Устное народное творчество как средство обучения, обеспечивающее развитие здоровой личности ребенка


Устное народное творчество как средство обучения, обеспечивающее развитие здоровой личности ребенка.
В статье говориться об устном народном творчестве как средству здоровьесбережения, как средству сохранения здоровья, укрепления здоровья и формирования культуры здоровья. Устное народное творчество – это богатейший источник знаний и побудитель чувств, эмоций.
Здоровье - целостное многомерное динамическое состояние. Рассматривая здоровье как единое целое, ученые, выделяют в нем взаимосвязанные части: телесное и духовное; физическое, психическое и социальное; физическое, психо-эмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное и духовное. (4)
Мы придерживаемся 4-х компонентной структуры здоровья: соматический, физический, психический и нравственный элементы.
Работа педагога в рамках здоровьесбережения базируется на 3-х методологических принципах: сохранение, укрепление и формирование здоровья обучающихся. Занятие, построенное с учетом принципа здоровьесбережения - это такая организация образовательного процесса , которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, формирует культуру здоровья, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.(3)
Здоровьесбережение - это творческая деятельность, требующий от педагога знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук, изучения индивидуальных особенностей детей, которых он обучает. Иными словами, это занятие, не только познавательное, но и полезное для ребенка.
Какими же средствами, методами, технологиями должен вооружиться педагог, чтобы сохранить и приумножить здоровье ребенка?
как мобилизировать обучающихся на занятии?
как не допустить эмоциональной перегрузки?
как снять психо-эмоциональное напряжения?
сохранять, укреплять, формировать здоровье обучающихся?
Один из вариантов - обращение к устному народному творчеству как средству здоровьесбережения, как средству сохранения здоровья, укрепления здоровья и формирования культуры здоровья. Устное народное творчество – это богатейший источник знаний и побудитель чувств, эмоций.(1)
Говоря о формировании культуры здоровья целесообразно обратиться к пословицам и поговоркам русского народа. В них отражено знание, отношение народа к своему здоровью ( Здоровье дороже золота. Здоровье за деньги не купишь. Здоровому и горе не горе, и беда не беда. Здоровью цены нет. Береги платье снову, а здоровье смолоду.); укреплению силы тела и духа (Мыло серо, да моет бело. Крепок телом, богат и делом. Знать сокола по полету, а добра молодца по походке. Ах, ты, Вавила! Не берись за вилы не умывши рыла.); отношение к вредным привычкам (Лучше знаться с дураком, чем с табаком. Кто пьян напьется, тот свиньей обернется. Кто пьет, тот и горшки бьет.)Пословицы и поговорки можно применять на любых занятиях и с детьми любого возраста. (Добрая пословица к месту молвица.)
Говоря о сохранении здоровья, полезно обратиться к пестушкам и потешкам. Разучивание, инсценирование потешки может выступать как полноценная часть занятия, однако не утомительная для детей. Невозможно разучить, рассказать потешку как обычное стихотворение, сидя на стуле – руки на колени. Она активна, эмоциональна, она побуждает к действию, ребенку хочется стать героем, показать, проиграть все то, что делает герой произведения.(1) Текст пестушки, потешки – готовая основа для физкультминутки или пальчиковой гимнастики.
Сова
Летела сова
Большая голова.
Летела, летела,
На веточку села,
Головой повертела,
Опять полетела.
Пальчики
Этот пальчик - хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик-уж уснул,
А, ты, братец, не шуми,
Пальчики не разбуди!
Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию слухового восприятия. Эта «игра» вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируя зоны коры головного мозга, совершенствуется психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие(3).
Народный фольклор сам по себе направлен на сохранение, укрепление здоровья ребенка, так почему же не применять его на занятиях, чтобы сделать его менее утомительным и полезным.
В коррекции психоэмоционального состояния, снятия эмоциональной перегрузки особая роль принадлежит сказке. Активная умственная деятельность, сопутствующие ей эмоциональные переживания, создают излишнее возбуждение нервной системы. При переутомлении, излишнем напряжении, при недовольстве, страхе, обиде, наши мышцы непроизвольно сокращаются. Достаточно вспомнить выражения «от обиды стиснул зубы», «застыл от страха как вкопанный», «сжал кулаки от гнева».
Сказка - фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.(2)
Сказка порой обнаруживает неожиданное для взрослых воздействие на ребенка. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Следовательно, с помощью сказки можно воздействовать, коррегировать эмоциональное состояние ребенка: снять чрезмерное напряжение, помочь отвлечься от проблемы, активизировать к работе на занятии. «Сказочные ситуации» способны помочь ребенку расслабиться, снять излишнее напряжение.(5)
Таким образом, использование устного народного творчества как средства обучения, позволит без каких-либо особых затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и укрепить его, а также повысить интерес детей к познавательной деятельности.
Список литературы
Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. Фольклор – как особая форма творчества, Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971г.
Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
Курсовая работа «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе» .- Министерство просвещения ПМР, Тирасполь, 2009 г.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.