Урок грамоты по теме Звуки [р], [р]. Буква Рр


Тема урока: «Звуки [р], [р`] и буква Рр»

Цель урока: познакомить с согласными звуками [р], [р`] и их обозначением буквами
Р и р.
Прогнозируемый результат: учащиеся научатся на слух различать в словах новые согласные звуки и обозначать их при чтении буквами Р и р, смогут читать слоги разной структуры с буквами Р, р, пополнят словарный запас по лексической теме «Кто живёт в реке?», выведут экологические правила поведения , научатся писать заглавную и строчную буквы Р,р, слоги и слова с новой буквой.
Тип урока: усвоение нового материала и первичное закрепление знаний.
Вид урока: интегрированный (чтение, письмо).
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации по лексической теме, схемы.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой.
- Доброе утро, ребята и уважаемые гости. Этот урок не совсем обычный, так как мы принимаем гостей. Принимать гостей всегда очень приятно. Давайте поприветствуем их так, как это делают школьники.
- Ребята, чему вы сегодня удивлялись? А моё удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. А вот как это было:
Утром ранним кто-то странныйЗаглянул в моё окно.На ладони появилосьЯрко-рыжее пятно.Это солнце заглянуло!Тонкий лучик золотой.И, как с первым лучшим другом,Поздоровалось со мной.
- Давайте  же и мы поприветствуем друг друга.

(Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожеланий)
2. Деление на группы. Повторение правил работы в группе.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Постановка целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, а, значит, что мы должны будем сделать на уроке?
(Научимся читать и писать новые слова и т.д.)
- Хотите узнать новое? Не боитесь трудностей? Тогда, вперед!
2. Беседа об изученных звуках и буквах.
- Ребята, вы заметили на ваших бейджиках буквы. Что вы можете о них сказать?
- Что вы знаете о гласных звуках?
- О согласных?
- Чем отличается звук от буквы?
III. Усвоение новых знаний.
1. Знакомство с новыми звуками [р], [р`].
«Отгадай загадку!»
За лугами, над рекой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
На небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная… (радуга)

Звуковой анализ.
- Что такое радуга? (природное явление)
- Кто из вас видел радугу?
- Какая она?
- Сколько звуков в этом слове?
(Строим схему. Коллективное обсуждение)Игра «Поймай слово!» (речка)
- Какое слово вы поймали?

Звуковой анализ.
- Что такое речка?
- Какие речки вы знаете?
(Строим схему. Коллективное обсуждение) - Сколько звуков в этом слове?
2. Упражнение в слышании новых звуков в словах.
«В чьём имени есть звуки [р], [р`]».
3. Знакомство с буквой Рр
4. Чтение.
Чтение слоговых таблиц. Работа в паре.

IV. Физминутка (музыкальная)
5. Письмо.
Подготовка руки к письму. Упражнение с карандашом
Рассматривание и сравнение печатной и письменной букв Рр Объяснение и письмо буквы – строчной и заглавной.


6. Чтение.
Чтение текста «Арман и Роман» Восстановление текста с помощью слов-картинок и схем.
У Армана удочка. А у Романа лодка. Рано утром Арман и Роман на речке. Они ловят сома.
- Роман, смотри, там сом! Он большой.
Арман и Роман поймали сома. Сом тяжёлый. У сома усы.
- Арман, ты устал?
- Устал.
Беседа по вопросам («Тонкие» и «толстые» вопросы)
- Где были Арман и Роман? - Почему устал Арман?
- Что они делали? - Как вы думаете, Роман поможет Арману нести
- Какой был сом? Сома? Почему?
- Кто нёс сома?
Работа в группах «Кто живёт в реке?»

Каждая группа выбирает из конверта картинку с изображением речного животного, в названии которого есть новые звуки и составляет звуковую схему.
Презентация
V. Итог урока - Вернемся к началу урока. Вспомним, какие цели мы поставили для себя.
- Выполнили ли мы их?
- Для обозначения каких звуков служит буква Р?
VI. Рефлексия. Самооценка собственной деятельности на уроке. - Что понравилось на уроке?
- Что было самым трудным?
- Чему вы удивились?
- Оцените свою работу на уроке.
Лучики (синий или жёлтый) прикрепляются к солнышку.