Урок геометрии Треугольники в решении задач в 7 классе

МБОУ «Утяшкинская основная общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ»
Дата:24.11.2015год
Учитель: Хасаншина Лариса Фаритовна
Предмет: Математика
Класс:7 класс
Урок № 56\10
Тема урока: Треугольники в решении задач
Цели урока:
Образовательные:
Организовать деятельность учащихся по применению знаний при решении задач на применение элементов треугольника; классификацию треугольников и признаков равенства треугольников
Развивающие:
Развивать навыки исследования учащихся;
развивать логическое мышление и память учащихся;
развивать математическую речь учащихся;
развивать точность и наблюдательность учащихся;
Воспитательные:
прививать аккуратность;
воспитать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
формировать способности к адекватному оцениванию деятельности;
формирование интереса учащихся;
развитие деловых качеств личности, личностного самосовершенствования.
Оборудование, наглядность: проектор, компьютер, доска, учебник, чертежные принадлежности, египетский треугольник, магниты, двусторонний скотч,конверт; карточки с заданиями, на печатных листах эталон ответов и домашнее задание, презентация , компас, иллюстрации художников, рисунки детей , книги для подготовки к ОГЭ.


Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня нашу деятельность будет направлять на протяжении всего урока компас «времена года». Давайте создадим его.
Учащиеся по компасу определяют направления географических полюсов и в совместном обсуждении учителя и учащихся создаем компас «времена года»:
Пусть Север- синий- зима (используем репродукции художников о зиме).
Пусть Юг- зеленый- лето(используем репродукции художников о лете).
Пусть Запад –желтый -осень(используем репродукции художников об осени).
Пусть Восток- красный- весна(используем репродукции художников о весне).
(Размещаем цветные круги или репродукции в соответствии с направлением компаса).
2. Мотивация урока.
В беседе определяем тему урока, цели урока.
Учитель
Учащиеся

Сколько месяцев в году ?
12 месяцев

Сколько месяцев в каждом сезоне
3 месяца

С какой фигурой можно связать число «3»?
Треугольник


Расскажите о треугольнике, используя число «3».
3 вершины,3 стороны, 3 угла, 3 признака равенства треугольников, 3 биссектрисы, 3 медианы, 3 высоты, сумма трех углов треугольника равна 180 градусов

Молодцы! А как вы думаете, мы уже всё знаем о треугольнике?
Нет. Ещё надо много исследовать и узнать об этой фигуре. Например, как найти площадь треугольника и т.д.

А где можно применить Знания о треугольнике?
В решении задач, на экзаменах, в жизни.

Правильно на экзамене ОГЭ в 9 классе , где данная тема рассматривается в вопросах 9основной части и вопросах 24,25 повышенной трудности. Мы будем обращаться к материалу из сайта ФИПИ и сайта Дмитрия Гущина для подготовки к ОГЭ ,познакомимся с печатными изданиями (демонстрирует книгу).
Практическая область применения данной темы очень велика, некоторые из них мы рассмотрим сегодня, а продолжим на других уроках.
Значит тема нашего урока и в чем:
Для чего мы будем этим заниматься:




Будем развивать






______________________________
Будем воспитывать в себе:












ЗАПИШЕМ ДАТУ И ТЕМУ УРОКА В ТЕТРАДЯХ И НА ДОСКЕ.
















Треугольники в решении задач.
Научиться применять знания о треугольнике в практике , в решении задач и на экзамене

Развивать навыки исследования учащихся; развивать логическое мышление и память учащихся; развивать математическую речь учащихся; развивать точность и наблюдательность учащихся
______________________________
прививать аккуратность; воспитать коммуникативные навыки в совместной деятельности; формировать способности к адекватному оцениванию деятельности; формирование интереса учащихся ;развитие деловых качеств личности, личностного самосовершенствования.















3. Актуализация знаний.
Учитель: Весна прислала конверт с заданиями для актуализации ваших знаний.
Сингапурская методика Quiz-Quiz-Trade (включается музыка, поднимают руку , ищут пару, задают по 1 вопросу, отвечают, расходятся , поднимают руку, ищут пару, выполняется 1-5 раз ).
Задание: Повторить следующие определения и формулировки :
1.Расскажите первый признак равенства треугольников.
2.Расскажите второй признак равенства треугольников.
3. Расскажите третий признак равенства треугольников.
4.Что называется медианой?
5.Что называют биссектрисой?
6.Чему равна сумма углов треугольника?
Учитель:Молодцы! За ваше трудолюбие весна прислала подарок.
Исторический материал:
Египетский треугольник – В Древнем Египте в строительстве использовали веревку с 13 узелками, соединив 1 и 13 узелки, получали прямоугольный треугольник со сторонами 3 части, 4 части и 5 частей. Этот треугольник используют и поныне : в строительстве, фотографии 3x4, 9x12. В скором будущем подробнее мы коснемся этой темы.

4.Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне.
Учитель: Лето . Растим дружно урожай.
А) Работа по готовым чертежам (на доске) (Фронтальный опрос).
№1.

-Назовите смежные углы ?
-Угол АDВ равен? (100)
-Чему равна сумма углов треугольника? (180)
-Чему равен угол ВАD (180-160=20), угол DАС, (20) угол А (40)?
-Чему равен угол С? (180-60-40=80)
-Назовите равнобедренный треугольник . (треугольник АСD)
№2.

-Назовите вертикальные углы?
-Чему равен угол ВОР?
- По какому признаку равенства треугольников треугольники СОТ и ВОР равны? (2 признак) Почему? СО=ОВ по условию, углы С и В равны по условию , углы СОТ и ВОР равны как вертикальные.
Учитель: Лето - хорошая пора для укрепления своего здоровья! И мы с вами выполним математическую зарядку для глаз.
Физкульт.минутка: (зарядка для глаз)
Рисуй глазами треугольник.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
ТЫ-МОЛОДЕЦ!




или зарядка по Сингапурской методике
FOLLOW THE LEADER
(Фолоу зе лидер: под музыку в цепочке что показывает первый делают все, музыка останавливается –первый уходит назад, второй показывает –делают все)

Включить проектор!!
Б) Учитель: Вот теперь мы можем приступить к заданиям из сайтов по подготовке к экзамену ОГЭ. (Работа в парах.)
По готовности поднимают руку и вдвоем описывают решение.
№1 из сайта ФИПИ.(на мониторе)

№2. Из сайта Дмитрия Гущина. (на мониторе)


№3. Задача из учебника стр.31 №94.

В) Летом мы много времени проводим у водоемов. Давайте узнаем способ измерения ширины водоема.
Работаем вместе по заполнению пропусков. (на мониторе и раздает учитель карточки).Учащиеся проговаривают и пишут в карточках.


(ВЫКЛЮЧИТЬ МОНИТОР!!)

5.Применение знаний и умений в новой ситуации.
Учитель: Осень-пора собирать урожай. Листопад. На столах у вас разноцветные кленовые листья с прототипами заданий ОГЭ. Работаете самостоятельно. (Индивидуальная работа по карточкам Учащиеся решают в тетрадях.)
1.Укажите номера верных утверждений.
А .В треугольнике против меньшего угла лежит меньшая сторона.
Б .В треугольнике против меньшей стороны лежит больший угол.
В .В треугольнике против меньшей стороны лежит меньший угол.
Г .В треугольнике ABC, для которого А =400, В=600, С=800, сторона AC наибольшая.
2. Укажите номера верных утверждений.
А . Сумма углов треугольника не превосходит 1800.
Б . В треугольнике против большей стороны лежит меньший угол.
В . Каждая сторона треугольника больше суммы двух других сторон.
Г . В равностороннем треугольнике все медианы, биссектрисы и высоты, проведенные из вершин пересекаются в одной точке.


3. Укажите номера верных утверждений.
А . Сумма смежных углов равна 900.
Б . Через любые две точки проходит не более одной прямой.
В . Через любые две точки проходит не менее одной прямой.
Г . Биссектриса делит угол на два равных угла.
4. Укажите номера верных утверждений.
А . В треугольнике АВС, для которого АВ=4, ВС=5, АС=6, угол В наибольший.
Б . Вертикальные углы равны.
В . Треугольник со сторонами 1, 2, 3 не существует.
Г . В треугольнике против меньшего угла лежит меньшая сторона.
№5.ИЗ САЙТА ФИПИ

№6. ИЗ САЙТА ФИПИ


№7.
№8.

№9. Один из острых углов прямоугольного треугольника равен 36 градусов. Найти его другой острый угол. Ответ дайте в градусах.

№10 Два угла треугольника равны 37 и 74 градуса. Найдите его третий угол. Ответ дайте в градусах.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и коррекция.
Учитель: Зима. Вот настал ответственный момент, когда можно подвести итоги. Праздновать успехи. По эталону выполним взаимоконтроль карандашом. На доске Лист ответов и критериев.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
КРИТЕРИИ

А,В
Г
Б,Г
А,Б,Г
96
84
8
120
54
85
меньше 6 – «?»
6,7ответов- «3»
8,9ответов-«4»
10 ответов – «5»


Учитель: Обратите внимание на ошибки, подойдите к учителю на перемене разберем. В конце урока тетради положите на стол учителя.








7. Рефлексия. Подведение итогов урока. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Учитель :Заполните таблицу и оставьте на столе учителя.
Имя:





Темы:
Знаю +
не знаю -определения
Вижу в задачах +
Не вижу в задачах -
Могу применять +
Не могу применять-
Нужна помощь +
Не нужна помощь -
Урок мне полезен +
Урок бесполезен –
Ваше отношение к ОГЭ

Биссектриса






Медиана






Высота






Смешанные числа






Вертикальные углы






Равнобедренный треугольник






1 признак
2признак
3 признак








Учитель: Домашнее задание : №121, №122, или из сайта Гущина вопрос №9 выбрать 5 задач по данной теме и оформить решение в тетрадь. Вопросы по домашнему заданию имеются ? Если нет..
Какая связь между основными праздниками и временами года: Новый год, День Защитников Отечества, 8 марта, День защиты детей, День знаний?
Спасибо за урок! До свидания!

































































15