Урок русского языка Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме


Урок русского языка, 2 класс
Тема: Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме
Цель: Способствование ознакомлению обучающихся с мягким знаком, его свойством обозначать мягкость согласного звука на письме, формированию умения определять количество букв и звуков в словах; создать условия для развития умения объяснять смысл пословиц, записывать предложения по памяти
Планируемые результаты (предметные)
Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета
Личностные результаты : Проявляют положительные качества личности: скромность, бережливость, совестливость
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
логические – умеют осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотруд-
ничествеОсновное содержание темы, понятия и термины
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Мягкий знак. Правописание мягкого знака на конце слова. Правописание слов с мягким знаком на конце. Обозначение мягкости согласного звука на письме.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.А то, что неизвестно, нам хочется узнать.Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,|Тогда с тобою многое удастся нам понять
Проверка домашнего задания
2. Актуализация знаний.
1) Чистописание:на доске записаны гласные: а у ы э о я ю и е ё.- Что это за буквы?Запишите их в тетрадь.- По какому признаку гласные разделили на 2 группы?- Какие гласные обозначают мягкость согласных? 2) Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова, в которых мягких согласных нет.Слова на доске: мыло, милый, денёк, лук, люстра, радуга, отряд.Дети записывают слова в 2 столбика:
милый мыло
денёк лук
люстра радуга
отряд
3. Постановка темы и задач урока.
- Почему в 1-ом столбике некоторые согласные произносятся мягко?Подчеркните гласные, показывающие на мягкость согласных.- А в какой столбик запишите слово моль?- В нем есть мягкий согласный звук? Какой?- Но ведь после согласной л нет гласных я, ю, е, ё, и. Почему же она произносится мягко?- Можете предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?- Послушайте загадку. Отгадка на неё и будет темой нашего сегодняшнего урока. 
Живет в стране Грамматика очень веселый волшебник.Без него не написать 30, 20, 10, 5.Он не произносится, но в слово часто просится.Почему у дома угол превратился сразу в уголь,Без пожара, просто так?Это сделал …Дети произносят отгадку: мягкий знак.
Далее формулируется тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».- Сегодня нам предстоит доказать, действительно ли мягкий знак показывает на мягкость стоящего перед ним согласного звука. А для этого нам необходимо:
Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке.
Вспомнить, в чем особенность мягкого знака (Чтение вопроса «Почемучки» и просмотр диска к учебнику)
Физкультминутка.
4. «Открытие» нового знания.
1) Наблюдение над словами с мягким знаком, обсуждение пословиц. Выполнение упр.202 с.124. Запись любой пословицы по памяти.
- Чем отличается написание слов друг от друга? - Что делает мягкий знак со стоящей впереди него согласной?
Чтение правила и его формулировка с.124
2) Выполнение упр.203 с.124
Физкультминутка.
А теперь давайте понаблюдаем, в чем особенность "ь". Работа в печатной тетради с.59 №129
5. Закрепление знаний и умений.
- Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Димы Дубровина. Послушайте отрывок из его письма и постарайтесь запомнить слова с мягким знаком, которые в нем встретятся.Учитель читает письмо.Здравствуйте, ребята.Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.- Какие слова с мягким знаком встретились в этом письме? Проводится выборочный диктант. Дети записывают только слова с мягким знаком: июнь,деньки, ельник, Ольга, васильки, на пеньке, лось. 6. Итог урока.
- На какой вопрос надо было ответить почемучки?
- Чему учились на уроке?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Какой вид работы понравился больше?
- Что получилось хорошо?
- Над чем надо поработать?