Урок чтения Буква ь — показатель мягкости предшествующего согласного (закрепление) (1 класс)


Класс: 1
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)
Тема: Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного (закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного; развивать речь, память, логическое мышление.
Тип урока: урок - закрепление
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Планируемые результаты:
Предметные
Знать:
– особенности мягкого знака (звука не обозначает, но обозначает мягкость предшествующего согласного)
Уметь:
– отличать букву «мягкий знак» от других букв, читать слова с новой буквой.
МетапредметныеЛичностные УУД:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД:
ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме,
осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в учебнике, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи.
Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
уметь слушать и слышать учителя;
строить речевые высказывания в устной форме;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своих действий;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Средства обучения : учебник, предметные картинки, доска, тетрадь по чтению.
Ход урока
Этап самоопределения к деятельности
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок.Этап актуализации знаний
Беседа
- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
- Чем эта буква интересна? (не обозначает звука)
- А для чего она нужна в слова?
- Прочитайте с доски твердые и мягкие согласные.
р – рь л - ль
н – нь г - гьв – вь з - зьм – мь б - бьп – пь с – сь- А для чего же нужен мягкий знак в словах?
Найди слово
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение. А вы будьте внимательны. Когда я закончу, вы назовете нам слова, в которых услышали мягкий знак.
Мягкий знак, мягкий знак, Без него нельзя никак!Без него не написать Тридцать, двадцать, десять, пять.Вместо шесть получим шест, Вместо есть получим ест.Станут пенками пеньки, Уголками – угольки, Банька в банку превратится – Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать!
Постановка целей и определение темы урока.
- Кто уже догадался, с какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
- Какие цели мы поставим перед собой?
Этап реализации построенного проекта и самостоятельная работа
Игра «Один – много».
- Прочитайте слова на доске. Сколько предметов они обозначают? (один)
- А давайте подберем к этим словам пары, чтобы они стали обозначать много предметов, несколько.
снегири - … караси - … окуни - … лебеди - …. олени - …
- Что обозначают слова с мягким знаком ? (один предмет)
- А что делал мягкий знак с предшествующим согласным?
ФизминуткаПечатание слов в тетради
Отгадайте загадку:
Оно из шерсти иль из драпа,
Из меха воротник богатый,
А чтобы вы не заболели,
Согреет вас от злой метели!
Отгадайте, это что?
Это зимнее... 
Ответ: Пальто
- Напечатаем отгадку в тетради.
- Подчеркнем в этом слове мягкий знак.
- Где он встретился: в начале, в середине или в конце слова?
- А теперь попробуем убрать мягкий знак из этого слова. Какое слово получится? (палто)
- Есть такое слово в русском языке?
- Так для чего еще нужен мягкий знак? (он разделяет звуки в словах; разделительный)
119253030861053530530861000119253024384001192530308610954405308610487680308610- А теперь составим схему слова-отгадки.
 
- Итак, где ещё может в слове встретится мягкий знак? Какую роль тогда он будет выполнять?
Работа по учебнику (с. 13)
- Прочитаем слова.
- Какой вопрос можно к ним поставить? (что делать?)
- Что обозначают такие слова? (действие)
- что имеют все эти слова на конце?
- Какой мзвук во всех этих словах звучит мягко?
- Давайте придумаем предложение со словом думать.
Физминутка.
Работа по учебнику.
- Прочитаем скороговорку. (На иве галка, на берегу галька)
- Назовите слово с мягким знаком (Галька)
- Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? (разделительную)
- Повторим эту скороговорку сначала медленно. А теперь повторяем быстрее.
- Прочитаем слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Что они обозначают? (Одушевленные предметы)
- Прочитаем слова, которые отвечают на вопрос что?
- Что они обозначают? (неодушевленные предметы)
- Прочитаем текст в нижней части страницы.
- Как можно его озаглавить? (Письмо. Письмо подруге)- Найдите в тексте слова с мягким знаком. Напечатаем их в тетради. (Письмо, Ольга)
- Где встретился мягкий знак в этих словах? Подберите ещё одно такое слово. (полька, коньки)
Самостоятельная работа.
- Прочитаем слова. Где в них находится мягкий знак?
- Образуем от них слова так, чтобы мягкий знак находился в середине слова
День – деньки
Пень – пеньки
Окунь – окуньки.
- Напечатайте новые слова в тетради.
- Проверьте свои слова со словами на доске. У кого нет ни одной ошибки, поставьте на полях плюс. А у кого были ошибки, тем нужно ещё поработать над этой темой.
Этап рефлексии учебной деятельности
– С какой буквой мы знакомились сегодня на уроке?
- В чем секрет этой буквы?
- Что она обозначает?
- Оцените свою работу на уроке. Если было все понятно – поднимите весёлый смайлик, если нужно ещё поработать с этой темой – поднимите смайлик, ну а если ничего не понятно – поднимите грустный смайлик.
р – рьл - ль
н – ньг - гьв – вьз - зьм – мьб - бь