Урок русского языка Разряды имён прилагательных по значению


Никандрова Анастасия Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 38 II вида»
Урок русского языка в 6 классе по теме «Разряды имён прилагательных по значению»
Цель: формирование знаний о разрядах имён прилагательных по значению.
Образовательные:
повторить знания учащихся по теме «Степени сравнения имен прилагательных»;
сформировать умения различать разряды прилагательных позначению.
Развивающие:
обогащать словарный запас учащихся;
способствовать развитию у детей внимания, мышления и быстроты реакции;
способствовать развитию интереса к русскому языку как к предмету.
Воспитательные:
формировать умение слушать ответ одноклассника, умение находить ошибки в ответе сверстника и исправлять их.
Коррекционные:
формировать слуховое восприятие и корректировать произношение учеников.
Оборудование: слайд-презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Метод: слово учителя.
Приём: приветственное слово учителя.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Слушаем на уроке внимательно, говорим правильно!
II. Фонетическая зарядка.
Метод: слово учителя.
Приём: ведущее слово учителя.

Фразы на слух.
- Какой сейчас урок?
- Какое сегодня число?
Метод: слово учителя.
Приём: ведущее слово учителя.
- Откройте тетради, запишите дату и тему сегодняшнего урока «Разряды имён прилагательных по значению»
- Сегодня на уроке мы повторим степени сравнения имён прилагательных и перейдем к изучению новой темы урока «Разряды имён прилагательных по значению».
II. Повторение изученного материала.
Метод: слово учителя.
Приём: ведущее слово учителя.
-Ребята, на предыдущем уроке мы с вами узнали, какие степени сравнения имён прилагательных есть в русском языке. Давайте проверим, как вы усвоили эту тему и поиграем с вами в игру «ВЕРНО-НЕВЕРНО».
-38102540
Я буду говорить фразы, если фраза правильная вы хлопаете в ладоши, если фраза ошибочная- топаете ногами.
Слово — красивее- это прилагательное в форме простой сравнительной степени. ВЕРНО(хлопают).
Слово – наиболее сладкий –это прилагательное в форме простой превосходной степени. НЕВЕРНО (топают) –это прилагательное в форме составной превосходной степени.
Слово - глубочайший –это прилагательное в форме простой сравнительной степени. НЕВЕРНО (топают)-это прилагательное в форме простой превосходной степени.
Слово – краше –это существительное. НЕВЕРНО (топают) –это прилагательное в форме простой сравнительной степени.
Слово - самый лучший –это прилагательное в форме составной сравнительной степени. ВЕРНО (хлопают).
III. Объяснение нового материала.
Метод языкового анализа.
Приём: словарная работа, инструктирующее слово учителя.
- Запишите в тетрадь словарное слово «алюминиевый», определите его лексическое значение, подберите к нему однокоренные слова, составьте с ним словосочетание.
Работа со словарем С.И. Ожегова. Поиск слова в словаре, запись его лексического значения. Запись примеров из словаря. Запись своего примера.
Языковой материал:

Метод: слово учителя.
Приём: установка на работу с языковым материалом, проблемная беседа.
-38100- Образуйте от прилагательного «алюминиевый» все формы степеней сравнения.
Вывод: не от всех прилагательных можно образовать степени сравнения.
От каких же прилагательных невозможно образовать степени сравнения? Давайте посмотрим в таблицу.
Метод: слово учителя.
Приём: сопровождающее слово учителя.
Работа с памяткой. Комментированное чтение памятки. Вклеивание памятки в опорные конспекты.

IV. Закрепление изученного материала.
Физкультурная минутка.
Метод: слово учителя.
Приём: сопровождающее слово учителя.
- Ребята, давайте с вами немного отдохнём, поиграем и за одно проверим, как вы поняли новую тему урока. Игра называется «Положи в корзинку». Вам нужно по очереди выйти к доске и положить словосочетание в нужную корзинку. На доске прикреплены 3 корзинки с надписями: качественные прилагательные, относительные прилагательные и притяжательные прилагательные.
Языковой материал: папин топор, золотое кольцо, аккуратный мальчик, бабушкины очки, фарфоровый стакан, интересные задания, дедушкин журнал, серебряные серёжки, прошлогодний урожай, счастливая семья, мамино платье, каменные стены, синий шар, заячий хвост, молочный кисель, чудесный праздник.
Метод: диктант.
Приём: выборочный диктант с грамматическим заданием.
- Ребята, я буду читать стихотворение, вам необходимо выписать себе в тетрадь только прилагательные, над прилагательными подписать их значение (кач, относ, притяж).
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен -
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
(И. Суриков)
Метод: проверка задания.
Метод: самопроверка.
Качественные прилагательные: белый снег, пушистый снег, тёмный лес, чудной шапкой, дни коротки, злой мороз, сердитый мороз. Относительное прилагательное: снеговые горы. Притяжательное прилагательное: божьи дни.
Выставление отметок за работу.
Задание 6*: найди спрятавшиеся прилагательные, запиши их в тетрадь.
Л И С Ь Я
Ы Н Я Н Ы
С И Л Г Й
Ы Й Ь Н И
Й Ы Н И С
ПОДСКАЗКА: здесь спрятались 3 качественных прилагательных, 1 относительное и 1 притяжательное.
Составь 1 предложение с любым прилагательным и запиши его в тетрадь.
V. Домашнее задание.
Метод: слово учителя.
Приём: ведущее слово учителя.
- Ребята, дома нужно выучить разряды имён прилагательных по значению и выполнить задание по карточкам.
Дифференцированные задания.
Задание: заполни таблицу.
Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные
Слова для справок: молочный кисель, мамина сумка, синее небо, громкий голос, деревянный дом, бабушкины пироги, великий поэт, дедов пиджак, каменные стены.
Задание*: прочитай загадку, отгадай ее (устно). Составь с этим словом словосочетание с качественным, относительным и притяжательным прилагательным, запиши словосочетания в тетрадь.
-3810-381000На носу сидим,
На мир глядим,
За уши держимся.
(О. Тарнопольская.)
VI. Подведение итогов урока.
Метод: беседа.
Приём: репродуктивная беседа.
- Итак, сегодня на уроке мы познакомились с разрядами имён прилагательных по значению.
- Какие разряды имён прилагательных вы знаете?
- Приведите примеры.
VII. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок? Учащиеся выбирают своё настроение и прикрепляют на доску.