Урок по русскому языку Обозначение мягкости согласного звука на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я».

Тема урока: «Обозначение мягкости согласного звука на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я».
Цель:
Предметная:
- научиться обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я.
Метапредметная:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, аккуратность письма.
- Регулятивные: определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других, строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные умения: использовать приобретенные знания при выполнении творческой работы.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- уметь обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я;
- правильно списывать слова и предложения;
- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом;
- проводить звуко-буквенный анализ слова;
- объяснять лексическое значение слова.
Метапредметные умения:
познавательные
- уметь использовать приобретенные знания при выполнении творческой работы;
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- проводить анализ учебного материала;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
регулятивные
- уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя;
- уметь высказывать свое предположения на основе работы с материалом учебника;
- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания;
- определять и формировать цель деятельности на уроке;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
коммуникативные
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь работать в паре;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
личностные
- уметь проводить самооценку;
- проявлять интерес к изучению темы;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
- определять правила работы в паре, группе;
- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Ресурсы: учебник, карточки с индивидуальными заданиями, осенние листочки, модели звуков, компьютер, медиапроектор, презентация Power Point.



Ход урока.
I.Организационный момент.
Итак, друзья, внимание Вот прозвенел звонок Садитесь поудобнее Начнём скорей урок.
II. Чистописание.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите друг – другу руки и пожелайте удачи на сегодняшнем уроке.
Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь.
- Ребята, откройте тетради, запишите число, сегодня 17 октября.
- Какое сейчас время года? Посмотрите какие красивые листочки к нам прилетели в класс.
Слайд 1.
Падают с ветки жёлтые монетки
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

На каждом листочке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)
Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)
Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как эти осенние листья.(Показ)
Посмотрите на свои буквы, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и поставьте под ним точку.
III. Самоопределение к деятельности.
- Послушайте сказку, она поможет сформулировать тему и цель урока.
Слайд 2.
Фокусник.
Живет в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому – нибудь слову – и оно делается совершенно неузнаваемым: глагол ел превращается в существительное ель, а консервная банка – в теплую баньку. Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Если мы захотим, то лук превратится в люк, мышка –в мишку, а рад – в ряд. Замолчал Мягкий знак, задумался.
- Какие буквы, по – вашему, могли поспорить с Мягким знаком? Какие буквы тоже могут обозначать на письме мягкость согласных звуков?
- Вы, конечно, догадались, что секрет фокуса в том, что не только мягкий знак, но и и, е, ё, ю, я обозначают мягкость согласных, после которых стоят. Сделаем вывод: мягкость согласного звука на письме может обозначаться не только с помощью мягкого знака, но и с помощью букв и, е, ё, ю, я.
- Сформулируйте тему и цель урока. (Тема: «Обозначение мягкости согласного звука на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я.» Цель: научиться обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью данных букв)
Слайд 3.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
- Прочитаем хором вывод в рубрике «Узелки на память» в учебнике на стр. 63 о том, как на письме может быть обозначена мягкость согласного звука.
- Понаблюдайте за словами мама, сок, сыр. Что можно сказать про слова, в которых есть гласные буквы а, о, у, ы, э. Вывод: гласные буквы а, о, у, ы, э указывают на твердость согласного звука, который стоит перед ним.
Прочитаем хором вывод в рубрике «Узелки на память» в учебнике на стр. 64 о том, как на письме может быть обозначена твердость согласного звука.
Выполнение упр. 88.
- Давайте закрепим свои знания, выполнив упражнение 88.
Распределим слова в два столбика. В первый запишем слова с мягким звуком в начале слова, а во второй столбик слова с твердым звуком в начале слова.
Физкультминутка.
Слайд 4.
«Осенние листочки».
Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели
И по ветру полетели.
Зашуршали по кустам,
Видно их и тут, и там.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит.
(Дети имитируют движения.)
3. Дифференциация согласных, Развитие фонематического слуха.
- Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.
- Кто из вас, ребята, смотрел программу «Угадай мелодию». Там угадывают мелодию по первым нотам. Мы сейчас с вами тоже поиграем в игру, которая называется «Угадай звук»

Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Если это мягкий согласный поднимите зеленый кружочек, если твердый , то синий.
Игра «Угадай звук».

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.
- А как мы называем такие слова? (словарные).
V. Актуализация знаний.
Словарно – орфографическая работа.
Слайд 5.
Урожай, чашка, ель, нитки, игла, коньки.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы должны назвать сами. Выделите первую букву в каждом слове. Соедините буквы между собой в том порядке, в котором записаны слова. Какое получилось слово? (Ученик.)
Слайд 6.
- Кого можно назвать учеником? (Учеником можно назвать человека, который где-либо учится.)
- Где может учиться такой человек? (Он может учиться в школе, училище, институте.)
- Дайте полный ответ. Что обозначает слово ученик. (Ученик – это человек, который учится в школе, училище или институте.)
Давайте разделим это слово на слоги. На какой слог падает ударение. Запишем это слово. Поставьте ударение. Какую гласную надо запомнить?
- Составьте предложение с этим словом. (Ученик идет в школу.)

VI. Рефлексия.
Работа в парах. Игра «Весёлые превращения».
- Ребята, перед вами карточки.
Подберите к данным словам такие слова, в которых подчёркнутые буква обозначают мягкие звуки. Запиши слова парами по образцу.
Образец. Угол – уголь, мал – мял.
угол – _______________ пыл - __________________
мал – ________________ был - __________________
лук – ________________ тапка - __________________
кон – _______________ полка - __________________
вес - ________________ тук - ___________________

Проверите. Такие ли пары у вас получились.
Слайд 7.
-Ребята, я хочу, что бы вы выполнили самооценку. Внизу карточки поставьте соответствующий знак:
Слайд 8.
«!» – молодец, всё выполнено верно;
«+» – есть незначительные ошибки, неточности, но в целом верно;
«-» – много ошибок, материал не понят, нужна помощь.

-Чем отличаются слова? ( В одних словах гласная указывает на твердость согласного звука, в других – на мягкость согласного звука).

VII. Подведение итога урока.
Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.
Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).
А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»
На столе у каждого из вас лежат листочки, давайте устроим в классе настоящий листопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску листочик.
Большой – отлично поработал, справился со всеми заданиями.
Маленький – Поработал хорошо, но мог бы лучше.
- Посмотрите, какой красивый у нас получился листопад.
- Я думаю, что цель урока – научиться обозначать мягкость согласного с помощью букв е, ё , и, ю, я - достигнута.
- Я благодарю вас за работу на уроке.
Домашнее задание.
Упражнение 55, страница 30 в рабочей тетради.






15