Доклад на тему Как помочь неуспевающему ученику

Как помочь неуспевающему.
Опыт создания условий для развития ребёнка.
Храмцова Светлана Николаевна
Учитель начальных классов.
-
МОБУ средняя общеобразовательная школа №10 г. Белорецк


В течение всей педагогической деятельности я пыталась решить проблему оказания помощи слабым ученикам.
В основе работы лежит рефлексивно – деятельностный подход (РДП).
Основой РДП являются теоретические положения учёных психологов Л.С. Выготского, Гальперина, их последователей Н.Г. Алексеева, В.К. Зарецкого:
- обучение становится более эффективным, когда оно подталкивает развитие самопознания
- в процессе обучения ученик субъект обучения
- учебный процесс строится по схеме « замысел-реализация - рефлексия»
- центральной категорией является «смысл».

Описание технологии опыта.
1. Устанавливаю эмоциональный контакт. Он не обходим, так как людям, собирающимся что-то делать вместе, важно почувствовать друг друга, понять особенности эмоционального состояния каждого партнёра. Учитель и ученики встретились. Что-то с ними происходило, но порознь, они были в разных пространствах. У учителя был другой урок, у детей тоже. Там могли произойти события, от которых они сразу не могут отстраниться. Если кто-то поссорился с другом - это не мелочь, это событие его жизни, субъективно ничуть не менее значимое, чем предстоящий урок. Это не значит, что надо обсуждать каждое такое событие на уроке. Обычно достаточно дать понять, что ты видишь его состояние и сочувствуешь ему - ребёнок мобилизуется. Словом, если не освободиться от груза разнообразных чувств, не поделиться ими, не выстроить эмоциональный «мост» между тем, что происходило до того и замыслом урока, то контакта между учителем и учениками не будет. А не будет контакта - не будет урока.
2. Доношу смысл до ребёнка каждой темы, каждого урока, каждого вида работы, каждого упражнения, каждого слова.
Стоит ребёнку потерять смысл того, что он сейчас делает, и он выпадает из урока, теряет интерес.
Учебный процесс выстраиваю от смысла к смыслу.
3. Согласую свои замыслы на урок с замыслами детей. Каждый ребёнок проговаривает, зачем он пришёл на урок, какую цель ставит, какие проблемы хотел бы решить. Роль учителя организовать работу, таким образом, чтобы помочь детям в реализации своих замыслов.
4. Строю учебную деятельность вместе с ребёнком. Не только показываю ребёнку, но и определяю вместе с ним, как вот этот конкретный шаг в учёбе продвинет его в направление к конечной цели. Какой шаг нужен сейчас и почему именно этот, как он связан с предыдущим. И тогда его успешность на этом конкретном этапе даст ему основание верить, что и конечную цель он сможет достигнуть. Ребёнок поверит в свои силы.
5. Организую учебный процесс таким образом, чтобы он основывался на деятельности ребёнка, на его собственной, лично для него значимой. В РДП такой деятельностью становится работа над ошибками. Работа идёт в эпицентре проблемы ребёнка, в эпицентре проблемы класса. На практике это означает, что если у ученика главная проблема в том, что он не умеет считать через десяток, занимаемся счётом через десяток, независимо от того в каком он классе. Заниматься другим бессмысленно. Осмысленная работа над главной на данный момент проблемой обостряет все способности ученика, ускоряет учебный процесс, позволяя наверстать упущенное.
6. Организую процесс таким образом, чтобы помочь каждому реализовать свои замыслы. Это может быть работа в парах, групповая или фронтальная. Важно чтобы ученики сами выбрали, сами определили, как им лучше работать. Тогда они начинают думать о том, что дает им та или иная форма работы. А значит, выберут эффективную для себя форму работы.
7. РДП - это последовательное воплощение в жизнь принципа сотрудничества учителя и ученика. Если учитель ставит перед собой цель урока, не посвящая в неё учеников и не согласуя с ними, то ученики превратятся в средство её достижения.
8. Выделяю время на рефлексию
по восстановлению смысла, если он утерян
по поиску эпицентра проблемы
по поиску смысла этого урока во взаимосвязи с предыдущим
по поиску способа решения проблемы.
9. Групповая работа. Делает необходимой рефлексию по поводу организации работы, по поводу поиска ошибок, по поводу способов решения учебной задачи.
Идет урок работы над ошибками диагностической контрольной работы. Предложила ребятам самим определить, где они допустили ошибки, найти их, определить, как надо было сделать правильно, да ещё проделать эту работу в группах. И хотя ошибок было не много, но эта часть урока заняла более 20 минут. Что в эти 20 минут происходило? Дети работали самостоятельно, о чём-то между собой спорили, при этом не писали, не читали, не изучали новый материал, не повторяли старый. Шёл процесс рефлексии, при чём рефлексии совместной. Мало было найти свою ошибку и объяснить её, надо было ещё убедить товарища, а у него могла быть другая точка зрения.
Половина урока ушла на то, чтобы разобраться с несколькими ошибками. Но после этой работы дети сами сформулировали ошибки, их причины и нашли способы избавиться от них.
В конце урока проводилась итоговая рефлексия, благодаря которой понимаешь, что же произошло в ходе реализации замысла.
Настя: «Хорошо работать в группе: тебе трудно - сосед тут же объяснит».
Айрат: «Плохо работать в группе: не успел сам подумать, тебе уже подсказывают»
Дима: «В группе работать интересно. Но очень трудно.
Трудно учесть мнения каждого и договориться»
Ответы ребят меня поразили. На уроке произошло много событий. Найдены ошибки и их причины. Пришло понимание, как делать, чтобы этих ошибок не было. Детям стало ясно над, чем работать дальше. Но главным событием стал новый опыт совместной деятельности. Именно он подвёргся рефлексии, и, оказалось, что у каждого свои мнения и предпочтения в отношении организации этой деятельности. Приобретённый опыт сотрудничества друг с другом стал центральным событием для ребят. Урок оказался ценен не только осмысленными ошибками и новыми знаниями. У них появился опыт совместной творческой деятельности в условиях различных точек зрения без «драки».
10. Изучение новой темы.
Выясняем, зачем нужна эта тема, в чём её смысл, как поможет её освоение в дальнейшем, количество часов по программе, какие контрольные работы предстоят.
Объяснение учебного материала в форме беседы крупными единицами.
Закрепление материала на упражнениях предельной сложности. Обычный педагогический стереотип: если ребенку трудно, надо облегчить его труд. В РДП – если трудно, часто нужно сделать еще труднее, но помогать. Развитие, переход в новое качество требует напряжения. Кроме того с трудными заданиями не справиться не так страшно, как с легкими.
Система упражнений от сложных до простых. Ребенок сам определяет, какой уровень он осилит.
Диагностическая контрольная работа. Цель - выявить ошибки.
Работа над ошибками.
Итоговая контрольная работа.

11. Работа над ошибкой в РДП.
Трудности и проблемы у ребенка возникают при появлении ошибки. В РДП ошибка - это не то, за что наказывают ученика, ставят плохую отметку. Ошибка - друг, дающий обратную связь ученику, помогающий ему понять, что ещё не освоено, над чем ещё надо работать. Поэтому возникают два типа контрольных работ. Первый тип, когда материал освоен неполностью, но нужно понять, что ещё недопонял, недоделал, недоосвоил. Второй тип контрольных работ, когда материал освоен (по мнению учащихся). Здесь уже ошибок быть не должно. Если всё же ошибка допущена, то появляется материал для рефлексии.
Провожу диагностическую контрольную работу. Цель - выявить ошибки. Ошибки не исправляются, а только отмечаются. Роль учителя - довести смысл выполнения этой работы.
«Инвентаризация» ошибок. Ребенок ищет причину появления ошибок, затем объединяет ошибки в группы по причине их появления. Количество групп меньше, чем количество ошибок, поэтому психологически ребенку легче. Задача учителя - задать вопросы, помогающие найти эпицентр проблемы и помочь понять смысл проделываемой работы. В тетради ученика появляется таблица, в которой он отображает свои ошибки.

Задание
Виды ошибок

1
+

+

+
+

2

+
+
+

+

3
+
+
+

+



После того как ученики составили таблицы у себя в тетрадях, учитель совместно с ребятами составляет для класса общую таблицу ошибок на ватмане для того, чтобы поле ошибок было структурировано, столбики и строчки таблицы показывают, куда направить деятельность ученику и учителю
Ф. И.
ученика
Виды ошибок


Имена
собствен.
Сочетания
жи, ча,
Перенос
слов
Написание
Ь знака
Пропуск
букв
Замена
букв

Пучков С.
+
+

+

+

Немкова Н.

+
+


+

Костенкова К.

+
+

+



Психологически ребёнку легче. Не у меня одного такая ошибка. Он видит, с кем можно объединиться в группу, к кому обратиться за помощью. Таблица висит пока все не избавятся от ошибок.
Традиционно инвентаризацией занимается учитель и ребенку преподносится готовый результат этого этапа. В жизни эту работу человеку нужно делать самому. Инвентаризация ошибок учит анализировать свою деятельность.
Выбор ошибки.
Ребёнок сам выбирает ошибку, над которой в первую очередь хотел бы поработать. Учитель объясняет важность этого шага. Поскольку ребёнок сам определяется с чем ему работать, то этим самым берёт ответственность за конечный результат на себя. Учитель в этот процесс не вмешивается.
Работа над ошибкой.
В традиционном обучении работа идет по образцу. В РДП организуется поиск способа избавления от ошибки. Ученик прописывает шаги найденного способа: «Для того чтобы избавиться от этой ошибки, я делаю». И тем самым создает себе памятку. Если он считает, что найденный способ поможет ему избавиться от выбранной ошибки, то запрашивает контрольную работу на испытание способа.
Испытание способа. Это контрольная работа по просьбе ученика на ошибку, над которой он работал. Если способ проходит испытание, то ученик берет его на вооружение и выбирает новую ошибку. В случае неудачи способ дорабатывается: дописываются новые шаги или расписывается более подробно один из шагов. Новый способ снова фиксируется для того, чтобы была возможность сравнить его с прежним результатом. Способ «выращивается» до культурного образца, т.е. пока не становится универсальным для решения данной учебной задачи.
Когда ученик избавился от ошибок диагностической контрольной работы, то по его запросу пишется итоговая контрольная работа. Цель её - проверка знаний по теме.
Таким образом, работа над ошибкой идет в эпицентре проблемы ребёнка, опираясь на его собственный опыт. В каждый момент деятельности идёт осмысленная работа.
Какие трудности встречались мне в работе.
Держать позицию сотрудника.
Не хватает терпения, чтобы дождаться ответа от ребёнка. Проскальзывает подсказка, которая «убивает живую мысль ребёнка». Задаются лишние вопросы, которые мешают ребёнку думать.
3.Желание экономить временя на прослушивание замысла каждого, рефлексию.
Экономия времени чревата тем, что, во-первых, не зная замысла ребёнка, нельзя оказать ему своевременную помощь; во-вторых, ребёнок выпадает из учебного процесса, теряет смысл работы.

4. Трудно признать, что если ребёнок не включается в работу, то у меня что-то не получается.
Вопросы, требующие разрешения в ходе дальнейшей работы.
Найти такой путь (способ) обучения при котором ученики освоили бы способы их решения. Овладение способом решения происходит через формирование определённого механизма познавательной деятельности учащихся.
Найти этот механизм.
Выводы:
Если учитель работает в позиции сотрудника, является помощником, между учителем и учеником выстраиваются субъект - субъектные отношения, учитель взаимодействует с учеником, учебный процесс идёт по мысли ребёнка и в эпицентре проблемы ребёнка, то
дети успешны в учёбе,
развиваются,
у них нет страха перед ошибкой,
снимается напряжение,
снимаются внутренние проблемы,
свободно говорят о своих проблемах,
решают их,
а значит живут.
.
Рекомендации по использованию опыта.
Чем раньше с детьми начать работу, тем выше будет результат. Таким образом, сравнивая собственный результат с результатами других и участвуя в создании критериев оценки, дети осваивают объективное оценивание и довольно быстро перестают смешивать глобальную личностную оценку себя как достойного и любимого ученика и оценку своей умелости в орфографии, счёте и прочих учебных умениях.




























ЛИТЕРАТУРА.










13PAGE 15


13PAGE 14315




15