Обучение грамоте. УМК Перспективная начальная школа. Тема урока: Буква Я-показатель мягкости согласного звука.

БУКВА Я – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Цели:
раскрыть функцию буквы «я» в качестве показателя мягкости согласных звуков;
способствовать развитию навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;
закрепить в сознании детей функцию буквы «я»; продолжить формирование фонематического слуха, памяти, мышления;

Ход урока.
Организационный момент.
Добрый день и добрый час. Я приветствую всех вас. Чтобы новое узнать, Надо нам урок начать. А в работе нам помогут: Ушки (потирает уши), Глазки (широко раскрывает глаза), Ручки (потирание кистей рук), Голова (круговые движения головой). Ну, а ротик мы попросим Нам в работе не мешать, Когда спросят отвечать. (для снятия напряжения)

Актуализация опорных знаний.

У вас на партах лежит листочек самооценки. В начале урока мы находимся на самой первой ступеньке. Нарисуйте красный кружочек на этой ступеньке-это вы.Интересно, кто на какой ступеньке окажется в конце урока?

- Давайте вспомним с какой новой буквой мы познакомились вчера на уроке. Правильно, мы познакомились с гласной буквой Я.
/слайд 2/
- Чем нас удивила буква Я? Какие новые знания мы получили?
/буква Я –хитрая буква, она может обозначать 2 звука/
/на 2 слайде открывается блок схема, буква я , обозначающая 2 звука/
- Кто из вас запомнил, когда буква Я обозначает 2 звука?
/когда стоит в начале слова или после гласной буквы/

Буква Я не совсем уверена, что вы хорошо усвоили новое знание, поэтому решила вас проверить. Готовы ли вы к ее проверке?

Тогда докажем , что мы можем пользоваться полученными знаниями.
/слайд 3/
На доске буквы, которые перемешались из них нужно составить слово, главное правило в слове должны быть все буквы.
Оликбя - яблоки

ляноби - яблони

яоз - Зоя

аря - Рая

Прочитаем слова, в которых буква Я стоит в начале. Сколько звуков она обозначает?
Прочитаем оставшиеся слова. После каких букв стоит буква Я? Сколько звуков она обозначает?
Какой вывод сделаем?/буква Я обозначает 2 звука, когда стоит в начале и в середине слова./открваем поледнюю надпись/
Молодцы.
Ну а со следующим заданием вы конечно справитесь очень легко.
/слайд 4/
Какое задание будем выполнять?
Определение темы урока.
Прежде чем мы найдем слово, которое «заблудилось» поупражняемся в чтении слов. Что общего у всех этих слов? Почему они написаны с большой буквы? Неужели среди них есть лишнее? Покажите знак пары-посоветуйтесь друг с другом. Есть варианты ответов?
/лишнее слово Аня/Почему?/потому что в нем буква Я стоит после согланой буквы/ Проверяем.
Прочитаем слово по слогам./слайд5/
Почитаем последний слог. Что заметили? Какой звук обозначает здесь буква Я? Правильно, она обозначает 1 звук а. Какое новое знание мы открыли? /буква я может обозначать 1 звук!/
А теперь произнесите согласный звук, которы стоит перед ней. Дайте ему характеристику. Какой он?/согласный звонкий мягкий звук/ посмотрите на схему и попробуйте догадаться, какую вторую работу выполняет буква Я.
/она смягчает стоящий перед ней согласный звук/ Это и есть вторая работа буквы Я.
Теперь ы можете определить тему урока.
/слайд 6/
Закончите фразу: Если после согласного стоит буква Я, то этот согласный звук -..
Продолжим. А если этот согласный звук мягкий , то слияние мы будем читать «мягко».
1. Тренинг в чтении: мя, ня, ря, ля,
Прочитаем слоги:
а) в прямом порядке;
б) в обратном порядке.
Физминутка
Работа с учебником.
Вы все внимательно сравнили и подробно рассказали о своих наблюдениях. Пора закрепить наши знания и в этом нам нам поможет наша Азбука.
Открываем учебник на нужной странице. Внимание на доску.
Мы видим 2 модели слогов , которые начинаются с согласной буквы. Чем они отличаются?
/модель слева демонстрирует слог, который начинается с твердого звонкого согласного звука. Слог образует звук [а]. Под моделью находятся слоги, которые ей соответствуют. Прочитаем эти слоги.
Модель справа демонстрирует слог, начинающийся со звонкого мягкого согласного звука. Слог образует также звук [а]. Под моделью находятся слоги, которые ей соответствуют. Прочитаем эти слоги.
Вывод.
Слог образует один и тот же гласный звук, но гласная буква разная. Поэтому мы можем утверждать, что буква Я после согласных обозначает звук а и является показателем мягкости предшествующего согласного звука.
Совсем недавно вы были просто малышами, которые ходили в детский сад. Там вас встречали ваши любимые воспитатели. Вы помните как их звали?/дети отвечают/. Но кроме воспитателей вас встречали и другие немаловажные люди в детском саду. Как вы думаете кто? Спрва или слева находится слово НЯНЯ? Читаем по схеме. А теперь узнайте как звали няню девочки?/читают/
Упражнение в чтении слов.
Самостоятельно
Вместе
Друг другу
Работа над предложением.
Что сейчас будем читать?/предложения/.
Сколько предложений нам предстоит прочитать?/4/
Чтение по порядку
Выборочное чтение
Соотнесение предложения с моделью слова.

Рефлексия
Ну и чтобы я была точно уверена, что вы добыли нужные знания вам предстоит это доказатьотправляемся на страничку Размышляй-ка и выполняем задачу буквы Я./работа в группах/
Найдите имя, в котором 2 разные буквы обозначают один и от же звук. Напечатайте это имя на листочке. Покажите. А теперь проверим.
А теперь возьмите в руки карандашик и отметьте себя на листочке самооценки. На какой ступенечке вы находитесь в конце урока.
Кто добрался до самой вершины? Молодцы.
А теперь урок окончен-вас ждет перемена , а начнется она с музыкальной физминутки../Банана-мама/