Статья Как помочь ученику сдклать презентацию по краеведению

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Спасска Пензенской области


Статья
«Как помочь ученику сделать презентацию по краеведению»

Подготовила:
учитель истории Сушкина О.А.

В нашей школе существует многолетняя традиция вести краеведческую работу. Она была одним из приоритетных направлений в образовательном и воспитательном процессе всегда.
Потеря уровня нравственности, краеведческая и историческая безграмотность, недостаточный уровень патриотизма - это лишь некоторые негативные черты современного Российского общества. Школа является основной институтом современной действительности способной нести в общество воспитательный заряд против перечисленных недостатков.
Данная проблема решается в процессе изучения таких учебных предметов как: история Пензенского края, история России, литературное краеведение, география; при проведении классных часов и мероприятий.
Особое внимание данной тематике уделяется при изучении курса ИПК
в 8 классе при изучении тем:
Основание с. Богданово (г. Спасска)
Топонимика нашего города и района.
Наш город и район в XYII веке.
Город и район в XYIII и I половине XIX в.
Город и район во II половине XIX в.
в 9 классе при изучении тем:
Город Спасск-на-Студенце в начале XX века.
Революция 1905-1907г.г. и события в Спасске и уезде.
Спасский уезд и Спасск в годы I Мировой войны.
Спасский уезд и Спасск в годы революции 1917 года и годы гражданской войны.
Беднодемьяновск и Беднодемьяновский район в предвоенные годы.
Беднодемьяновцы в годы Великой Отечественной войны.
Беднодемьяновская земля в послевоенные годы.
Спасск и спасский район в наши дни.
Большое внимание во внешкольной деятельности и внеклассной работе также уделяется туристско-краеведческой работе.
Это осуществляется, главным образом, с целью
воспитания у детей и подростков школы патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
приобщения детей и подростков к историческому и духовному наследию МОУ СОШ №1 г. Спасска, Спасского района и г. Спасска через практическое участие в сборе и хранении краеведческого материала, изучении и сохранении памятников истории и культуры.
При этом мы настраиваемся сами и настраиваем наших учащихся на решение следующих задач:
использование культурных ценностей города и района для развития детей и подростков;
содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
охрана и пропаганда памятников истории и культуры родного города и района;
активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;
формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности;
 совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
При решении этих задача мы используем различные средства и методы, но в последние годы одним из самых востребованных и популярных методов стало создание презентаций и учебных видеофильмов.
Как же проходит создание учебных презентаций по истории родного края.
Рассмотрим основные требования к содержанию и оформлению презентаций, а также основные этапы их создания.
Первый этап. Сбор информационного материала к презентации.
Как правило, на этом этапе работы проводится знакомство с ранее изготовленными презентациями и критериями оценивания результата работы.
Затем определяется конкретная тема, проходит экскурсия и начинается сбор материалов к презентации: работа в библиотеке, занятия на местности, моделирование.
Второй этап. Планирование содержания и составление сценария презентации.
На данном этапе оценивается и анализируется собранный материал. Окончательно отбирается информация, которая будет использоваться, определяется содержание и порядок расположения материала.
Третий этап. Планирование использования материала в учебной и внеклассной работе.
На этом этапе изучается возможность использовать материал по следующим направлениям:
показ тематической презентации на уроке при объяснении нового материала или на внеклассном мероприятии,
наглядная демонстрация динамики развития города или его отдельного района,
определение результата выполнения индивидуальных или групповых проектов:
-- подготовка учениками презентации для сопровождения собственного доклада на уроке или во внеурочной деятельности
-- создание коллекции презентаций, как отчетов о проведении группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.
совместное изучение материала учителем и учениками,
корректировка и тестирование знаний:
-- проведение дополнительных занятий,
-- работа с тестирующими материалами и тренажерами.
Четвертый этап. Распределение материала по слайдам, определение последовательности и целесообразности расположения материала.
Например,
Слайд 1.
Наименование мероприятия, для которого данная презентация предназначена.
Слайд 2.
Тема презентации.
Слайд 3.
Краткие сведения об авторах.

Слайд 4.
Краткое описание целей и задач.
Слайд 5.
Информативный материал.
Слайд 6.
Информативный материал.

Слайд 7.
Информативный материал.
Слайд 8.
Информативный материал.
Слайд ...
Завершающий слайд.


Пятый этап. Оформление презентации.
На данном этапе надо уделить внимание следующим важным элементам презентации и учесть такие нюансы:
стилевое единство всех составных частей работы, при этом надо обратить внимание на:
соблюдение единого стиля оформления,
недопустимость стиля, отвлекающего от содержания самой работы,
соразмерность элементов, чтобы вспомогательная информация не превалировала над основной.
цвет и фактура фона, которые не должны отвлекать внимание от содержания слайда.
использование цветовой гаммы слайда:
на одном слайде целесообразно использовать не более трех цветов: один - для фона, другой - для заголовков, третий – для текста,
для фона и текста лучше использовать контрастные цвета,
анимационные эффекты:
рекомендуется использовать возможности компьютерной анимации,
не следует перенасыщать работу анимационными эффектами, чтобы не отвлекать внимание от основного содержания.
содержание информации:
надо использовать, по возможности, простые слова и предложения,
минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных,
заголовки должны привлекать внимание аудитории.
расположение информации на странице:
предпочтительно горизонтальное расположение информации,
наиболее важная информация располагается в центре слайда,
при наличии картинки надписи лучше расположить под ней.
шрифты:
для заголовка - не менее 24,
для информации – не менее 18,
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации,
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив, подчеркивание,
нельзя злоупотреблять прописными буквами – они читаются хуже строчных.
способы выделения информации. Для этого следует использовать:
рамки, границы, заливку,
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки.
рисунки, диаграммы, схемы
объем информации:
не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации,
наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному в каждом слайде.
виды слайдов. для обеспечения разнообразия нужно использовать разные виды слайдов:
с текстом,
с таблицами,
с диаграммами.
Шестой этап. Демонстрация, защита работы. Оценивание работы.
В ходе и после демонстрации работы следует обсуждение и оценка работы. При этом надо уделить внимание таким важным критериям:
содержание-оно должно соответствовать целям работы;
анализ содержания – степень охвата известного материала подробное описание признаков явления, установление причинно-следственных связей, уровень систематизации и оригинальности;
корректность текста – отсутствие фактических, пунктуационных и орфографических ошибок, использование научной терминологии; точность, полнота, полезность и актуальность информации;
анализ дизайна, который можно провести по следующим параметрам:
общий дизайн – оформление логично, отвечает требованиям эстетики, не противоречит содержанию,
иллюстрации, рисунки, диаграммы – привлекательны, интересны, соответствуют содержанию,
текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
.
подписи, списки, таблицы – расположены и выстроены корректно;
все ссылки работают.
Таким образом, используя сам процесс создания презентаций и их возможности в процессе преподавания и в воспитательной работе, учитель имеет возможность сочетать приёмы воспитания, обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.










13PAGE 15


13PAGE 14215