Рабочая программа по ИЗО (УМК Перспективная начальная школа)


Изобразительное искусство
УМК «Перспективная начальная школа»
Автор учебника: И.Э. КашековаПояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г), примерных программ по учебным предметам, на основе концепции системы «Перспективная начальная школа», на основе обязательного минимума содержания начального общего образования (предметная область «Искусство»), на основе авторской программы по изобразительному искусству И.Э. Кашековой – «Программы по учебным предметам. Основы светской этики. Изобразительное искусство. Физическая культура: 1 - 4 кл.» – М., Академкнига/Учебник, 2013. (Проект «Перспективная начальная школа») и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2012г № 23290);Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»;
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 Департамент общего среднего образования предлагает для использования в практической работе общеобразовательные учреждений методическое письмо «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Учебный план МАОУ СОШ № 2 на 2015-2016 учебный год.
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания начального общего образования (предметная область «Искусство») и рассчитана на четыре года изучения в 1-4 классах.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.
Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь ребенку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир.
Приобщение современного человека к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах, значимо для его эстетического и этического воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена.
Искусство является одной из форм познания окружающего мира.
Художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняет и гармонизирует картину мира.
Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
В соответствии с этой целью решаются задачи:
- воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру;
навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:
изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».

Общая характеристика предмета «Изобразительное искусство»
Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле искусства и обучающих основам языка художественной выразительности.
В структурировании художественного материала нашел свое отражение концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе. Использование этого принципа даст возможность формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим и жизненным опытом школьников.
Каждый раздел курса включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?», «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?», «Опыт художественно-творческой деятельности».
Таким образом, в каждом разделе, каждой теме программы учитывается специфика искусства: содержание учебного материала, эмоционально-ценностная направленность тематики заданий, знакомство с языком художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных искусств и дизайна, художественно-творческий опыт в разных видах и жанрах искусства, использование различных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрывает разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную.
Программа нацеливает на знакомство с изобразительным искусством от витагенного (жизненного) опыта ребенка. В таком контексте искусство, станет ближе и понятнее, приобретет для ученика личностный смысл, т.к. хорошо знакомые понятия выглядят убедительнее, чем нечто новое, неизведанное, а искусство дает возможность взглянуть на известные явления другими глазами.
Главная цель и смысл любого искусства – художественный образ.
Поэтому уже с первого класса при восприятии произведения искусства и в художественной деятельности необходимо стремиться к пониманию ребенком этой специфики искусства. Однако знакомство с понятием «художественный образ», так же как и с языком («азбукой») искусства, начнется со второго класса. Содержание освоения искусства в первом классе – пропедевтическое. В рамках программы ребенок готовится к этому, постепенно входя в искусство через свой собственный небольшой, но очень яркий и важный для него жизненный опыт.
Опыт освоения реального мира синхронизируется с опытом освоения искусства, итогом является осознание главных общечеловеческих ценностей как жизни, так и искусства. Семейные и школьные будни и праздники, общение и игры с друзьями, природа во всем многообразии ее проявлений – все это становится объектом внимания больших и маленьких художников, шаг за шагом осваивающих окружающий мир и явления в нем происходящие.
Особенности изучаемого курса:
- опора на эмоциональный витагенный опыт ребенка;
- понимание основной специфики искусства – художественного образа;
- акцент на развитие визуальной культуры, освоение знаково-символических кодов искусства, позволяющих активно использовать его коммуникативную функцию;
- вовлечение ребенка в диалог с искусством и по поводу искусства с целью развития речи, оценочных суждений;
- постоянное обращение к региональной культуре и искусству: музеям, памятникам архитектуры, художественным промыслам, традициям родного края.
Наряду с основной формой организации учебно-воспитательного процесса – уроком – в процессе изучения программы рекомендуется активно использовать внеаудиторные занятия: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, региональные культурные центры, на выставки, в театры и концертные залы.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио - и видеоматериалы.

Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Согласно ФГОС, предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 1-4 классах в объеме 135 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. Программа составлена таким образом, что при возможности добавления часов из школьного компонента или благодаря интеграции предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» («Изобразительное искусство и художественный труд») за счёт вариативности заданий можно использовать программу для проведения уроков 2 часа в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
При изучении предмета особое значение уделяется ценностной интерпретации индивидуального опыта ребенка. Человек относится к окружающему миру не бесстрастно, любое практическое отношение, так же как и практическая деятельность, всегда эмоционально окрашены, несут субъективные предпочтения, включают личную оценку. Особенно в этой связи важен опыт эстетический. Его значимость в жизни человека обусловлена тем, что эстетический опыт питает лучшие душевные качества человека – бескорыстие, открытость к прекрасному, способность к терпению, пониманию, сопереживанию, устремленность к творчеству.
Приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям средствами изобразительного искусства поможет научить эмоционально-эстетически воспринимать окружающий мир, а значит, гармонизировать свои отношения с ним. В переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту приобщение к изобразительному искусству целесообразно строить на конструктивной синхронизации: «Большие и маленькие художники о самом главном», которая, смыкаясь на определенном этапе, выведет ребенка на осознание главных общечеловеческих ценностей, воспринятых и прочувствованных через личностный субъективный опыт, пополненный опытом восприятия произведений пластических искусств (изобразительных, декоративных, архитектуры и дизайна), представляющих и интерпретирующих для данного возраста темы детства, материнства, природы, дружбы, любви к большой и малой Родине, заботы о животных. Опираясь, на знакомые и личностно пережитые ценности, можно бережно ввести первоклассника в новый для него мир – мир искусства. Ему будет легче открыть и принять ценности искусства, если они соотносятся с известными явлениями окружающего мира, с переживаниями событий. В образе родного дома объединяются его внешний вид и внутреннее убранство, мама и другие члены семьи, игрушки, детские книжки, еда, одежда, наконец, домашние животные, т.е. все то, что знакомо, привычно и каждый день окружает ребенка дома. Однако искусство позволяет увидеть и прочувствовать все это по-другому: так как видел это художник, который жил в иное время, в иной стране, но также как и современный человек дорожил своим домом, семьей, любил маму, детей, близких людей, ценил пищу, заботился о тех, кто нуждался в его помощи. Искусство позволяет заглянуть в чужой, незнакомый мир, узнать о том, чем жили, чему радовались люди, что их огорчало.
Осваивая во 2 классе понятие «художественный образ», ребенок учится понимать, что художественный образ – это не только плод фантазии, мастерства, но одновременно изучения и наблюдения окружающего мира, умения его трансформировать и интерпретировать в художественно-творческой деятельности.
В 3-4 классах школьник получает возможность научиться интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры – они учат человека жить и побеждать неприятности. Ребенок осмысляет изображение сказки, сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов природы, выраженных языком пластических искусств – живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна.
На примерах, предоставляемых произведениями искусства, учащиеся личностно переживают понятия «добро и зло», «хорошо и плохо», «правда и ложь», «герой и злодей», «жизнь и смерть», «бескорыстие и жадность», «прекрасное и безобразное», «сострадание и жестокость».
Ребенок целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу. Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих образов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
- в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
- в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира; - в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору
- в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Содержание учебного предмета.
1-й класс (30 часов)
Мой дом в искусстве (15 часов)
Мои друзья всегда со мной (5 часов)
Природа - лучший учитель художника (10 часов)
В первом классе при восприятии произведения искусства и в художественной деятельности необходимо стремиться к пониманию ребенком этой специфики искусства. Однако знакомство с понятием «художественный образ», так же как и с языком («азбукой») искусства, начнется со второго класса. Содержание освоения искусства в первом классе – пропедевтическое. В рамках программы ребенок готовится к этому, постепенно входя в искусство через свой собственный небольшой, но очень яркий и важный для него жизненный опыт.
Опыт освоения реального мира синхронизируется с опытом освоения искусства, итогом является осознание главных общечеловеческих ценностей как жизни, так и искусства. Семейные и школьные будни и праздники, общение и игры с друзьями, природа во всем многообразии ее проявлений – все это становится объектом внимания больших и маленьких художников, шаг за шагом осваивающих окружающий мир и явления в нем происходящие.
2-й класс (35 часов)
Художественный образ - основа любого искусства (1 час)
Азбука искусства (28 часов)
Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа (6 часов)
Содержание учебного материала второго класса акцентирует основное внимание на художественной грамоте: осознании художественного образа – как основы и цели любого искусства, языке художественной выразительности пластических искусств, художественных материалах и техниках. Это очень важный год с точки зрения художественной грамоты и осмысления сути искусства. Сведения и навыки, полученные во втором классе, будут углубляться и отрабатываться в следующие годы обучения.
С целью научить ребенка пониманию сложности, многомерности и в то же время выразительности и лаконичности художественного образа, особое внимание уделяется процессу работы художника над его созданием в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала – зарисовки – отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла.
Учащиеся начинают понимать, что для создания художественного образа необходимо владеть языком (азбукой) искусства, который по ассоциации с родным языком, позволяет передавать информацию. Сделать эту информацию выразительной и эмоциональной помогут общие средства художественной выразительности изобразительных искусств – композиция, ритм, пропорции, фактура, симметрия-асимметрия. Они определяют выразительность и саму сущность художественного образа в любом произведении искусства.
3-й класс (35 часов)
Волшебный мир, наполненный чудесами (6 часов)
Художники-сказочники. Сказочные образы (5 часов)
Реальность и фантазия (12 часов)
Образы сказочных атрибутов (7 часов)
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... (3 часа)
Следующая задача обучения изобразительному искусству – научить ребенка интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности реализуется как доминирующая в содержании учебного материала 3 и 4 классов. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры - они учат человека жить и побеждать неприятности.
Древние представления живут в сознании современного человека, в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, литература, музыка, декоративно-прикладное, архитектура, танец). Знакомство с ними поможет ученику понять любое произведение искусства прошлого и современности. Ребенок осмысляет изображение сказки, сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов природы, выраженных языком пластических искусств - живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Различные виды изображений: скульптурные, живописные и графические (идеограммы, пиктограммы); абстрактные, геометрические и фигуративные представляли знаковые и символические коды, использующиеся древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. С помощью изображения человек научился останавливать время. В предыдущих классах дети косвенно прикоснулись к таким значимым первообразам культуры как Солнце, Древо, Птица, Конь, к символике цвета и линии. Теперь они знакомятся с другими важными образами народной культуры, вошедшими в архетипические универсалии символического языка человечества.
Ребенок впервые целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу. Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих образов.
В содержании материала 3 класса искусство предстает как генератор культуры, кратко рассматриваются его функции: формирование эстетического восприятия мира; художественное познание окружающего мира; универсальный способ общения; воплощение в зримых образах идеи религии и власти, прославление и увековечивание правителей и героев; способность внушать определенные идеи и пробудить чувства и сознание. Формирование специфики городов, запечатлённой в памятниках архитектуры.
В продолжение освоения символики образов искусства учащиеся знакомятся с символикой стихий: земли, огня, воды и воздуха в литературе, музыке, изобразительном искусстве разных народов. Одновременно идет знакомство со знаковыми мифологическими образами искусства, связанными с этими стихиями, а также с современными праздниками, использующими традиционные ритуалы. Важными для понимания представлений и верований людей представляется символическое значение предметов и их отражение в искусстве.
4-й класс (35 часов)
Художественный мир, сотворенный по законам сказки (2 часа)
Образы стихий (7 часов)
Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции (3 часа)
Одухотворённые Образы Средневековья (8 часов)
Сказочные образы Востока (6 часов)
Яркие образы Индии (4 часа)
Добрые образы Китая (4 часа)
Художественные образы мирового искусства предстают на примере искусства античной Греции, средневековой Европы и нескольких регионов Востока (Арабского мира, Индии и Китая). Рассматриваются архитектура и природа, определяющая характер построек; образы человека и его одежда, а также наиболее значимые для каждой культуры образы и традиции. Благодаря их естественному разнообразию на примере разных культур учащиеся знакомятся с изобразительной культурой театра (маски, театральный костюм, декорации), архитектурой и скульптурой, декоративно-прикладным искусством (герб, витраж, художественные росписи, предметы быта – часы, зеркало, лампа, восточные амулеты и т.п.). Поскольку именно на основе этих межнациональных, межэтнических образов-представлений формировалось искусство, ими оно питалось на протяжении тысячелетий, знание его основ поможет ребенку войти в мир художественных образов и свободно их интерпретировать в искусстве любого народа, любой эпохи. Причем интерпретация может происходить как в устной литературной, так и в художественно-творческой форме.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся№ Содержательные блоки Количество часов
гос.
программа
Авторизо-
ванная программа
1 класс
Мой дом в искусстве 15 час. 21 час.
Мои друзья всегда со мной 5 час. 6 час.
Природа - лучший учитель художника 10 час. 3 час.
Всего 30 час 30 час
2 класс
Художественный образ - основа любого искусства 1 час. 1 час.
Азбука искусства 28 час. 27 час.
Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа 6 час. 6 час.
Всего 35 час 34 час
3 класс
Волшебный мир, наполненный чудесами 6 час. 6 час.
Художники-сказочники. Сказочные образы 5 час. 5 час.
Реальность и фантазия 12 час. 12 час.
Образы сказочных атрибутов 7 час. 7 час.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... 3 час. 4 час.
Всего 33 (35) час 34 час
4 класс
Художественный мир, сотворенный по законам сказки 2 час. 2 час.
Образы стихий 7 час. 7 час.
Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции 3 час. 3 час.
Одухотворённые Образы Средневековья 8 час. 8 час.
Сказочные образы Востока 6 час. 6 час.
Яркие образы Индии 4 час. 4 час.
Добрые образы Китая 4 час. 4 час.
Всего 34 (35) час 34 час 1-й класс (30 часов)
Мой дом в искусстве (15 часов)
Мой дом в искусстве. Дом, в котором я живу (2 часа).
Опыт восприятия окружающего мира. Внешний вид зданий разного предназначения.
Характеристика деятельности учащихся. Воспринимать и эмоционально оценивать окружающие здания. Сравнивать предметы, находить в них общие черты.
Моя мама (1 час). Представление о своем доме в первую очередь ассоциируются с образом матери. Изображение матери и дитя художниками разных стран в разные времена.
Характеристика деятельности учащихся. Воспринимать и сравнивать образы матери у разных художников. Понимать, что тема материнства привлекала художников в разные времена.
Семья – «семь – я» (2 часа). Интерпретация смысла поговорки «Семья – это семь «Я». Изображение художниками разных семей и взаимоотношений внутри них Характеристика деятельности учащихся. Сравнивать и давать оценку разным семьям с картин художников. Давать описание сюжета художественного произведения по плану.
Семья за обедом (1 час). Наблюдение художниками жизни разных семей. Обед - как важное семейное действо. Показатель особенностей быта и взаимоотношений между членами семьи.
Характеристика деятельности учащихся. Внимательно рассматривать и интерпретировать сюжет, давать описание художественного произведения.
«Красна изба пирогами» (1 час). Изображение художниками предметов, используемых во время чаепития: чайников, чашек, самовара, и разнообразных лакомств. Особое отношение на Руси к пряникам.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать значение слова «красный» как синоним «красивого» в Древней Руси. Иметь представление о традиции чаепития на Руси и в других странах.
Мои игрушки (1 час). Из истории развития куклы. Самодельные куклы из деревяшек, соломы, тряпочек.
Характеристика деятельности учащихся. Давать оценку разнообразным игрушкам. Понимать роль художника в производстве игрушек.
Мои книжки (1 час). Детские книги красивы и нарядны. В детских книгах всегда много иллюстраций, которые художник рисует к тесту.
Характеристика деятельности учащихся. Рассматривать детские книги, их оформление. Находить книги с знакомыми произведениями (дома, в библиотеке, в книжном магазине), но в другом оформлении. Изображать портрет главного героя любимой книжки.
Одежда (2 часа). Определение, какая одежда подойдет для праздника, а какая для спорта, учебы, загородной прогулки.
Характеристика деятельности учащихся. Определять, какая одежда подходит для праздника, а какая для спорта, учебы, загородной прогулки. Придумывать и изображать одежду для сказочного персонажа.
Мебель (1 час). Рассмотреть разнообразие форм и стилей мебели на примере стула или стола.
Характеристика деятельности учащихся. Видеть разнообразие форм и стилей мебели на примере стула или стола. Понимать, что ценность мебели в ее красоте и удобстве. Познакомиться с понятиями «декор», «стиль».
Животные у нас дома (1 час). Наблюдение за жизнью, домашних животных, их движениями, привычками.
Характеристика деятельности учащихся. Наблюдать за жизнью, домашних животных, их движениями, привычками. Изображать домашнее животное разными художественными материалами.
Все дома (1 час). В выходные дни вся семья собирается дома. Совместная работа по дому (уборка, приготовление пищи) и совместный отдых.
Характеристика деятельности учащихся. Описывать разные семьи, изображенные художниками, различать их характер и взаимоотношения членов семьи между собой. Описывать содержание картин по плану. Придумывать название для картин.
Отдых семьей (1 час). Сюжеты картин П. Кончаловского, А. Дейнеки, Матисса, Ренуара и др. на темы семейного отдыха. Размещение изображения на всей плоскости листа.
Характеристика деятельности учащихся. Описывать картины, пользуясь планом. Находить в альбомах по искусству или в Интернете картины художника на заданную тему. Изображать семью на отдыхе. Размещать изображение на всей плоскости листа.
Мои друзья всегда со мной (5 часов)

Мой самый лучший друг (1 час). Рассмотреть рисунки и картины художников, изображающие детей. Сосредоточить внимание на том, как художник относится к изображенным детям, какие черты и качества подчеркивает.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать особенности изображения детей художниками. Соотносить образ друга в живописи, графики и поэзии.
Мы вместе учимся и играем (1 час). Художники, изображая, как люди общаются друг с другом, показывают взаимоотношения между людьми, их характеры и привычки.
Характеристика деятельности учащихся. Давать оценку бытовым ситуациям, изображенным художником, с точки зрения их пользы для приобретения нового опыта.
Мы мечтаем (1 час). Рассмотреть картины, изображающие беседующих между собой детей. Предложить ребенку представить себя среди этих детей и рассказать, о чем идет разговор, о чем дети мечтают.
Характеристика деятельности учащихся. Рассказывать, о чем мечтают герои картины, используя слова для справки.
День рождения друга. Рассмотреть варианты оформления поздравительных открыток.
Характеристика деятельности учащихся. Освоить простейшие приемы стилизации в изображении растений, животных, птиц. Понимать специфику оформления поздравительной открытки. Создавать поздравительную открытку в подарок другу.
Четвероногий друг (1 час). Рассмотреть фотографии разных собак и рисунки художников, изображающие взаимоотношения детей с четвероногим другом. Рассказать, о своем четвероногом друге.
Характеристика деятельности учащихся. Рассмотреть и прокомментировать фотографии разных собак и рисунки художников, изображающие взаимоотношения детей с четвероногим другом, используя слова для справки.
Праздник с друзьями (1 час). Вспомнить, какие праздники ребенок встречал вместе с твоими друзьями.
Характеристика деятельности учащихся. Представить себя в роли сказочного персонажа и придумать костюм для праздника. Сделать из бумаги головной убор для своего персонажа.
Природа - лучший учитель художника (10 часов)
Природа Земли (1 час). Рассказать, что привлекает в разных природных ландшафтах, чем нравятся горы, море, леса, равнины и др. Рассмотреть изображения природы художниками в разное время года и в разную погоду.
Характеристика деятельности учащихся. Рассказывать, что привлекает в разных природных ландшафтах, чем нравятся горы, море, леса, равнины и др. Делать зарисовки природы. Понимать термин «пейзаж».
Посмотри на небо (1 час). Рассмотреть изображения облаков на картинах художников. Разнообразие формы облаков. Вспомнить, как летом в солнечную погоду смотрел на облака и представлял, на что они похожи.
Характеристика деятельности учащихся. Наблюдать небо в разную погоду, видеть разные состояния, разный характер. Получить опыт работы мелками, пастелью.
Поля, луга, поляны (1 час). Равнинная местность может быть совсем не скучной, если увидеть ее глазами художника.
Характеристика деятельности учащихся. Соотносить фрагменты картин с изображением поля, луга, листвы с картинами художников и находить, откуда они.
Море и горы (1 час). Рассмотреть изображения моря и гор в картинах художников.
Характеристика деятельности учащихся. Соотносить образы морей и гор в живописи и в произведениях литературы. Изображать моря или горы в технике аппликация.
Деревья (2 часа). Породы деревьев и их внешний вид. Изображение деревьев в произведениях художников. Характер деревьев.
Характеристика деятельности учащихся. Соотносить породу дерева, его внешний вид с его характером.
Насекомые (1 час). Вспомнить, каких насекомых видел, и чем они е запомнились. Героями, каких сказок были насекомые. Какими они были, добрыми или злыми, красивыми или уродливыми.
Характеристика деятельности учащихся. Изображать и украшать изображения насекомых. Создавать из элементов целостную уравновешенную композицию.
Домашние животные на природе (1 час). Рассмотреть, как художники изобразили домашних животных.
Характеристика деятельности учащихся. Рассматривать изображения животных в живописи, графике, скульптуре, давать оценку их характера, используя слова для справки.
Дикие животные (1 час). Вспомнить, качества свойственны диким животным. Определить, какие качества животных подчеркнули художники в своих произведениях (Дюрер, В. Ватагин, П.Пикассо и др.). Вспомнить сказки, героями которых были животные.
Характеристика деятельности учащихся. Давать характеристику качеств, свойственных диким животным.
Обобщающий урок. Мы все - жители планеты Земля (1 час). Обобщение материала.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что искусство учит каждого человека видеть и ценить то обыденное, что всегда находится рядом с ним. Осознавать важность для человека научиться ценить свой дом, свою семью, свой город или село и общий дом человечества - планету Земля. Участвовать в выполнении коллективной работы.
2-й класс (35 часов)
Художественный образ - основа любого искусства (1 час)
Художественный образ (1 час). Образ - это изображение, отображение. Художественный образ создаётся художником в процессе творческой деятельности.
Характеристика деятельности учащихся. Осознавать, что художественный образ – основа любого искусства. Понимать, что с помощью художественного образа можно передавать мысли и чувства. Понимать специфику создания художественного образа. Осознавать разницу между фотографией и произведением искусства. Создавать художественный образ изобразительными средствами.
Азбука искусства (28 часов)
Введение в азбуку изобразительного искусства (2 часа). Язык искусства. Цвет, линия, объём. Передача окружающего мира с помощью цвета, линии, объёма.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о художественной выразительности языка изобразительных искусств, уметь его использовать в собственной художественно-творческой деятельности. Создавать образы природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов.
Линия, штрих и художественный образ (1 час). Создание образа природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов.
Характеристика деятельности учащихся. Осознавать влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа и использовать в собственной художественно-творческой деятельности.
Линия, пятно и художественный образ (2 часа). Пятно и линия. Пятно и художественный образ в графике.
Характеристика деятельности учащихся. Воплощать художественный замысел с помощью пятна и линии.
Создаём художественный образ в графике (2 часа). Изображение и значение образа птицы в искусстве (песни, сказки, росписи, резьба и т.д.). Сказочные птицы – образы добра и зла, дня и ночи.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать символическое значение образа птицы в разных искусствах. Интерпретировать образы птиц в различных произведениях искусства. Использовать различные по характеру линии и штрихи для изображения добрых и злых птиц.
Цвет и художественный образ (2 часа). Использование цвета для создания выразительных образов в живописи. Три основные цвета - жёлтый, красный, синий. Смешивание основных цветов для получения составных.
Характеристика деятельности учащихся. Овладевать основами языка живописи.
Тёплые и холодные цвета создают разные образы (2 часа). Теплые и холодные цвета создают разные образы. Характеристики тёплых и холодных цветов.
Характеристика деятельности учащихся. Различать теплые и холодные цвета.
Создаём художественный образ в живописи (1 час). Передача оттенков настроения путем добавления в любой цвет белой или чёрной краски.
Характеристика деятельности учащихся. Передавать в собственной художественно-творческой деятельности оттенки настроения путем добавления в любой цвет белой или чёрной краски.
Объём и художественный образ (1 час). Объём использует скульптор для создания художественного образа человека или животного в скульптуре.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о материалах скульптуры и специфике работы с ними. Овладевать основами языка скульптуры.
Линия, цвет и объём могут работать дружно (1 час). Использование объёма архитектором для создания художественного образа архитектурных сооружений.
Характеристика деятельности учащихся. Видеть и понимать художественные образы различных построек.
Цвет, линия и объём (2 часа). Средства художественной выразительности разных видов изобразительного искусства. Симметрия.
Характеристика деятельности учащихся. Использовать цвет, линию, объем в художественном конструировании и оформлении разных предметов.
Общие средства художественной выразительности (1 час). Живопись, графика и скульптура для создания художественного образа используют общие средства выразительности – это композиция, ритм, форма.
Композиция и художественный образ. Композиция – создание целого из отдельных частей на основе художественной идеи.
Характеристика деятельности учащихся. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).
Симметрия и художественный образ (1 час). Симметрия в жизни и в искусстве. Характеристика деятельности учащихся. Видеть симметрию и асимметрию в жизни и в искусстве. Различать характер симметричных и несимметричных предметов.
Ритм и художественный образ. Ритм – повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними. Повторы элементов в сказках, стихах и песнях. Ритм в музыке и в живописи.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать роль ритма в композиции художественного произведения.
Ритм линий и пятен (1 час). Ритм линий и пятен помогают художникам создавать различные художественные образы.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать роль ритма и пятен в создании выразительных художественных образов. Участвовать в коллективной работе. Создавать композицию с помощью ритма и пятен.
Ритм, симметрия и орнамент (2 часа). Особое значение ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм в построении орнамента. Древнейшие элементы орнамента (круг, квадрат, треугольник, и зигзаг).
Характеристика деятельности учащихся. Осознавать особое значение ритма в декоративно-прикладном искусстве. Знать древнейшие элементы орнамента и их значение.
Форма и художественный образ (2 часа). Форма - это внешний вид, очертание предмета.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать роль формы в создании художественного образа.
Форма создаёт художественный образ на плоскости (2 часа). Создание с помощью формы выразительного образа персонажа.
Характеристика деятельности учащихся. Осознавать, как форма предмета влияет на впечатление о его характере. Описывать впечатление, создаваемое художником с помощью пятен в картине.
Форма создаёт художественный образ в объеме (1 час). Художественный образ в скульптуре. Восприятие скульптуры при круговом движении. Передача формой характера персонажей.
Характеристика деятельности учащихся. Создавать фигурку сказочного героя в объеме, передавая его характер, привычки, намерения с помощью внешней формы.
Форма в художественном конструировании (1 час). Художественное конструирование — это художественное построение предметов и расположение различных частей по отношению друг к другу.
Характеристика деятельности учащихся. Осознавать роль формы в художественном конструировании. Придавать разнообразные формы обычному листу бумаги путем сгибания, вырезания, склеивания.
Композиция, ритм, форма должны работать дружно (2 часа). Композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности.
Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа (6 часов)
Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов (2 часа)
Местоположение главного предмета в композиции (в центре, со смещением вверх-вниз или в сторону). Взаимоотношения второстепенных объектов с главным.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что от месторасположения главного предмета в композиции зависит ее характер и содержание работы.
Тема произведения и художественный образ (2 часа). Художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии.
Характеристика деятельности учащихся. Создавать композиционные схемы. Понимать, что художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии.
Образ человека в изобразительном искусстве (1 час). Передача внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры.
Характеристика деятельности учащихся. Передавать характерные черты внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры.
Музеи изобразительного искусства (1 час). Произведения изобразительного искусства хранятся в художественных музеях.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о крупнейших художественных музеях России – ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве;
3 класс (35 часов)
Волшебный мир, наполненный чудесами (6 часов)
Древние корни народного искусства (1 час). Традиции народного искусства. Отражение в традиционном народном искусстве верований, труда и быта народа.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что в традиционном народном искусстве отражаются верования, труд и быт народа.
… из веры (1 час). Вера древних людей в происхождение их рода от животного – медведя, пантеры или оленя. Фигурки животного – покровителя рода, сделанные из камня, дерева, металла или керамики.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о верованиях древних людей в связь человека, рода с животным.
... из желания узнать мир и сделать его лучше (1 час). Объединение искусством многих видов деятельности, которые помогали человеку выразить свои представления об окружающем мире, усвоить и передать знания и умения, способствовали общению.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о слитности древнего искусства, о том, что оно объединяло многие виды деятельности, которые помогали человеку выразить свое понимание окружающего мира. Знать понятия «миф», «ритуал», «обряд», «магия».
Знак и символ (1 час). Знак - это общепринятое изображение, используемое для хранения и передачи информации.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о знаково-символическом языке искусства, о знаках и символах древнего искусства. Понимать общее и различное в знаке и символе.
Сказка - ложь, да в ней намек... (1 час). Отличия сказки от мифа. Конь – любимый герой народных сказок мифов. Конь - символ добра и благополучия. Роль коня в сказках.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о символике цвета. Создавать образ сказочного Коня, используя древние изображения и символику цвета.
Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве (2 часа). Богатырская тема в изобразительном искусстве России (В.Васнецов, М. Врубель и др.).
Характеристика деятельности учащихся. Различать «тему» и «сюжет» в искусстве.
Художники-сказочники. Сказочные образы (5 часов)

Художники-сказочники (1 час). Художники, использовавшие в своем творчестве сюжеты сказок.
Характеристика деятельности учащихся. Знать художников, создававших произведения на сюжеты сказок. Понимать особенности их искусства.
Образы героев сказки неотделимы от ее сюжета. Мифопоэтические образы славянского искусства и их отражение в народной культуре в разных видах искусства. Изображения волшебных птиц Сирина и Алконоста, лесного божества Лешего, обитательниц рек – русалок.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о мифопоэтических образах славянского искусства и их отражении в народной культуре в разных видах искусства.
Герой сказки - носитель народных идеалов (1 час). Образ главного героя сказки.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о символическом характере популярных сказочных героев.
Образ Героя - защитника отечества в искусстве (1 час). Герои сказок – как воплощение мечты народа об идеальном защитнике, которому по плечу любые подвиги во имя мира и добра на родной Земле.
Характеристика деятельности учащихся. Рассматривать и анализировать образы защитника Родины в произведениях искусства.
Идеальные образы сказочных героинь (1 час). Главные героини русских сказок.
Характеристика деятельности учащихся. Знать идеальные качества характера женщины, установленные традиционной народной культурой.
Идеальные женские образы в искусстве (1 час). Представление об образе идеальной женщины, отраженное в искусстве.
Характеристика деятельности учащихся. Видеть и комментировать качества женщин, изображенных в произведениях искусства на портретах и в жанровых картинах.
Реальность и фантазия (12 часов)

Образы отрицательных персонажей (2 часа). Борьба двух главных противников - противоположных по духу, внешнему виду и целям – основа любого сказочного сюжета.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что в основе содержания любого произведения искусства лежит оппозиция противоположных пар: правды и лжи, жизни и смерти, прекрасного и уродливого и т.д.
Образы чудовищ. Возникновение образов чудовищ в результате преобразования настоящих животных и птиц, добавления к их реальному виду различных деталей: голов, лап, клыков, крыльев.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, как рождаются сказочные, фантастические образы в изобразительном искусстве.
Образ дороги в сказке и дорога в жизни (1 час). Дорога как символ жизненного пути. Образ дороги в сказках.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве.
Там, на неведомых дорожках... (1 час). Роль перекрестка дорог (перепутье, росстань). Выбор героем своего жизненного пути, принятие, жизненно важного решения.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о значении перекрестка дорог в традиционном сознании, его символическом смысле.
Странствия по различным мирам (1 час). Соединение дорогой трех миров – подземного, земного и небесного.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать роль дороги для связи трех миров в сказке.
Образ Сказочного леса (1 час). Дорога через заколдованный лес. Образы сказочного дерева: могучий дуб, нежная березка или рябинка, колючая ель.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать и создавать в воображении образы близкие по духу персонажам сказок, навеянные разными породами деревьев. Заколдованный лес (1 час). Образ мрачного леса Бабы Яги как олицетворение для героя иного мира.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать символическое значение леса в сказке и в изобразительном искусстве.
Волшебный лес (1 час). Образ заснеженного леса на картине В. Васнецова «Снегурочка», его соответствие образу Снегурочки.
Характеристика деятельности учащихся. Находить соответствие образа леса образу героя сказки.
Образ жилища в сказке и в жизни (1 час). Путешествие героя от порога родного дома: избы, каменных купеческих палат или царского дворца. Изба – русское крестьянское жилище, срубленное из бревен и покрытое двухскатной крышей.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об образе русского крестьянского жилища – избе, ее символике, выраженной в декоре.
Образ деревни (1 час). Путешествие от порога сельского дома. Жизнь в ладу с природой деревенских жителей, знание и уважение ее законов.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что человек должен жить в ладу с природой, знать и уважать ее законы.
Образ города (1 час). Город древности – неприступная крепость.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о древнем городе как о неприступной крепости, о его структуре.
Образ сказочного города (1 час). Образ сказочного чудо-города «с златоглавыми церквами, с теремами и садами».
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об образах сказочных городов в литературе, изобразительном искусстве, кино.
Образы сказочных атрибутов (7 часов)
Свет мой, зеркальце... (1 час). Особая роль зеркала, отражение героини, событий, происходящих с другими персонажами сказки.
Характеристика деятельности учащихся. Осознавать волшебную роль зеркала в сказке, понимать, почему в жизни к зеркалам сложилось особое отношение.
Куколка... (1 час). Кукла в сказочных сюжетах и в древних обрядах, и обрядовых играх.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об истории куклы, о ее роли в жизни крестьян.
Яблоки и яблоня (1 час). Волшебное яблоко или от яблони и развитие сюжета сказки. Особое отношение к яблоне на Руси.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об особом отношении к яблоку и яблоне в культуре разных народов.
Катись, катись, яблочко... Неоднозначное отношение людей к яблоку с древних времен Яблоки в мифах – символ зла или символом знания, мудрости и солнечного тепла.
Характеристика деятельности учащихся. Знать различную символику яблока в культуре разных народов. Иметь представление о символическом значении яблока в русских народных сказках.
Перо Жар-птицы (1 час). Жар-птица – символ бессмертия. Волшебные свойства пера Жар-птицы.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать символическое значение образа Жар-птицы в сказках.
Корона (1 час). Корона - символ величия и власти.
Характеристика деятельности учащихся. Знать символическое значение короны, находить и объяснять древние символы в декоре царских корон.
Меч-кладенец и щит (1 час). Меч, щит, копье – оружие, которым пользовались наши предки. Волшебная сила оружия в сказках.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о форме и декоре древнего оружия.
Прялка и волшебный клубок (1 час). Определяющая роль в сказках прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать символический судьбоносный смысл определяющей роли прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена в сказках.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... (3 часа)

Изображение праздника и его атрибутов в искусстве (1 час). Счастливый конец сказки. Праздник, народное гуляние на картинах художников.
Характеристика деятельности учащихся. Рассматривать праздник, народное гуляние на картинах художников, находить в них общее и особенное с современным праздником.
Пир на весь мир (2 часа). Композиции на тему народных гуляний в живописи и в иллюстрациях к сказкам (Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Васнецов).
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о традиционных народных гуляниях по их изображениям в живописи и иллюстрациях к сказкам. Символика народного праздника (1 час). Народный праздник – Красная горка.
Характеристика деятельности учащихся. Принимать участие в интегрированном мероприятии (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство).
Образы сказок - основа любого искусства. Общие корни сказочных образов и образов народного изобразительного искусства в древних мифах.
4 класс (35 часов)
Художественный мир, сотворенный по законам сказки (2 часа)
Сказочные сюжеты (1 час). Сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Их смысл и обучающее значение.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, чему посвящены и чему учат сказочные сюжеты.
Сюжеты жизни и сюжеты сказки. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира.
Характеристика деятельности учащихся. Осознавать, что сюжеты произведений искусства на темы реальной жизни часто учат тому же, что и сюжеты сказки.
Образы стихий (7 часов)
Ожившие стихии (1 час). Стихия - это среда, которая не зависит от человека. Основные природные стихии – ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ВОДА.
Характеристика деятельности учащихся. Определять доминирующие стихии на картинах художников.
Образ земли в искусстве (1 час). Почтение человека к земле. Соотнесение образа земли в поэзии и в изобразительном искусстве.
Характеристика деятельности учащихся. Эмоционально воспринимать и осознавать ценность и силу родной земли.
Ключ Земли - сказы Бажова (1 час). Связь древних обрядов с Землей. Уральский сказочник П. Бажов и его герои. Волшебный Ключ земли, способный людям светлые перемены в жизни открыть.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о связи древних обрядов и землей. Знать сказки П. Бажова и иллюстрации к ним.
Образ воздуха в искусстве (2 часа). Связь для человека воздуха с восприятием неба.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать символику воздушной стихии: воздуха, ветра, неба.
Образ огня в искусстве (1 час). Завораживающее впечатление от горящего пламени, костра или свечи.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать роль огня в жизни людей. Знать символику огня и мифы о его происхождении.
Образ воды в искусстве (2 часа). Предания мифов многих народов о том, что мир создавался из тёмной воды – символа первозданного хаоса.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать роль воды в жизни людей. Знать символику воды, мифы и сказки с ней связанные.
Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции (3 часа)
Культура Древней Греции (1 час). В основе греческой культуры, также как и любой другой лежат мифы и легенды о богах и героях. Греческие боги – Зевс, Посейдон, Аид, и таинственные силы природы.
Образ природы и построек Древней Греции. Архитектура - это искусство проектирования и строительства зданий.
Характеристика деятельности учащихся. Находить в справочниках, энциклопедии, Интернете, книгах с античными мифами альбомах по искусству, рассказы о богах Древней Греции и их изображения.
Театр в Древней Греции (1 час). Одним из величайших открытий греческой культуры был театр. Амфитеатр.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление, каким был первый театр, откуда и как он появился.
Образ человека Древней Греции (1 час). Человек наряду с богами центральная фигура изобразительного искусства.
Характеристика деятельности учащихся. Размышлять над местом человека в античном искусстве.
Одухотворённые Образы Средневековья (8 часов)

Идеалы Средневековья (1 час). Образ Великого Бога – милостивого и карающего, знающего всё о каждом человеке и воздающего по заслугам – в центре культуры и искусства Европы в Средние века.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об образе Средневековой Европы, ее верований и архитектуре, посвященной религии.
Величественные соборы и неприступные замки. Возвышение готического собора над центральной частью города. Образ готического собора.
Характеристика деятельности учащихся. Рисовать план замка. Выполнять коллективную работу.
Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков (1 час). Декоративное оформление соборов и его воспитательная роль. Архитектурный облик собора и скульптурные образы святых, символические образы заморских чудищ: чертей и обезьян, химер, горгулий и пр.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать роль декоративного оформления готического собора в создании общего образа.
Образ человека в искусстве Средних веков (1 час). Многочисленные скульптуры персонажей Священного писания, святых, королей при входе в готический храм.
Характеристика деятельности учащихся. Размышлять о характере скульптурных образов средневековья.
Знаки и символы времени. Человек живёт в мире знаков. Знаками являются: буквы и цифры, музыкальные ноты и эмблемы, гербы стран и народов, флаги и шахматные фигуры, ордена и медали.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что многое, к чему человек привык в повседневной жизни и в учебе является знаком.
Родовой герб над входом в замок (1 час). Вера древними в неразрывную связь знака и предмета, которого знак обозначает.
Характеристика деятельности учащихся. Осваивать знаки средневековья. Иметь представление о языке геральдики.
Символика цвета (1 час). Значение цвета в гербах и в живописи Средних веков.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать символику цвета и значение цвета в гербах и в живописи Средних веков.
Образы сказочных персонажей. Спящая красавица. Таинственный замок (1 час). Образы сказки Шарля Перро «Спящая красавица».
Характеристика деятельности учащихся. Уметь наблюдать, сравнивать, сопоставлять, давать характеристику образам героя, созданным в иллюстрациях разных художников. Образ времени в сказках (1 час). Течение времени в сказках. Часы – как символ идущего, навсегда проходящего времени и даже жизни.
Характеристика деятельности учащихся. Объяснять значение пословиц и поговорок о времени. Знать и объяснять значение часов, хода времени в различных сказках, произведениях изобразительного искусства.
Сказочные образы Востока (6 часов)

Чудесный мир сказок народов Востока (1 час). Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что искусство любого народа рассказывает об укладе жизни и устремлениях людей.
Образы искусства арабского мира. Собрание старинных арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
Характеристика деятельности учащихся. Вспомнить известные сказки Востока. Рассмотреть иллюстрации к сказкам народов арабского Востока.
Образ природы. Разнообразие природы на Востоке.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о разнообразии природы Востока.
Образы архитектуры (1 час). Голубая мечеть в Стамбуле – одно из самых красивых сооружений восточного мира.
Характеристика деятельности учащихся.Сказочные дворцы Востока. Использование в оформлении дворцов геометрических и растительных орнаментов, словно ковром покрывающих поверхности стен, пола, потолка.
Художественное оформление волшебных предметов (2 часа). Представления людей Арабского Востока во многом определялось мифологией.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о мифологических героях восточных сказок.
Образ человека в искусстве арабского Востока (2 часа).
Мужской образ. Богатые фольклорные традиции – дающие образ человека.
Женский образ. Жизнь восточных женщин полна тайн и загадок.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что сегодня судить о человеке прошлого мы можем по его образам, созданным искусством.
Яркие образы Индии (4 часа)

Образы архитектуры Индии (1 час). Влияние традиций персидской архитектуры на древнюю, богатую собственными традициями Индию.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о многообразии культуры Индии.
Ступа - символ природы и ума (1 час). Архитектурное сооружение Ступа - древнейший символ индийской культуры («вершина», «верхушка»).
Характеристика деятельности учащихся. Знать символы индийской культуры.
Слон — символ мудрости, величия и непобедимой мощи (1 час). Особое значение слона в Индии. Ганеша – бог с головой слона.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать роль слона в жизни индусов и символику слона в искусстве Индии.
Образ человека в искусстве Индии (1 час). Отражение в живописи и в миниатюре представления жителей Индии о прекрасном человеке.
Характеристика деятельности учащихся. Размышлять по отражениям в живописи и в миниатюре о представлении жителей Индии о прекрасном человеке.
Добрые образы Китая (4 часа)

Образы архитектуры Китая (1 час). Древний Китай – одна из самых высокоразвитых стран мира. Изобретение в Китае шёлка, фарфора и бумаги. Необычная архитектура и живопись Китая.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об искусстве и культуре Китая.
Искусство выбирать главное (1 час). Одухотворённые и поэтичные пейзажи в искусстве Китая.
Характеристика деятельности учащихся. Эмоционально воспринимать одухотворённые и поэтичные образы природы в искусстве Китая.
Дракон - символ добра и защиты (1 час). Центральное место Дракона в китайской мифологии.
Характеристика деятельности учащихся. Объяснять, почему дракон объединяет в себе четыре стихии.
Образ человека в искусстве Китая (1 час). Соединение реального образа человека в китайской живописи с фантастическими и причудливыми образами растений, птиц, драконов, различных духов.
Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об образе идеального человека в искусстве Китая.
Музеи и выставки (1 час).
Образы искусства разных стран и народов можно увидеть в различных музеях мира. Главные музеи России в Москве и в Санкт-Петербурге.
Характеристика деятельности учащихся. Знать ведущие художественные музеи России.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Программы по учебным предметам. Основы светской этики. Изобразительное искусство. Физическая культура: 1 - 4 кл. – М., Академкнига/Учебник,2013. (Проект «Перспективная начальная школа»).
Учебники по изобразительному искусству.
Учебники из других УМК по ИЗО.
Этюды об изобразительном искусстве. Составители Н.И. Платонова, В.Ф. Тарасов. М. Просвещение. Владос 1994г.
В.Б. Розенвассер Беседы об искусстве М. Просвещение, 1979г.
Печатные пособия
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Эканно-звуковые пособия
Слайды, соответствующие тематике программы по рисованию.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по рисованию.
Технические средства обучения
Мультимедийный комплект комплект:
Проектор.
Комплект потолочного крепления.
Экран
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
DVD - фильмы: по памятникам архитектуры; по художественным музеям.