Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР. Раскраски к сказке Снегурочка

Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» с опорой на серию сюжетных картинок.
Мультимедийная презентация.
Цель: Способствовать развитию связной монологической речи.
Задачи:
- Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных   картинок. - Обогатить лексику детей родственными словами к слову «снег», путем выделения из контекста; словами- признаками, путем подбора признаков к предметам.
- Закрепить представления о временах года.
- Упражнять детей в умении отгадывать загадки, познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
- Развивать общую моторику, умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом, движением.
- Развивать умение слушать звуки природы, эмоционально их воспринимать.
- Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование:  Текст русской народной сказки «Снегурочка». Разлинованные листы бумаги для рисования таблицы. Карандаши.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Снегурочка» с воспитателем.
Ход занятия.
1 часть. Организационный момент. (Слайд № 1)
На занятии будьте старательными
Будьте спокойными и внимательными.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.

Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У   КРАЯ
Спина? – ПРЯМАЯ.

Логопед: Я вам загадаю загадку. Внимательно послушайте и постарайтесь её отгадать. Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла Дети: Весна. - Молодцы, наступило время года - весна, сейчас идёт первый весенний месяц. Как он называется? - Посмотрите внимательно на экран. Вот он - Март. (Слайд № 2) - А какое время года было перед весной? Дети: Зима. - Давайте вспомним, какие вы знаете зимние месяцы. - Молодцы, верно, назвали зимние месяцы. Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, как вы только услышите в нём слова родственные со словом снег, хлопните в ладоши. Будьте внимательны. «Идет снег. Огромные снежные хлопья кружатся в воздухе и падают на землю. На дворе настоящий снегопад. Саня и Соня лепят снеговика. На варежку Сони упала пушистая снежинка. Коля и Петя играют в снежки. На кормушку прилетел снегирь». Логопед: Дети, какие вы слова услышали слова, родственные со словом «снег»? Произнесите их.

2 часть. Основная часть. Послушайте ещё загадку:
Грустно дед и бабка жили. И дочурку себе слепили. Она всегда им помогала, Только вот огня избегала.
Красна девица, грустна Ей  не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка.       Дети: Это Снегурочка. (Слайд № 3) - Верно. Это Снегурочка. Сегодня я расскажу вам русскую народную сказку, которая так и называется «Снегурочка». Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить сказку. Потом мы будем ее пересказывать. (Приложение 1).
Беседа: - Ребята, кто главный герой сказки? Снегурочка. - Почему сказка называется «Снегурочка»? - Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? - Чему радовались старик со старухой?
- Какая была Снегурочка?
- Какая Снегурочка стала весной?
- Почему Снегурочка стала весной грустная? - Куда пошла Снегурочка с подружками ? - Что с ней случилось в лесу?
- Почему она растаяла?
- Эта сказка весёлая или грустная?
- Ребята, вам понравилась сказка «Снегурочка?».

3 часть. Физ. минутка для глаз. (Слайд № 4) - Ребята, давайте  понаблюдаем, как просыпается природа в марте. (Слайд № 5)
Продолжение основной части. - Молодцы, садитесь. Продолжаем занятие. Сейчас мы с вами рассмотрим картинки к сказке и вспомним саму сказку. На экране будут появляться картинки. Вам нужно будет вспомнить отрывки из сказки, подходящие к картинкам. (Слайды № 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16) - Что изображено на этой картинке? - Припомните, подберите отрывок из сказки к этой картинке.
- Что изображено на этой картинке?
- Вспомните, как об этом в сказке говорится?
- А вот и следующая картинка, что на ней изображено?
- А кто вспомнит, как об этом в сказке говорится?
- Что вы видите на следующей картинке?
- А как это в сказке описывается?
- На следующей картинке вы видите, как подружки зовут Снегурочку в лес. Как это событие описывается в сказке?
- А что вы видите на этой картинке? - Припомните, как об этом в сказке говорится? - А на этой картинке мы видим, что Снегурочка обратилась в облачко. Как в сказке рассказывается об этом событии? Молодцы ребята, точно припомнили фразы из сказки.

Динамическая пауза. (Слайд № 17) Ребята, давайте   расскажем и покажем, как просыпается природа в марте.
Солнце стало пригревать, Стали капельки стучать, Капля раз, капля два (пальцы собраны в щепотку)
Капли медленно сперва. (раскрываем пальцы медленно)
А потом быстрей, быстрей (руки вверх - вниз, пальчики бегут)
И уже бежит ручей, Их попробуй, догони! (Слайд № 18)
Давайте теперь все вместе попробуем рассказать сказку, глядя на экран. Только там будут не картинки, а таблица. Я буду вам помогать, старайтесь, будьте внимательными.
(Слайд № 19)
«Жили-были » Дети: старик со старухою. Логопед: Всё у них шло ладно, и жили они Дети: дружно. Логопед: Всё бы хорошо, да одно горе Дети: Бог детей не дал. (Таким образом, с помощью договаривания фраз, начатых логопедом, дети пересказывают сказку). Молодцы. Но можем и сами нарисовать такую таблицу. Попробуем?

Рисование мнемотатаблицы. (Слайд № 20)

Кто перескажет нам сказку по своей таблице? (Логопед предлагает пересказать сказку 2-3 детям. При необходимости оказывает помощь: подсказ нужных слов, фраз). - Ребята, вам понравилась, как пересказал сказку? Вы очень внимательные, напомните ? (Дети добавляют. Логопед привлекает детей к анализу каждого пересказа. Дети тактично учатся отмечать достоинства и ошибки пересказов). Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы пересказали сказку. Вы старались пересказывать близко к тексту, пользуясь красивыми (образными) выражениями, описанными в тексте сказки. - Ребята, какое родственное слово к слову снег вы могли бы еще назвать после знакомства со сказкой «Снегурочка ?». Дети: Снегурочка! - Верно, вы очень внимательные.    (Слайд № 21)

3 часть: Итог . Логопед: Какую сказку сегодня на занятии вы учились пересказывать? Дети: Сегодня на занятии мы учились пересказывать русскую народную сказку «Снегурочка». Логопед: Верно. А я знаю немного другой конец этой сказки. Хотите услышать?
Рассказывание другого окончания сказки.
Разбежалась Снегурочка, прыгнула и растаяла... Обратилась она лёгким облачком, пролилась на землю тёплым дождиком, обернулась полем ромашковым, стало поле белым-бело.
(Слайд № 22)
Я дам каждому из вас раскраску сказки "Снегурочки", которую нужно будет дома раскрасить. (Показать их на экране) (Слайды № 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29) Логопед: Не забудьте дома своим родителям и друзьям пересказать полюбившуюся сказку «Снегурочка».

Снегурочка
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
А что, старуха, говорит старик, давай мы себе из снега дочку сделаем.
Давай, говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет заслушаешься.
Прошла зима.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
Что с тобой, дочка? спрашивает старик. Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
Поди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они а Снегурочки нет.
Стали они кликать её:
Ау, ау, Снегурушка!
Только эхо им в лесу и откликнулось.