русский язык. Из опыта работы. как можно помочь ученику избавиться от прочих ошибок


МОУ «Октябрьская школа»
Джанкойский район Республика Крым
учитель начальных классов Тернавская Нина Ивановна (стаж 35 лет).
Из опыта работы.
« Как можно помочь ученику избавиться от «прочих» ошибок»
Довольно часто встречаются «прочие» ошибки: лишний мягкий знак ( Косьтя ), лишняя буква ( тигор ), пропуск буквы ( м лыши ), замена буквы ( Игырь ) и т. д..
Наблюдения показывают, что не так уж безобидны все прочие ошибки. Причин для прочих ошибок много:
1.Детям так слышится: «Косьтя»;
2.Многие дети пишут так же как говорят: «октябырь» и т.д.. Известно, что легче ошибку предупредить, труднее её исправить. Чтобы легче было предупредить ошибки, учителю надо знать слова, в которых дети чаще всего допускают ошибки. Поэтому надо внимательно прислушиваться к тому, как говорят дети.
3.Дети добросовестно выучили правило, научились делать проверку. Теперь они уверены, даже пытаются доказать, что слова надо писать именно так, а не иначе: «кошичка», «шишичка» и т. д.;
4. У детей малый запас слов. Они ещё не наблюдательны, ещё не умеют самостоятельно писать трудные слова.
5. «Прочие» ошибки чаще появляются, когда учитель, боясь перегрузки, учит детей на лёгком материале. Даже для списывания с доски даёт лёгкие слова ( шуба, рама и т.д.). Отсюда нередко и получается, что если учитель сам составляет контрольный диктант, то весь класс выполнит его хорошо, если же диктант даёт администрация, то класс справляется с трудом.
Как же помочь учащимся овладеть навыком грамотного письма?
Если, например, для списывания с доски, а не под диктовку, учитель будет включать трудны слова, то дети будут быстрее и прочнее запоминать написание таких слов. Правил в этом случае не учат, а только чаще видят трудные слова и учатся правильно их писать. ( Словарные слова и трудные слова на все изученные темы: солнцепёк – солнце, пчеловоды – пчеловод, хоккеист, Татьяна и т. д. ) .6.Учитель не всегда проводит систематическое попутное повторение изученного материала. А это нужно делать на каждом уроке по 6 -7 минут. Систематическое попутное повторение изученного хорошо помогает всем ученикам, но особенно детям с ослабленной памятью.
7.Молодой, только начинающий учитель в качестве «разминки» предлагает первоклассникам задания для самостоятельного выполнения. Например, при изучении гласной буквы «ё» учитель диктует пять слов: ( свёкла, ёлка, тётя, нёс). Многие ученики допускают в первых трёх словах ошибки. И ошибки были допущены потому, что: во-первых, у детей не было возможности подумать, так, как услышав продиктованное слово, они сразу же начинали его писать, во- вторых, слово записывалось учениками так, как его произносил учитель: (съвекла, ёолка, цёця). А детей надо сначала научить, а уж потом их контролировать. Конечно, всех ошибок, какие допускают ученики в самостоятельных работах, учесть и предупредить невозможно, и всё же ошибки необходимо предупреждать.
В некоторых случаях, прежде чем писать продиктованные слова, ученики хором проговаривают их. Потом один ученик громко проговаривает правило, делает проверку, а класс слушает его. Затем учитель ещё раз диктует это слово, показывает трудную букву ( ставит её на полотно). Дети пишут продиктованное слово, подчёркивают трудную букву.
Систематическое попутное повторение изученного, своевременное предупреждение возможных ошибок – всё это способствует тому, что ученики хорошо запоминают написание трудных слов и хорошо справляются с ними в контрольных диктантах ( почти не допускают ошибок на изученные орфограммы, не допускают они и «прочих» ошибок. А добиваться грамотного письма – это основная задача учителя.