на 0, то в результате получиться 0 - и
- Если число разделить на 1, то получиться 1 - л
- Число 988 больше, чем число 900 на 88 - и
- Если число поделить на 0, то получиться 0 - л
- Может ли 2 быть равно 20?
- Где нам могут пригодиться эти знания?
(При решении задач, примеров, в магазине и т.д.)
- Ребята, смотрите, 2 и 20 это разные числа, а возможно ли вообще поставить между ними знак равно?
2 = 20
- Точно нельзя? Хорошо подумали? (Чуть-чуть подскажу)
2 дм = 20 см 2 см = 20 мм
-А в каких еще случаях можно поставить знак =
(2 пачки карандашей по 10 штук, 2 коробки конфет по 10 в каждой и т.д.)
Постановка темы и цели урока. Работа над темой урока
Введение в тему урока.
- На экране вы видите разные единицы измерения.
Можно ли их как то систематизировать?
метр килограмм час сантиметр грамм
миллиметр минута сутки дециметр секунда
(единицы длины, массы, времени)
- Сегодня мы будем работать с одной из групп. Это единицы длины.
Это и будет темой нашего урока.
- Что будем делать на уроке, как вы думаете?
(Вспомним, какие единицы длины знаем, установим соотношения между ними.)
- Познакомимся еще с одной единицей длины, о которой вы уже слышали и кое-что знаете. Это километр.
Выпишите единицы длины в порядке возрастания.
(мм, см, дм, м, км)
-А где мы пользуемся единицами длины. Для чего нам нужно их знать?
(Измеряем рост, разные предметы, расстояние.)
3) - А сейчас, я предлагаю поработать вам в паре.
Определите, какой единицей длины пользовались при измерении и допишите ее. Это задание у вас на карточке №1.
Длина карандаша – 18 ...
Ширина стола – 6 …
Высота телеграфного столба – 6 …
Расстояние от города до поселка – 30 …
Толщина книги – 30 …
Проверим работу. Сравните свои единицы длины с ответами на экране.
Отметьте в карточке контроле.
4)Давайте вместе установим соотношения между единицами длины и запишем их в тетрадь.
1 см = 10 мм
1 дм = 10 см = 100 мм
1 м =10 дм =100 см=1000мм
1км= 1000м=100000см=1000000мм
Слово километр- это какое слово? (сложное) и  состоит из 2 частей - кило и метр. А кто знает, что обозначает кило? (тысяча). Тогда все слово - тысяча метров. Где мы уже встречали такое? (килограмм)
1 км – 1000 м
Сравним нашу таблицу с таблицей на плакате. (одинаковые)
Ребята, дополните до  км993 м + … = 1 км  999м +50см +…..=1 км
750 м + … = 1 км
560 м + … = 1 км
А сейчас, предлагаю выполнить задание по выбору.
Выразите в других единицах измерения
3 км = … м 5 836 м = … км …м
4 км 702 м = ...м 530 см = … м …дм
6 км 42м = …м 384 дм = …м …дм…см
Для каждой величины слева, выбери равную ей величину справа.
520 см 5 200 м
 5см 2 мм 52 мм
5 дм 2см 52 дм
5 м 2 дм 52 см
5 км 200 м 520 мм
Проверим задание. Сравним свои ответы с ответами на экране.
-Мы выполняли задания. Где мы можем воспользоваться этими знаниями? А в жизни? (в строительстве, расстояния между городами, чтобы знать сколько времени затратим на поездку, на швейных фабриках, рассчитать количество ткани)
ФизминуткаПродолжение работа над темой урока
- Ребята, сейчас поработаем по учебнику.
- Откроем учебник на стр. 39 №171.
- Читаем задачу.
-Посмотрите на чертежи и сравните их. Что заметили?
(На первом чертеже автобусы двигались навстречу друг другу.А на втором двигались в противоположные направления)-Какими словами дополним первую задачу?
-Какими вторую?
-Решим эти задачи по вариантам.
1 вариант-первую задача, 2 вариант-2 задачу.
(Два ученика у доски, решают задачу с обратной стороны доски)
- Проверим решение 1 задачи. Объясняет решение ………….
1000 – (160+140) = 700( м)
- Проверим решение 2 задачи. Объясняет решение ………….
1000 + 160 + 140 = 1300(м)
-А как могли еще двигаться автобусы?
(В одно направление. Влево или вправо)Решим эти задачи. Решаем также по вариантам.
Проверка:
Влево: 1000+160-140=1020 (м)
Вправо: 1000-160+140=980(м)
Практическая работа
- Запишите в тетрадь многозначные числа, которые прозвучат:
а)  Республика Башкортостан расположена на рубеже Европы и Азии и занимает часть восточной окраины Восточно-Европейской равнины (Предуралье), горной полосы Южного Урала и возвышенно-равнинного Зауралья. Протяженность территории с севера на юг - 540 000 метров, с запада на восток - 420 000 метров. Замените данные числа суммой разрядных слагаемых.
б)  Мы проезжаем по берегу р. Белой - самой большой реки в Башкортостане. Её протяженность - 1 млн. 430 тыс. метров.
- Что показывает цифра 3 в записи числа? (Десятки тысяч)
в)  На востоке Башкирии высятся Уральские горы. Выше других поднялись горы Ямантау - 1640 метров и Иремель - 1586 метров.
- Назовите соседей числа 1640. (1639 и 1641)
- Определите сколько всего десятков, всего сотен в числе 1586. (В числе 158 десятков).
- Сравните эти числа. (1640 >1586)
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, с метром, а что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня.
- Так у древних египтян основной мерой длины служил ЛОКОТЬ – расстояние от конца пальцев до согнутого локтя.
- В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека:
Дюйм – 2,5 см
Фут – 30 см или 12 дюймов
Ярд – это расстояние от носа короля Генриха Первого до конца среднего пальца его вытянутой руки.
- А теперь ответьте вот на такие вопросы: какого роста была Дюймовочка из сказки Андерсена?  (2см 5 мм).
- 7 футов под килем – это сколько метров? (30Х7=210см или 2м 10см)
В Японии существовала мера, называемая -  лошадиный башмак. Так называли путь, проходимый лошадью, пока износится привязываемая к её ногам соломенная подошва, заменявшая в этой стране подкову.
- А кто знает, какие меры длины раньше использовали на Руси? (сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин, вершок).- Маховая сажень – 1м 76 см – расстояние между раскинутыми в стороны руками.
Косая сажень -  2м 48см – расстояние между кончиками пальцев вытянутой вверх руки и пальцами противоположной ноги.  
У него косая сажень в плечах – это выражение вам наверняка приходилось слышать. Применялось оно как характеристика человека с очень широкими плечами. На самом деле людей с такими плечами просто не существует!
- Аршин – 71см. Слово пришло к нам с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли АРШИНАМИ. Восточные купцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами.     Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, - но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные.  У одних они были длинные, у других короткие. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с руками покороче: тот же  кусок, а аршинов больше.
- ВЕРШОК – это длина верхней части пальца -  4см 4мм.
- А о каком человеке можно сказать «От горшка два вершка»? 
- Два вершка – это около 9см. Людей такого роста. Не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при указании роста человека раньше счет велся после 2 аршин т.е после 142, 24см . Значит, от горшка два вершка – это чуть больше полутора метров.
Рефлексия. Итог урока.
-С какой новой единицей измерения вы познакомились?
- Сколько километров в 1 м?
Давайте посмотрим, что у нас получилось.
У кого получилось много «плюсиков»? Вы можете поставить себе 5 за работу на уроке.
У кого получилось «плюсиков» поменьше, можете себе поставить 4.
А у кого их больше 2,3, то это значит, что нам надо еще поработать.
 Домашнее задание
№154, с.37, №28-30, с.24 р/т
1. Игра «Истинно-ложно»
- Уменьшить число в 18 раз – значит умножить его на 18 - 
- Чтобы число умножить на 1000, то к этому числу справа надо приписать 3 нуля -
- В числе 806 – 8 сотен и 6 десятков -
- Если к 3 сотням прибавить 2 десятка, то получиться 302 - 
- Если число умножить на 0, то в результате получиться 0 -
- Если число разделить на 1, то получиться 1 - 
- Число 988 больше, чем число 900 на 88 - 
- Если число поделить на 0, то получиться 0 - 
2. Какой единицей длины пользовались при измерении, допишите.
Длина карандаша – 18 ...
Ширина стола – 6 …
Высота телеграфного столба – 6 …
Расстояние от города до поселка – 30 …
Толщина книги – 30 …
3.Соотношения между единицами
1 см - … мм
1 дм - … см - … мм
1 м -… дм -… см- … мм
1км- … м- … см- … мм
4.Дополните до  км993 м + … = 1 км  999м +50см +…. .=1 км
750 м + … = 1 км
560м+ … = 1 км
5.Выразите в других единицах измерения
3 км = … м 5 836 м = … км … м
4 км 702 м = … м 530 см = … м … дм
6 км 42м = … м 384 дм = … м … дм…см
6.Для каждой величины слева, выбери равную ей величину справа.
520 см 5 200 м
 5см 2 мм 52 мм
5 дм 2см 52 дм
5 м 2 дм 52 см
5 км 200 м 520 мм
метр грамм секунда
сутки
килограмм сантиметр грамм час
миллиметр минута сутки секунда
дециметр секунда
единицы
длины массы
времени