Конспект урока русского языка 4 класс .Тема « написание мягкого знака в середине и на конце числительных»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №17
города Вольска Саратовской области»
ОТКРЫТЫЙ
УРОК
на тему: «Мягкий знак на конце и в середине числительных»
4 класс
4
учитель начальных классов
Шубина Валентина Павловна
Тема урока: « Мягкий знак на конце и в середине числительных».
Цели: образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных. развивающая - развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена числительные. воспитательная – воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия. воспитание дружеских отношений между собой.
Оборудование: карточки – карточки для индивидуальной работы, таблицы, раздаточный материал, магнитофон с грамзаписью, сигнальные квадраты.
Ход урока: 1.Организационный момент: - Сегодня я вошла в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрым и ласковым взглядом. Давайте с таким же настроением проведем весь урок. Я смотрю на ваши лица, Хорошо, отрадно мне, Словно я в огромной, дружной И приветливой семье.
- Ребята, а при какой погоде мы испытываем радость, тепло? ( при солнечной, теплой)
-Согласна. И сегодня в этом классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок.
-Давайте откроем наши тетради , запишем число (18 марта), классная работа.
- Возьмите желтый карандаш и поселите солнышко к себе в тетрадь.
- Ребята, а если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет всеми цветами радуги.
- Сколько цветов у радуги? (7)
-А можете их назвать? (каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
-Сегодня, вы должны работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг.
-За каждое правильно выполненное задание будет появляться дуга радуги.
2. Словарная работа.
- Ребята, поднимите руку, кто любит ходить в магазин?
-Вот и начнем наш урок с посещения магазина.
-Сегодня мы посетим магазин «Канцтовары»
- Где располагается товар в магазинах? (в витрине)
- У нас тоже с вами есть витрина и товар…..
- Посмотрите какой товар у нас в наличии и чего вы пожелали себе приобрести.
(тетрадь-9р., ручка 7р., пенал 15р., карандаш-3р., ластик 2р., акварель-35р., - А когда товар покупают, то покупателю кроме кассового чека что еще выдают если он пожелает? (товарный чек)
-Правильно, товарный чек, в котором записывается наименование товара, его цена и общая стоимость всей покупки.
- А кто производит эту запись? (продавец)
- Ребята, поднимите руку, кто мечтает стать продавцом?
- Хорошо. Вот сегодня мы с вами и поучимся заполнять товарный чек.
-Возьмите все желтую карточку-это товарный чек. Посмотрите, как мы должны его заполнять. В товарном чеке 3 колонки: номер по порядку, название товара и цена.
Товар у нас в ветрине, на каждом предмете есть ценник.
- А первым посетит наш магазин ……………………
Он записывает на доске, а вы в товарных чеках.
(дети работают, по одному выходят к доске)
- Молодцы! Вас приветствует первая дуга радуги . ( красная )
- Ребята, посмотрите и скажите: что вы заметили, какие слова расположены в 1 столбике?
( словарные)
-Почему их так называют? ( их нельзя проверить, а надо запомнить)
- А где мы можем их найти и посмотреть? ( в словаре)
- А какой части речи являются эти слова ? (существительными)
- Назовите признаки, по которым вы узнали, что это существительные? ( дети называют: вопрос что? обозначают предмет)
- А какой части речи являются слова 2 столбика? ( числительные)
-Обоснуйте свой ответ. Почему?
Я каждый день и каждый час Сказать готова, сколько вас, И я могу, имей в виду, Сказать, который ты в ряду.
-А теперь подсчитайте на какую сумму мы купили товар (тридцать пять рублей - 35 рублей)
-Назовите числительное.
- Какое оно? ( составное)
-Перед вами оранжевая дуга радуги.
- А сейчас с одним из слов 1 столбика составьте предложение. У кого уже готово? ( идет записывает на доске)
ПРОСТОЙ КАРАНДАШ ЛЕЖИТ НА ПАРТЕ.
- Выполните синтаксический разбор этого предложения.
(предложение простое, 1грамм. основа-карандаш лежит, повествовательное, невосклицательное, распространенное -есть второстепенные члены……………………………..)
-Молоды! И вас приветствует 3дуга. (желтая)
- А теперь настало время игры. Для этого сядьте поудобнее, выпрямите спинки и слушайте внимательно). Ответы на вопросы вы должны показывать движениями : или «да»-хлопаете, или «нет»-топаете.
- Готовы?
3. Игра «Скажи да или нет». - Наша речь состоит из предложений? ( да) - Предложения состоят из слов? (да) - Слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные? (нет) - Это числительные? (да)
-Числительные бывают большие и маленькие? (нет)
- Числительные бывают порядковые и количественные? (да)
- Числительные бывают простые и составные? (да)- Порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет) - На вопрос, «который» отвечают количественные числительные? (нет) - Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да) - Составные числительные состоят из 2 и более слов? (да) - Простые числительные состоят из одного слова? (да)
- Молодцы! И вот появляется дуга зеленого цвета.

4. Работа с текстом. (сигнальный квадрат)
- Продолжим урок. У вас на парте лежит оранжевая карточка. Возьмите её и давайте прочитаем по цепочке. При чтении подумайте о чем здесь говорится?
Наступала ночь. Термометр показывал тридцать восемь градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх красные и желтые лучи. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через семь минут красный огонь залил все небо. Через десять секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд шестьдесят, а затем распались на множество отвесных полос. Через тридцать минут это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в мрачную и непроглядную.
(после чтения учитель читает стихотворение, а дети хором дополняют)
Дальний север - северок,Ветер гонит из-под ногМёрзлые снежинкиЖёсткие, как льдинки.
И при звёздах и лунеНебо плещется в огнеЦветоизлиянием -(Северным сиянием)
- Что же такое северное сияние? ( это разноцветное цветоизлияние)
*Весной и осенью в полярных областях можно наблюдать одно из красивейших явлений природы — полярное сияние. На ночном небе загораются сверкающие дуги, переливаясь разными красками.
*Полярное (северное) сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
* А по старинным финским легендам , это лисы охотятся на сопках и чешут бока о скалы так, что искры летят на небо превращаясь в северное сияние.
- Ребята, а мы прочитали текст или набор предложений?
-Почему вы так думаете? (предложения связаны по смыслу, у них общая тема)
- Из этого текста надо выписать числительные.
Работаем по вариантам.
( 2 ученика у доски)
1вариант - выписывает простые . Простые числительные – это слова с одной  основой, Простые числительные состоят из одного слова.
2вариант -выписывают сложные . Сложные  числительные состоят из 2 основ . 
- Кто выполнит это задание , повернет ко мне зеленый квадрат.
Если у кого возникнут вопросы - желтый квадрат) 3) Проверка выписанных числительных.
( обменялись тетрадями, взяли красный карандаш)
1вариант - (девятнадцать , пятнадцать, семь, десять, тридцать).
2вариант - (пятьдесят, шестьдесят )- Какое числительное мы не написали? ( тридцать восемь)
- Почему? ( оно составное)
-Обоснуйте ответ. Как вы догадались (из 2 слов состоит)
Хорошо! За выполнение этого задания мы встречаем голубую дугу радуги.
5. Гимнастика для глаз.
* Посмотрите на меня, поморгайте 5 раз, затем закройте глаза и подушечкой указательного пальца сделайте им легкий круговой массаж.
6. Сообщение темы урока.
- Ребята, а что вы заметили одинакового в написании числительных? (что во всех числительных есть «ь» знак)
-А где стоит «ь» знак? ( в некоторых он написан в конце, в некоторых в середине)
- Так кто же может сформулировать тему нашего урока?
Тема урока: « Мягкий знак на конце и в середине числительных».
- Молодцы.
7. Объяснение нового материала:
1) Работа карточкой-таблицей.

-Возьмите карточку голубого цвета.
- Давайте еще раз хором прочитаем тему нашего урока.
- Рассмотрите внимательно таблицу и скажите : Чем она может нам помочь?
( рассказать о правописании ь знака в числительных)
- Где пишется « ь» в числительных? (на конце и в середине)
-Давайте посмотрим в каких числительных «ь» пишется на конце? ( читаем в таблице)
- Приведите примеры:
- Зачитайте когда «ь» знак пишется в середине? (читаем в таблице)
-Приведите примеры.
- О чем еще может нам рассказать эта таблица? ( когда «ь» знак не пишется)
- Так когда же он не пишется? ( в середин числительных 15,16,17, 18, 19)
- Ребята, а хотите я вам раскрою секрет, как проще запомнить это правило?
( А секрет таков: если на конце числительного есть «ь», то в середине его писать не надо, а если в конце нет «ь» знака, то он пишется в середине. «ь» знак надо писать только один раз!)
8.Физкультминутка. ( под музыку.)
Дети скачут: раз, два, три
Приседают, молодцы!
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Подровнялись! Сели.
9.Заочная экскурсия в лес. (грамзапись пение птиц)
- А теперь давайте пофантазируем! Закройте глаза.
( Звучит запись с голосами птиц)-Послушайте и скажите: Где мы можем услышать это пение ? ( В лесу).- Голос, какой птицы мы услышали? ( соловья.) - А зимой можно его услышать? ( Нет) - Почему? ( Он улетает на юг) - Как называют таких птиц? (Перелетными) - А каких птиц мы можем увидеть зимой? ( Ворону, воробья, синицу и т.д.) - Как они называются? ( Зимующие) - Как живется зимой таким птицам ? (Тяжело) - А чем мы можем им помочь ? (Кормушки сделать) - Вот сегодня на уроке русского языка мы продолжим выполнение нашего проекта. « Помогите птицам»
- Я предлагаю вам прямо сейчас помочь птицам.. Каждый правильный ответ – горсть зерна в кормушку, а на перемене мы повесим кормушку на участке. (На столе учителя – кормушка, зерно в мешочке.)
10. Проверка усвоения новых знаний.
- Для этого надо выполнить самостоятельную работу.
- У вас на партах есть карточки желтого и зеленого цвета.
Карточку желтого цвета могут выполнять все ребята, а зеленая карточка с заданием повышенной сложности.
- Посмотрите внимательно какую карточку вы выберете.
Если вы выбрали зеленую карточку, то поставьте кубик ко мне зеленой стороной.
Если вы выбрали желтую карточку, то поставьте желтой стороной.
- Приступили к выполнению заданий.
Карточка №1
-Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.
Пят_надцать, девят_сот, пят_, шест_десят, сем_надцать, четыр_мя.
(Пятнадцать, девятьсот,пять,шестьдесят, семнадцать, четьмя.)
Карточка №2
-Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.
Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятьнадцать.
( Пятьдесят, четырьмя, восемь, восемнадцать, восемьсот, девятнадцать)
2.Проверка.
(вызываю по одному, если ответ правильный - кладут горсть в кормушку)
- Хорошо! Вот и сыты будут наши птички.
- Что мы с вами наполняли семенами? (кормушка)
Запишите слово «Кормушка» и сделайте разбор слова по составу.
КОРМУШКА.
И вот за хорошую работу к вам спешит ( синяя дуга)
11 Итог урока. - Ребята! -Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. -С какой частью речи мы работали весь урок? (числительным)- Повторите правило с которым познакомились на уроке ? - Какие задания у вас вызвали затруднения? - А с какими заданиями бы вы встретились на следующем уроке?- Ну вот и последняя дуга радуги. ( фиолетовая)
12. Выставление оценок.
13 Рефлексия урока.
- Посмотрите появилась прекрасная радуга, которая радует нас нашими успехами. А под ней лесенка – чудесенка. Ваша задача поставить себя на одну из этих ступенек. У вас на партах человечки - это каждый из вас. Вы должны поставить себя на одну из ступенек- рассуждая следующим образом:
1) Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе - прикрепите героя на верхнюю ступеньку.

2) Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете - на вторую ступеньку.
3)Если вам нужно еще раз послушать объяснение, так как вы не понимаете как действовать – третью.
(Дети подходят и прикрепляют своих героев на соответствующие места и объясняют почему)