Консультация для воспитателей Устное народное творчество как средство социально-нравственного воспитания детей


РОЛЬ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.Р. БунятоваКомментарии ( 0)   |    PDF (158 K)  |   стр. 85-88
Цель воспитания - развить в ребенке личность, отличающуюся мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающим. При этом надо помнить, что насильно это сделать нельзя - можно только содействовать ребенку в выработке определенных качеств и идеалов. [2]
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок не сразу сам по себе приобретает навыки и умения взрослых , а лишь общаясь с взрослыми, он перенимает у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в ч6еловеческом обществе. Основной мотив деятельности дошкольника - познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира. [1]
Способность менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий - результат успешной социальной адаптации, в процессе которой ребенку необходимо усвоить правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп (семья, группа детского сада и др.). Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус. [5]
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая определяющим образом влияет на ценностные ориентации школьника (семья, среда товарищей и друзей и др.). Пути и средства нравственного воспитания имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению учащихся, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.
Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. [4]
Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании. В разговорах о своих родителях или членов семьи дети нередко восклицают: «Мой папа самый сильный или моя мама самая добрая и ласковая».
Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Выбор, поведение осуществляются ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обусловливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Фольклор, устное народное творчество, сказки, изобразительное искусство, музыка, мультфильмы, и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, поговорки, пословицы, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику.
Наиболее распространенный вид устного народного творчества это сказки. Мышление ребенка на ранних стадиях возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы. Народная сказка и в этом отношении отвечает потребностям ребенка; её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности»- путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся, выразителями идеи представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера- добротой, трусостью, смелостью- и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности. Ясная, не сложная характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их поведению. Это содействует пониманию идеи сказки, того, чему она учит своих слушателей.
Своих героев сказка преподносит в интересных, выразительных поэтических образах. Например, образ Тых-тых ханум, дает понять детям что при выборе друга нужно учитывать не только личные интересы, но и суметь выработать в себе такие качества как взаимопонимание, сплоченность, трудолюбие. А во время анализа сказки об отважном Джыртане, который смело вступил в единоборство с коварным Дивом и не оставил товарищей в беде, навел на вопрос, кто оказался коварным Джиртан или Див? На что дети все хором ответили, что Див, потому что он хотел детей обмануть и съесть, поэтому они вынуждены были его наказать. Отсюда можно понять, что уровень дошкольников не дает возможность им мыслить иначе, посмотреть на вопрос с другой стороны, что позволяет им констатировать «он хотел их съесть», и приходят к мысли, что дети правильно сделали, что обманули Дива и утопили его. Но когда их спрашиваешь, «Див съел детей?», но почему же дети утопили тогда Дива? После того, как они смогли сделать разницу между понятием, хотел и сделал, они приходят к мысли, что Див хотел съесть, но не съел, поэтому им стало жалко Дива. Вот здесь у них и зарождается основы нравственности, основы толерантности.
Особенно богаты поэтическими образами волшебные сказки, так например, в сказке про Меликмамеда, народная фантазия придает ему и внешне привлекательный вид: сильный, смелый и рассудительный герой не теряя, мужества и надежды до последнего дыхания выполнил наставление отца. Исходя из выше перечисленных героев, можно понять, что положительные образы для ребенка являются далекой перспективой, к которым он будет стремиться, сверяя с ними свои поступки и дела. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа « Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых.
Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Див), и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе!
Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. [5]
И в заключении хочу добавить, что в нравственном воспитании не нужно забывать и той атмосфере, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.[3]
Устное народное творчество как средство духовно-
нравственного воспитания дошкольников в условиях
образовательной программы ДОУ
Творческая разработка

Содержание
Введение 3
I Виды фольклора 7
1.1 Припевки, приговорки, потешки 7
1.2 Пословицы и поговорки 8
1.3 Загадки 8
1.4 Скороговорки 9
1.5 Считалки 9
1.6 Сказки 10
1.7 Праздники и обряды 11
1.8 Народные игры 11
II Формы работы 13
Заключение 14
Список литературы 16
Приложения 17
Введение
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к
будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от
того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).
В настоящее время Россия переживает один из непростых
исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше
общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы,
а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у
детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме.
Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном
детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом
зависит социально-нравственное развитие ребенка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших
детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые
к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди
людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с
развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель –
воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в
возможность совершенствования мира и людей.
Стандартизация в системе дошкольного образования нормирована
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных
государственных требований к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования» и Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011г. №2151 г.
Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к
условиям реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования».
Интегративным результатом реализации указанных требований
является создание развивающей образовательной среды:
1. Обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание
детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность,
открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества;
2. Гарантирующей охрану и укрепление физического и
психологического здоровья воспитанников;
3. Комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе и с
ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Создание культурно-образовательной среды является необходимым
условием введения ФГТ к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого
дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В
этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у
них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации,
формируется гуманистическая направленность. В культурно-
образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему
ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система
внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто
адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни,
преобразует себя, самореализуется.
Культурно-образовательная среда дошкольника является фундаментом
для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе
которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные
ценности российского общества.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и
эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время,
когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных
культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы,
героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А
как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода,
изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?
Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен
терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета,
достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны
забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе,
языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом
веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей
знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе
ребенка и лежать в основе его личности.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников
является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен
должным образом оценивается в разных аспектах: как средство
педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического
изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной
культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство
передачи красоты и образности русского языка.
Только произведения устного народного творчества удивительным
образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и
простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим
особенностям дошкольников.
Цель: воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным,
верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Задачи:
1. Создать условия для развития, становления, творческого
самовыражения душевных сил ребенка
2. Учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми,
справедливыми, милосердными.
3. Знакомить детей с историей русского народа, его традициями, с
укладом жизни и народной мудростью.
4. Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою
Родину.
I Виды фольклора
1.1 Припевки, приговорки, потешкиСловесное русское народное творчество заключает в себе большие
поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для
воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их
внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют
сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С
раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки.
Трудно переоценить их воспитательное значение.
Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки,
притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не
только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью
потешек организовать его поведение. Малые фольклорные формы являются
первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок.
Воспитатель, с учетом доступности, включает их в повседневный разговор с
ребенком.
Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как
ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее,
у них снижается агрессивность. Особенно эффективно использование малых
фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям
детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого
расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения
игрушки чтением потешки.
Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с
малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив
эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно
начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде,
храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек
у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам:
умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Сопровождаемые
припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более
интересными.
Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение
действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо,
шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее
запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как
лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.
Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.
1.2 Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества.
Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются.
Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения,
моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь».
Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах
воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не
ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень
портит».
Пословицы и поговорки являются богатейшим источником
познавательного и нравственного развития детей.
1.3 ЗагадкиЗагадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании,
отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей
отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Такая форма
работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как
перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся
отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно
учитывать опыт детей.
Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на
прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности,
умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним
задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
1.4 СкороговоркиСкороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение
труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра
звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в
народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями,
тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей
речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в
словотворчество.
Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они
способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого
1.5 СчиталкиСчиталки – это истории, придуманный для детей способ
осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не
авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре
должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и
даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере
развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения
подвижных игр.
1.6 СказкиСказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне
отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению,
представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что
плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о
моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор,
развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях
нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию
эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная
чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке
ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и
ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле,
потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В
сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной
природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети
получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное
богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем
свой народ.
Народная сказка может быть полностью использована в воспитании
детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать
рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.
1.7 Праздники и обряды
Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда
и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с
историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и
раскрывается. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники, со
всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и
обильнейший источник познания народной жизни. В народных праздниках
есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предание и сказание, но
есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.
Народный праздник помогает детям научиться творчески
самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор,
по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум
ребенка, обучить его и сохранить детство».
1.8 Народные игры
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-
нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни
людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость
движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных
игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать
гармонию с окружающим миром.
По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны
ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению
кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры
в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой
основу формирования гармонически развитой, активной личности,
сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

II формы работы
Знакомство детей с различными жанрами устного народного
творчества во время организованной образовательной деятельности по
ознакомлению с художественной литературой
Взаимосвязь с музыкальным руководителем. Знакомство с народными
песнями, хороводами, танцами.
Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в
различных видах организованной деятельности.
Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие
образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности.
Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях, во время
прогулок.
Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки,
но и обыгрывать потешки, небылицы.
Совместная работа воспитателя с детьми по изготовлению элементов
костюмов, шапочек, атрибутов к играм-драматизациям.
Проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний,
праздников, посиделок..Работа с родителями: анкетирование, ознакомление родителей с
истоками русской народной культуры, совместное проведение праздников.
Создание предметно-развивающей среды: библиотека русского
фольклора, центр театрализованных игр.
Заключение
Уровень развития представлений о духовно-нравственных качествах у
дошкольников характеризуется наличием обобщенных представлений о
справедливости, правдивости, смелости, скромности, вежливости,
трудолюбии, отзывчивости, заботливости.
Усвоение моральных эталонов идет в процессе общения со
сверстниками и взрослыми, где ребенок сталкивается с необходимостью
применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим
людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным
ситуациям.
Изменения уровня духовно- нравственного развития у дошкольников
связано с занятиями, которые соответствуют программным требованиям, в
процессе которых к каждому ребенку осуществляется индивидуальный
подход, учитывается его уровень интеллектуальных способностей, его
интересы.
Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные
способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные
представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.
Фольклор в значительной степени способствует формированию
личности, он обогащает и развивает речь детей.
Дети любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с
героями инсценировок и драматизаций, выражают свое одобрение,
негодование восклицаниями, нередко вмешиваются в ход событий. Часто
самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в
сюжетно-ролевые игры, отчего они становятся более выразительными и
интересными.
В самостоятельной деятельности у детей начинает проявляться
творческое воображение, они обогащаются новыми представлениями,
умениями и навыками.
Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на
жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный
мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение
его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной
мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Список литературы
1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие для педагогов /
А.Я. Ветохина [и др.]. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2010. – 192 с.
2. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду
[Текст] : методическое пособие / И.Г. Гаврилова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2010. – 160 с.
3. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду
[Текст] : практическое пособие / М.Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2006. –
4. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду [Текст] : методические
рекомендации / Л.А. Лялина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.