Урок грамоты на тему: Звуки [З], [З’] буква З (1 класс)


План – конспект урока
Класс: 1 «Б»
Предмет: Грамота
Тема: «Звуки [З], [З’]; буква З»
Цель урока: Познакомить учащихся со звуками [З], [З’] и буквой З.
Задачи урока:
Обучающие: Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости. Определять положение звука в слове.
Развивающие: Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух, связную речь (умение составить простое распространённое предложение).
Воспитывающие: Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.
Время проведения:
Место проведения: 101 кабинет в КГУ «СОШ № 52»
Дата проведения: 18.11.2015
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Садитесь.
Раз, два – повернись и в комариков превратись.
Изобразите большого комара, который летит и поет свою песенку.
З – З – З
А теперь превращаемся в маленького комарика, и поем его песенку.
Зь – Зь – ЗьЗнакомство со звуками
Учитель Учащиеся
Посмотрите на доску и назовите нарисованные на картинках предметы: ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, МЕДУЗА, ЗАБОР. Какие звуки мы слышим в каждом слове? Звуки [З], [З’].
Правильно это звуки [З], [З’]. Ребята повернитесь лицами друг к другу и произнесите звук [З] и посмотрите, как вы его произносите.
Учащиеся поворачиваются друг к другу и произносят звук.
Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З]? «Улыбаются».
А язычок? «Лежит у нижних зубов».
А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука? Холодный.
«Поймай комара»
Я буду произносить, разные звуки, слоги и слова в которых встречается звук [З]. Как только вы его услышите, хлопните в ладоши. М - З - Р – З - К – Т – З; МА – ЗА – СО – ЗО – ПО – ЗЫ – СИ – ЗИ.
Молодцы вы замечательно справились с заданием. Учащиеся хлопают в ладоши.
А сейчас давайте сравним звуки [З], [З’] между собой. Звук [З] – согласный, звонкий, твердый. Как мы его будем обозначать в звуковой схеме слова? Синим цветом.
Звук [З’] – согласный, звонкий, мягкий. Как мы его будем обозначать в звуковой схеме слова? Зеленым цветом.
Сейчас я буду называть слоги и слова в которых есть звуки [З], [З’], а вы должны определить мягкий или твердый звук в слове и показать соответствующий знак. Учащиеся поднимают кружочек (зеленого или синего цвета).
Зеленым цветом – [З’]. Синим цветом – [З]. Зи, зе, зя, зё, зь, зю.
Зелёный, земля, зерно, зебра, зима, зефир, зеркало, земляника.
Изюм, хозяин, газета, музей, озеро, корзина, бензин, магазин, друзья.
За, зу, зо, зы, зэ.
Зал, запах, завтра, завод, забор, загар, закат, загадка, Зоя, зонтик, золото.Коза, глаза, ваза, роза, Лиза, берёза, грызун, язык, музыка, изба, азбука, воздух, гнездо. «Новоселье»
Рассмотрите домики. Обратите внимание у одного домика крыша синего цвета, а у другого зеленого цвета. А также посмотрите на карточки с изображением предметов в названии которых есть звуки [З], [З’], вы должны поселить их в домики. Учащиеся по очереди выходят к доске
Как вы думаете, какие звуки будут жить в домике с синей крышей? В названиях которых слышится твердый звук [З].
А в домике с зеленой крышей? В названиях которых слышится мягкий звук [З’].
Зеленая крыша Синяя крыша 1. Изюм.
2. Зефир.
3. Корзина.
4. Газета. 1. Коза.
2. Забор.
3. Береза.
4. Зонтик «Составь предложение»
ВАЗА – РОЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА. Учащиеся составляют предложения по паре картинок.
Физминутка «Зайки»
Зайки белые сидят
И ушами шевелят.
Вот так, вот так,
И ушами шевелят.
Зайкам холодно сидеть,
Надо лапки им погреть.
Вот так, вот так,Надо лапки им погреть.
Зайкам холодно стоять
Надо зайкам поплясать.
Вот так, вот так,
Надо зайкам поплясать. Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом.
Знакомство с буквой «З»
Ребята звуки [З], [З’] обозначаются буквой З. Посмотрите, вот буква «З». (Выставляется карточка с изображением буквы «З»).
Букварь Пропись
Открываем страницу 66. Посмотрите на букву печатную и прописную.
Заглавная буква состоит из 2 полуовалов, похожа на цифру 3, поэтому не составит труда написать в прописях.
Строчная буква состоит из двух элементов: строчного полуовала, подстрочной петли.
Найдите букву «З» в своей прописи. Проведите по ней пальчиком.
Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки, поднимаемся вверх, закругляем, касаемся верхней линии рабочей строки, пишем прямую наклонную – это 1 элемент.
Начинаем чуть выше нижней линии рабочей строки, ведем закругление вверх, пишем элемент буквы у – это 2 элемент
Потом обе части соединяешь и между этими элементами "поднимаюсь по написанному, закругляем в правую строну и вниз пишем элемент буквы у".
Ребята, давайте посмотрим на картинку. Кто изображен на картинке? Зайчик.
А что у зайчика в лапах? Корзинка. А что в корзинке? Розы. Посмотрите у каждой розы есть свое имя. Зо, за, зи, зу, зы. Давайте пропишем в прописях слоги за и зо.
А чем зайчик закрывает свои розы? Зонтиком. Ребята давайте прочитаем слова, в которых присутствует буква З. Зубы, зуб, зубр, тазы, таз, глаз, коза, гроза, грозы, зима, Зина, алмаз. Какое слово скрыто в схеме? Замок. Физминутка (пальчиковая гимнастика «Замок»)
Исходное положение: Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.
На двери висит замок,
(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)
Кто его открыть бы смог?
Потянули!
(Пальцы - в замке, потянуть, не расцепляя)
Покрутили!
(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)
Постучали!
(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга).
И открыли!
(Расцепить пальцы).
Про Зину
Как звали внучку? Зина. Какой была бабушка? Старой.
Кто посадил розы?
(Что посадила Зина?) Зина.
(Розы.) Какое время года пришло? Зима.
Прописываем слово зима.
Кому отдала Зина розы? Бабушки.
Кто рад розам? Зина, бабушка. Какое слово скрыто в схеме? Давайте в прописях пропишем предложение: У Зины розы.
left20383500
Учитель Учащиеся
Видеофрагмент из сказки «Золушка».
А вы узнали какая это сказка? Золушка.
Ребята, рассмотрите картинки.
Что изображено на картинке?
1 картинка: Золушка убирается, а мачеха на нее ругается, сестра усмехаются, а отец не может защитить свою дочь и очень за нее переживает.
2 картинка: Бал в замке, Золушка на балу танцует с прекрасным принцем.
О чем говориться в сказке? О девочки которая жила с мачехой, с 2 сестрами и отцом. Сестра и их мать издевались над девочкой заставляли ее делать всю работу по дому.
Кто главный герой сказки? Золушка.
Какие герои в ней присутствуют?
Добрые и злые.
Отец, мачеха, 2 сестры, принц, фея.
Давайте прочитаем слова. В каких из слов есть буква З? Зола, Золушка, зал, замок.
Давайте составим предложения используя эти слова. Учащиеся составляют предложения устно.
Ребята, давайте ответим на вопрос после картинок. Кто тут добр, а кто зол? Кажутся злыми по картинки мачеха и ее дочери, а остальные добрыми.
Какие герои в сказке были злыми? Мачеха, 2 сестры.
Какие герои были в сказке добрыми? Фея, отец, принц.
Итог занятия
Ребята, вспомните, с какими звуками мы сегодня познакомились на занятии?
Со звуками [З], [З’].
А какой буквой обозначается на письме данные звуки?
Буквой З.
Рефлексия

Домашнее задание
Методист: .
Учитель: .