Разряды имён прилагательных по значению


Конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Учитель: Никитина Юлия Юрьевна
Тема урока: Разряды имён прилагательных по значению.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Цели урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению;
формировать умение определять разряд прилагательных.
Развивающие:
развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;
развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные:
воспитывать положительное отношение к процессу познания;
интерес к родному языку.
Оборудование:
Раздаточный материал с заданиями.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты:
1.  Предметные:
знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;
уметь различать прилагательные  по значению.
2. Метапредметные:
Познавательные:
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
давать определения понятиям;
объяснять языковые явления;
строить рассуждение;
приводить примеры в качестве доказательства;
устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности;
составлять план действий, работать по плану;
прогнозировать, корректировать свою деятельность;
выдвигать версии решений задачи;
анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные:
уметь сотрудничать в группе;
учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
высказывать и отстаивать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией.
3. Личностные:
выражать положительное, осознанное отношение к учению;
оценивать собственную учебную деятельность;
применять правила сотрудничества в группе
Ход урока.
1.Приветствие.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Все ли готовы к уроку? Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
2. Создание проблемной ситуации. Мотивация. Определение темы урока. Целеполагание.
- У нас за окном замечательная погода. Опишите, пожалуйста, сегодняшнее утро 1-2 словами, которые будут отвечать на вопрос какое?(Отвечают 3-4 ученика).
- Как называется часть речи, с помощью которой вы описывали утро? (Имя прилагательное)
- Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы продолжим разговор об имени прилагательном.
- Как называется вид работы в русском языке, где можно рассказать всё, что знаем о какой-либо части речи? (Морфологический разбор).
- Верно. Выполнив морфологический разбор прилагательных, определим тему нашего урока и проконтролируем свои знания.
-Возьмите раздаточный материал № 1, там дана подсказка – схема разбора. Первый ряд выполнит морфологический разбор прилагательного в краткой форме, второй ряд – в начальной форме, а третий ряд – в простой сравнительной степени.
(Ребята выполняют разбор, затем проверяют работы друг друга).
- Давайте второй раз проконтролируем себя – проверим работу, но не свою, а соседа по парте.
(По итогам проверки дети делают вывод, что в пункте с постоянными признаками они ничего не указали).
- А у других частей речи есть постоянные признаки? Назовите их.
- А может быть такое, что часть речи есть, а постоянных признаков у неё нет? (Ответы детей, где должно прозвучать, что именно постоянные признаки указывают, что перед нами та или иная часть речи).
- Итак, можем определить, над чем мы сегодня будем работать? (Да, сегодня будем работать над постоянными признаками имён прилагательных).
- Верно. И таким постоянным признаком будут разряды имён прилагательных. Запишите тему урока: «Разряды имен прилагательных по значению».
- Давайте определим цели урока. (Учитель записывает на доске ключевые понятия).
На доске.
Цели:
- узнать разряды;
- обозначить признаки;
- определять;
- выучить.
3.Актуализация и пробное учебное действие. Выявление затруднений. Построение проекта выхода из затруднения.
- Для того чтобы узнать, на какие разряды делятся имена прилагательные, предлагаю вам работу в парах. Обратите внимание на доску, здесь представлено всего шесть прилагательных:
мамин
темный
ежиный
весёлый
осенний
стеклянный
- Разделите их на группы по какому-либо признаку. Используйте всю информацию об именах прилагательных, которую мы с вами вспомнили, выполняя морфологический разбор.
- Итак, какие группы у вас получились? (Ребята отвечают, предполагается, что в первую группу дети выделили прилагательные, которые отвечают на вопрос «чей?», во вторую – прилагательные, которые имеют краткую форму либо степень сравнения, в третью группу – прилагательные, которые не имеют вышеперечисленных признаков). - Имена прилагательные, которые обозначают принадлежность предметов лицам или животным и отвечают на вопрос чей, называются притяжательными. Объясните мне, пожалуйста, значение приставки при-(Ответы детей).
- Имена прилагательные, которые обозначают признак предмета, проявляющийся в большей или меньшей степени, могут употребляться в краткой форме, называются качественными.
- Имена прилагательные, которые обозначают признак предмета, не проявляющийся в большей или меньшей степени, не могут употребляться в краткой форме, называются относительными. Возьмите раздаточный материал №2. Запишите в таблицу эти прилагательные.
- Посмотрим на цели урока. Узнали разряды? (Можно задать индивидуальный вопрос - какие?)
- Обозначили, по каким признакам имена прилагательные делятся на разряды? (Можно задать индивидуальный вопрос - по каким признакам?)
- А теперь будем учиться определять разряды. Вижу, что вы немного засиделись. Выполним физкультминутку и продолжим работу.
Физкультминутка.
Мы тихонечко все встали
За работой мы устали
Руки солнышку подняли
На носочки все привстали
Хорошенько потянулись
И друг другу улыбнулись
Вот на корточки присели
И за парты тихо сели.
- Возьмите раздаточный материал №3. Задание: определите разряды прилагательных. Выполняете самостоятельно. (После выполнения выборочная проверка).
- А давайте вернёмся к нашему морфологическому разбору. Теперь вы знаете постоянный признак имени прилагательного. Определите разряд прилагательных, которые вы разбирали в начале урока.
(После коллективной проверки, обратить внимание на цель)
- Умеем определять разряды имен прилагательных? (Да).
4.Итог. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание.
-Давайте подведем итоги урока. Посмотрите на доску, здесь представлены незаконченные фразы: Сегодня я узнал (-а) … и Я уверен (-а) в том, что мне… Закончите их, пожалуйста. (Дети отвечают)
- Друзья мои, у нас осталась еще одна цель: запомнить разряды имен прилагательных. Как будем их запоминать? (Выполнять домашнее задание).
- Домашнее задание представлено на раздаточном материале № 4. Определите разряды имен прилагательных.
- Вопросы есть у вас ко мне? Спасибо большое за работу на уроке. (Выставление и комментирование оценок).