Рабочая программа по биологии. 5 класс. ФГОС. УМК Пасечник В.В


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 50 г. Слюдянки» Иркутской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 50
________Шиманович В. Г. __________ Крысенок Н. И.
« » сентября 2016г. «___» сентября 2016г.
Рабочая программа по биологии для 5 класса
(уровень: базовый, общеобразовательный)
Учитель: Белоусова Т.И.
Квалификационная категория I
Рабочая программа составлена на основе учебного издания «Рабочие программы». Биология. 5-9 классы.
Составитель Г.М.Пальдяева.М. :Дрофа,2014.
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения
Протокол от « » _______________ 2016г. № ________________
Руководитель ___________________ (Мершеева Т.В.)
2016г.
Пояснительная записка
Цели образования:
1.Повышение его доступности, качества и эффективности.
2. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
3. Обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №50 (ФГОС)
3. Программы курса «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2014г.
4. Учебного плана на 2016-2017год. Уровня основного общего образования ФГОС
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2014.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2013 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№50 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 5 классе в объеме 1 час в неделю. . Согласно учебного плана МБОУ «СОШ №50 на 2016/2017 учебный год в 5 классе на преподование биологии отводится 35 часов . Защита проектов во внеурочное время.
Результаты освоения курса биологии в 5 классе
Личностными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий для окружающей среды. .
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Метапредметными результатами изучения курса « Биология» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД :
Формулировать учебную проблему под руководством учителя.
Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Планировать пути достижения целей.
Планировать ресурсы для достижения цели.
Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.
Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.
Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану , сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД :
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Составлять планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Давать определение понятиям.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, .
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные УУ Д :
Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .
способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующие умения:
осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
рассмотрение биологических процессов в развитии:
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
использование биологических знаний в быту,
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения биологии:
перечислять отличительные свойства живого;
различать (по таблице) и в природе основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
определять основные органы растений (части клетки);
находить черты усложнения растений,
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Иметь первоначальные представления о происхождении растений и жизни
Содержание учебного курса Биология, 5 класс.
(35 час. 1-час в неделю)
Введение - 6 ч
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии.
Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.
Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Экскурсия « Живая и неживая природа вокруг нас»-1 ч
Глава 1 . Клеточное строение организмов- 10 ч
Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Устройство увеличительных приборов. Строение клетки.. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Глава 2. Царство Бактерии- 2 ч
Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии и болезни.
Демонстрация: Строение бактерии картофельной палочки.
Глава 3. Царства Грибы- 5 ч HYPERLINK "file:///C:\\Users\\%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9D%D0%90\\Downloads\\_sp_pic_File_Programmi_Biologiya_5_klass.pdf" \l "page=7" \o "Страница 7"
HYPERLINK "file:///C:\\Users\\%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9D%D0%90\\Downloads\\_sp_pic_File_Programmi_Biologiya_5_klass.pdf" \l "page=8" \o "Страница 8"
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы- паразиты.
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей. HYPERLINK "file:///C:\\Users\\%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9D%D0%90\\Downloads\\_sp_pic_File_Programmi_Biologiya_5_klass.pdf" \l "page=10" \o "Страница 10"
HYPERLINK "file:///C:\\Users\\%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9D%D0%90\\Downloads\\_sp_pic_File_Programmi_Biologiya_5_klass.pdf" \l "page=11" \o "Страница 11"
Глава 4. Царства Растения - 9 ч
Разнообразие, распространение и значение растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Плауны, хвощи, папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные, или цветковые растения. Происхождение растений. Этапы развития растительного мира.
Лабораторные и практические работы
Строение зелёных водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Резерв –3 часа
Учебно-тематическое планирование КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Дата № п/п Тема урока Кол-во часов Л/р, П/р, К/р Вид деятельности ученика Д/з
Введение(6 часов).
01.09.16-02.09.16 1 1Биология — наука о живой природе. 1 Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни обществ §1
05.09.16-09.09.16 2 Методы исследования в биологии 1 Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии
§2
12.0916.-16.09.16
3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. 1 Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа §3
19.09.16-23.09.16 4 Среды обитания живых организмов. 1 Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу §4
26.09.16-30.09.16 5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы 1 Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника §5
03.10.16-07.10.16 6 Обобщающий урок. 1 Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Практическая работа
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе
Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений
Раздел1. Клеточное строение организмов (10часов+1час из резерва).
10.10.16-14.10.16 7 . Устройство увеличительных приборов. 1 Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»
Рассматривание строения растения с помощью лупы
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. §6
17.10.16-21.10.16 8. Строение клетки. 1 Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и
органоиды клетки. §7
24.10.16-28.10.16 9 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. 1 Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)»
Строение клеток кожицы чешуи лука Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их §7
31.10.16-03.11.16 10 Пластиды 1 Лабораторная работа
№3 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
§7
14.11.16-18.11.16
21.11.16-25.11.16 11 Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. 2 Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием §828.11.16-02.12.16 12 Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)
1 Лабораторная работа
№4 Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом §9
05.12.16-09.12.16
13 Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. 1 Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты §9
12.12.16-16.12.16 14 Деление клетки. 1 Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки §9
19.12.16-23.12.16 15 Понятие «ткань». 1 Лабораторная работа
№5 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах §10
26.12.16.-30.12.16 16 Обобщающий урок по теме: Клеточное строение организмов. 1 Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом Раздел2. Царство Бактерии. Царство Грибы. (7 часов).
09.01.17-13.01.17 18. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. 1 Выделяют существенные признаки бактерий §11
16.01.17-20.01.17 19. . Роль бактерий в природе и жизни человека. 1 Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека §12
23.01.17-27.01.17 20. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. 1 Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека §13
30.01.17-03.02.17 21 Шляпочные грибы. 1 Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами §14
06.02.17-10.02.17 22 Плесневые грибы и дрожжи 1 Лабораторная работа №6 «Изучение строения плесневых грибов»
Особенности строения мукора и дрожжей Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. §15
13.02.17-17.02.17 23 Грибы-паразиты. 1 Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека §16
20.02.17-24.02.17 24 Обобщающий урок 1 Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) Раздел 4. Царство Растения (9 часов + 1 час из резерва).
27.02.17-03.03.17 25 Ботаника — наука о растениях. 1 Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».
Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием §17
06.03.17-10.03.17 26 Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. 1 Лабораторная работа № 7 «Изучение строения водорослей»
Строение зеленых водорослей Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом §18
13.03.17-17.03.17 27. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей 1 Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. §18
20.03.17-24.03.17 28 Лишайники. 1 Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе §19
03.04.17-07.04.17 29 Мхи, папоротники, хвощи, плауны 1 Лабораторные работы №8, 9 «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)»; «Изучение внешнего строения папоротника (хвоща)»
Строение мха (на местных видах)
Строение спороносящего хвоща
Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека §20-21
10.04.17-14.04.17 30 Голосеменные растения 1 Лабораторная работа №10 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений» ( на примерах местных видов).
Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека §22
17.04.17-21.04.17 31 Покрытосеменные растения 1 Лабораторная работа № 11 «Строение цветкового растения» Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека §23
24.04.17-28.04.17 32 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. 1 Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира §24
01.05.17-05.05.17
33 Обобщающий урок по теме: Царство Растения 1 Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в
другую 08.05.17-12.05.17
34 Промежуточная аттестация. Итоговый контроль. 1 Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Выполнение заданий учителя согласно установ-
ленным правилам работы в кабинете. Слушать учителя и отвечать на вопросы,
работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками
15.05.17-19.05.17
35. Защита проектов. 1. Слушать учащихся ,
работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками, отвечать на вопросы.
Защита проектов во внеурочное время.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Комплекты печатных демонстрационных пособий:
(таблицы).
Царства живых организмов
Среды обитания организмов
Устройство светового микроскопа
Строение растительной клетки кожицы лука
Виды тканей
Строение бактериальной клетки
Строение шляпочных грибов
Виды грибов
Съедобные и ядовитые грибы
Плесневый гриб Мукор, Пеницилл, дрожжи
Грибы – паразиты
Одноклеточные зеленые водоросли
Многоклеточные водоросли
Лишайники
Зеленый мох Кукшкин лен, сфагнум
Плауны, хвощи, папоротники
Сосна обыкновенная
Натуральные объекты: гербарии ( Основные группы растений, Растительные сообщества ), Приготовленные и живые объекты исследований – гриб мукор, бактерия- картофельная палочка, шляпочный гриб шампиньон или вешенка, хлебные дрожжи, водоросль хламидомонада, папоротник комнатный щитовник, комнатные цветы( кактус, папоротник, фиалка, герань, традисканция, хлорофитум и др.)
Коллекции: голосеменные растения , Семена и плоды, шишки, мхи, хвощи.
Комплекты микропрепаратов – ткани, клетки , одноклеточные водоросли,
Приборы: микроскоп
Дидактические материалы: Карточки с заданиями, тесты
Литература для учителя:
Примерная программа по биологии (базовый уровень);
Требования к оснащению учебного процесса по биологии;
Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М., Просвещение,1996.
Журнал Биология в школе.
Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. – М.: ТЦ «Сфера», 1999
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988
Электронное приложение к учебнику на сайте www.drofa.ruЛитература для учащихся:
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
Планируемые результаты изучения курса «Биология 5 класс»
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в
соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных
учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от
обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются:
ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования,
отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок,
развитие интереса;
целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов
Планируемые результаты:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Учащийся: получит возможность научиться:
•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
: